Методика проведения уроков технологии разного типа» (2 часа)

Цели: 1. Ознакомление с возможной структурой и методикой проведения уроков технологии разного типа в начальной школе.

2. Формирование умения составлять планы-конспекты в соответствии со структурой урока технологии.

Литература:

Основная:

10. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

11. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

12. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

13. Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

14. Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы. В 2 ч. Ч.1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. –317с., (Стандарты второго поколения)

Дополнительная:

15. Конышева Н.М. Технология. Программы. 1-4 классы, 2011 г.

16. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1981.

8. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1988.

ПЛАН

1. Специфика и типы уроков технологии.

2. Структура урока технологии.

3. Методика проведения уроков технологии разного типа.

КОНСПЕКТ

       Урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Наибольшей педагогической эффективности достигают те уроки, на которых комплексно решаются проблемы обучения, воспитания и развития детей. Для того чтобы урок соответствовал современным требованиям, учитель должен умело использовать различные приемы и методы обучения.

       По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки технологии в начальных классах имеют свои специфические особенности. Кузнецов В.П. и Р.Я. Андреевич выделяют такие специфические особенности уроков технологии:

1. Основная масса учебного времени отводится на практическую работу.

2. Практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми поделки находят практическое применение в школе, семье.

3. Работа режущими инструментами проводится при строгом соблюдении правил техники безопасности.

4. Изготовление изделий требует на каждом уроке постановки четкой и конкретной дидактической цели.

5. Само содержание работ воспитывает уважение к труду взрослых, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус.

6. Различные виды деятельности на уроках технологии требуют разностороннего и гибкого использования широкого арсенала форм, методов и приемов обучения, связи с другими предметами [7].

Н.М. Конышева подчеркивает, что уроки технологии очень важны для общего развития младших школьников и их специфические возможности наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1. Возможность активизации познавательной деятельности (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности).

2. Возможность социальной адаптации личности (через формирование практических умений и развитие творчества).

3. Возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей ребенка и природных закономерностей развития) [2, 3].

        Как отмечает Н.М. Конышева, а также отмечено в программе по технологии (в соответствии со ФГОС второго поколения), главная специфическая черта уроков технологии в том, что они базируются (строятся) на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания [5].

Другая важнейшая специфическая особенность уроков технологии состоит в их исключительном значении в формировании социально-значимых умений и творческих качеств личности.

Типы уроков определяют по разным критериям. В соответствии с технологическим подходом классификации уроков технологии чаще всего даются по содержанию (материалам, используемым в работе), например уроки по обработке бумаги, ткани, разных материалов, техническому моделированию и др.; по способу проведения: уроки-экскурсии, киноуроки, уроки-практикумы, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки по самостоятельному изготовлению изделий и др.; по целям обучения: уроки изучения нового материала; повторительно-обобщающие; закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков; комбинированные уроки; контрольные; интегрированные; по практическим операциям: уроки обучения приемам лепки, работы с ножницами, с иглой, уроки формирования умений сгибания и складывания бумаги и т.д.; по предметному содержанию: уроки аппликации, вышивания, вязания и т.д. (1, 2, 3, 6, 7). Нетрудно заметить, что каждый подход к определению типов уроков строится на основании какого-нибудь одного признака. В настоящее время при определении типов уроков методисты начинают учитывать различные признаки и в основу их характеристики берут структурные единицы. Определение типов уроков по структурным единицам органически объединяет дидактические задачи с организацией, содержанием и методами обучения. При таком подходе уроки рассматривают не изолированно друг от друга, а в виде серии и подразделяют на простые и сложные (составные) типы. К простым типам относят уроки, включающие в себя несколько однородных элементов и посвященные выполнению одной дидактической цели, например уроки по изучению свойств бумаги, формированию умений сгибать бумагу, закреплению умений резать бумагу и т.д. К сложным (составным) типам относят уроки, включающие в себя несколько неоднородных элементов и посвященные выполнению нескольких дидактических целей. Например, уроки по изучению свойств бумаги и формированию умений обрабатывать ее, уроки по обучению разметке бумаги и закреплению умений сгибать и резать бумагу и т.д. В первом случае, как правило, учитель осуществляет прямое руководство познавательной деятельностью учащихся: рассказывает, объясняет, инструктирует. Во втором случае учитель в основном осуществляет косвенное руководство познавательной деятельностью учащихся: создает проблемные ситуации, наблюдает и контролирует самостоятельную работу детей по обычным и программированным технологическим картам [7, 8].

Н.М. Конышева предложила свою классификацию типов уроков по содержанию работы (по содержательно-смысловой направленности художественно-конструкторской деятельности учащихся):

уроки рационально-логического типа (решение логических задач); эмоционально-художественные (создание художественного образа); практико-технологические (уроки формирования приемов и навыков практической работы).

Структура урока технологии.

Структура урока технологии определяется учителем в зависимости от целей, темы и содержания урока, уровня развития детей и учебно-материальной базы школы. В каждом конкретном случае учитель выбирает такую структуру, которая наиболее эффективно решает поставленные перед учащимися учебно-воспитательные задачи.

       Структура урока – это последовательность и взаимосвязь этапов и элементов урока и их временное соотношение.

       Урок любого типа строится в виде последовательного чередования отдельных этапов, которые и определяют его структуру. Содержательное наполнение каждого структурного элемента зависит именно от типа урока.        

       В учебно-методических пособиях можно найти различные рекомендации относительно структуры урока технологии. При этом одни авторы предлагают вариативное решение этой проблемы, указывая на то, что структура урока может меняться в зависимости от его типа, другие подразумевают более жесткую разбивку на определенные этапы. Выделим такие структурные компоненты, которые так или иначе всегда присутствуют в уроке и, несмотря на частные различия, все-таки следуют в каком-то определенном порядке.

1) организация учащихся, установление порядка и дисциплины («организационный момент»);

2) сообщение темы урока, постановка цели и учебных задач;

3) подготовка учащихся к выполнению трудового задания (вступительная беседа или рассказ учителя; общий анализ задания и анализ образца; планирование предстоящей работы; наблюдения и опыты; объяснение учителя);

4) организация рабочих мест;

5) практическая работа детей по изготовлению изделия;

6) подведение итогов урока, оценка проделанной работы;

7) уборка рабочих мест.

       Структура урока должна быть гибкой, она может изменяться в зависимости от окружающих условий. Например, при изготовлении трудоемких изделий, рассчитанных на два урока, на втором уроке могут отсутствовать элементы проектирования и планирования; при проведении опытов и лабораторных работ может не быть технологических операций.

       Рассмотрим структуру урока технологии более подробно.

 Организация урока чаще всего начинается с проверки готовности учащихся к уроку. Если у некоторых учащихся нет необходимых материалов или инструментов, то учитель выдает их из дополнительных классных запасов. Урок можно начинать, когда учитель убежден, что все учащиеся имеют необходимые для урока материалы и инструменты.

Изложение нового материала на уроках технологии в начальных классах, как правило, проводится в процессе бесед, инструктажей и демонстраций. Демонстрируя образец, учитель спрашивает, чем данное изделие нравится детям. Затем определяет цель урока. Учащиеся устанавливают, какие материалы и инструменты им понадобятся, в какой последовательности выполнять работу, как контролировать свою деятельность, как самостоятельно работать, опираясь на техническую документацию. Учащиеся готовят свое место к работе.

Самостоятельная (практическая) работа детей не устраняет учителя от учебного процесса. Он осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь, проводит при необходимости дополнительный инструктаж. Основная цель учителя состоит в том, чтобы предупредить возможные ошибки учащихся.

Анализ и оценка работы проводятся в конце урока. Подведение итогов урока заключается в выяснении решения учебных задач и оценкой ученических поделок. Проводится выставка работ детей или проверка изделий в действии. Завершается урок уборкой рабочих мест.

(Презентация структуры уроков разного типа).

1. Урок изучения нового материала

Цель: познакомить с обработкой нового материала или с новым приемом обработки уже известного материала. Эти уроки проводятся в начале темы. На уроках ученики знакомятся со свойствами качества материала, его производством, использованием в быту. Ученики приобретают первоначальные представления о приемах обработки.

Основное внимание учителя должно быть направлено на организацию восприятия детьми нового материала. Для организации надо позаботиться о раздаточном материале (для включения наибольшего количества анализаторов).

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Подготовка в выполнению учебного задания:

· Пополнение и уточнение знаний учащихся о назначении и использовании материала.

· Изучение свойств нового материала.

· Объяснение и показ учителем нового способа действий и приемов работы инструментами.

· Выполнение пробного упражнения.

· Сообщение учителем учебного задания (демонстрация образца).

· Анализ образца.

· Планирование предстоящей работы.

· Выяснение и определение учебных задач.

3. Проверка готовности рабочих мест.

4. Выполнение учебного задания.

5. Подведение итогов урока.

6. Уборка рабочих мест.

2. Урок повторения

Цель: помочь учащихся свободно овладеть приемами работы.

Ход урока:

1. Сообщение темы, учебной и трудовой задач урока.

2. Подготовка к выполнению трудового задания:

· Анализ образца изделия.

· Планирование работы с опорой на ГИК, пооперационный чертеж или ПТК.

· Повторение знакомых приемов работы, если это необходимо.

3. Проверка готовности рабочих мест.

4. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания.

5. Подведение итогов урока и привлечением детей к оцениванию работ.

6. Уборка рабочих мест.

Роль учителя – организовать самостоятельную работу младших школьников.

Главная задача учителя: контроль за правильностью выполнения работы.

3. Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков.

Цель: дать возможность ученикам использовать имеющиеся у них знания и умения в новых условиях, то есть предусматривается творческая деятельность учащихся.

Творческой может быть часть работы или вся работа. На этом уроке все приемы должны быть известны учащимся.

Ход урока:

1. Сообщение темы, трудовой и учебных задач урока.

2. Подготовка к выполнению трудового задания:

· Обобщение и уточнение знаний учащихся о назначении изделия, вариантах его формы, размерах, конструкции, о ходе работы.

· Определение условий выполнения творческого задания.

· Создание детьми эскизов (рисунков) будущего изделия.

· Утверждение эскиза учителем.

· Воспроизведение основных приемов работы.

3. Организация рабочего места.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Подведение итогов урока:

· Проверка изделия в действии или выставка работ.

· Оценка изделия.

· Обобщение учителем найденных решений.

· Уборка рабочих мест.

Задача учителя – подбор нескольких вариантов эскизов, контроль за работой детей.

4. Комбинированный урок

Содержит этапы предыдущих типов уроков, но присутствуют различные элементы.

5. Контрольный урок

Цель: проверка знаний учащихся.

Ход урока:

1. Сообщение темы и задач урока.

2. Инструктаж учителя по контрольному заданию.

3. Организация рабочего места.

4. Самостоятельное выполнение работы.

5. Оценка работ учащихся.

6. Работа над ошибками.

7. Подведение итогов урока.

Оценка выполненной работы, краткая характеристика использованных умений, выявление недостатков, указание путей их устранения.

 Методика проведения урока-экскурсии

Уроки этого типа, прежде всего, призваны показать учащимся практическое применение знаний. Ныне все большую популярность у учителей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятия и ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом.

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь учащихся к активной деятельности. Все учащиеся вначале осматривают объект в целом, а затем по группам подробно знакомятся с тем оборудованием, которое имеет отношение к полученному заданию. Поэтому вначале путь осмотра един, а затем (во второй части экскурсии) он разделяется на несколько самостоятельных маршрутов.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: группы делают сообщения о выполнении заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: