Осваиваемые компетенции

ПК-6. Способен осуществлять подготовку, эксплуатацию, обнаружение неисправностей и меры, необходимые для предотвращения причинения повреждений следующим механизмам и системам управления: 1. Главный двигатель и связанные с ним вспомогательные механизмы; 2. Паровой котел и связанные с ним вспомогательные механизмы и паровые системы; 3. Вспомогательные первичные двигатели и связанные с ними системы; 4. Другие вспомогательные механизмы, включая системы охлаждения,

кондиционирования воздуха и вентиляции.

ПК-7. Способен осуществлять эксплуатацию систем: топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления

По результатам лекции курсант обязан знать:

Конструкцию вспомогательных и утилизационных паровых котлов (З-6.10)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации конденсатно-питательной системы парового котла (З-6.11)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации топливной системы парового котла (З-6.12)

Процедуры безопасного пуска парового котла (З-6.13)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации топливной системы вспомогательного двигателя (З-6.14)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации системы смазки вспомогательного двигателя (З-6.15)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации системы охлаждения вспомогательного двигателя (З-6.16)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации системы сжатого воздуха вспомогательного двигателя (З-6.17)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации системы воздухо- снабжения и газовыпуска (З-6.18)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации системы местного управления главным двигателем (З-6.19)

Процедуры безопасного пуска вспомогательного двигателя (З-6.20)

Конструкцию систем и их элементов (З-6.21)

Конструкцию общесудовых систем и их элементов (З-6.22)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации компрессоров (З-6.23)

Процедуры безопасного пуска и эксплуатации компрессоров (З-6.24)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации насосов (З-6.25)

Процедуры безопасного пуска и эксплуатации насосов (З-6.26)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации сепараторов (З-6.27)

Процедуры безопасного пуска и эксплуатации сепараторов (З-6.28)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации вентиляторов (З-6.29)

Процедуры безопасного пуска и эксплуатации вентиляторов (З-6.30)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации системы. кондиционирования воздуха (З-6.31)

Процедуры безопасного пуска и эксплуатации системы. кондиционирования воздуха (З-6.32)

Правила подготовки к пуску и эксплуатации рефрижераторной системы провизионных кладовых (З-6.33)

Процедуры безопасного пуска и эксплуатации рефрижераторной системы провизионных кладовых (З-6.34)

Принципы работы насосных систем (З-7.1)

Принципы работы систем ДАУ (З-7.2)

Правила и алгоритмы эксплуатации топливных насосных систем (З-7.3)

Правила и алгоритмы эксплуатации смазочных насосных систем (З-7.4)

Правила и алгоритмы эксплуатации балластных и других насосных систем (З-7.5)

 

Методические материалы:

1. Шаратов А.С. Вахтенное обслуживание СЭУ (тренажер машинного отделения) [Электронный ресурс]: метод. указ. по самостоят. работе для курсантов специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» оч. и заоч. форм обучения / сост.: А.С. Шаратов; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Керч. гос. мор. технолог. ун-т», Каф. судовых энергетических установок. — Керчь, 2016. — 27 с. // Электронная библиотека ФГБОУ ВО «КГМТУ». – Режим доступа: http://lib.kgmtu.ru/?p=2316

2. Осипов, О.В. Судовые дизельные двигатели: учебное пособие / О.В. Осипов, Б.Н. Воробьев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 356 с. — ISBN 978-5-8114-4369-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/119181 (дата обращения: 25.08.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Равин, А.А. Техническая диагностика судового энергетического оборудования: учебное пособие / А.А. Равин. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 240 с. — ISBN 978-5-8114-3391-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/115493 (дата обращения: 25.08.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

Знание и исполнение правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец.

 

Материалы лекции

 

Техническая эксплуатация (ТЭ) судовых технических средств (СТС) – это комплекс мероприятий по его техническому использованию (ТИ), техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (Р).

Под техническим использованием СТС понимается применение СТС по его прямому назначению. Основным содержанием ТИ СТС является:

– подготовка и ввод в действие;

– управление и обслуживание во время работы путем контроля и регулирования рабочих параметров;

– подготовка к остановке и вывод из действия.

Техническое обслуживание СТС – поддержание СТС на требуемом техническом уровне в процессе его технического использования.

Содержанием технического обслуживания является выполнение мероприятий, направленных на обеспечение исправности и ресурса СТС:

– выполнение регламентных работ, предусмотренных инструкцией завода-изготовителя СТС;

– устранение неполадок, выявленных в процессе технического использования и связанных с разборкой отдельных узлов СТС.

Ремонт СТС – восстановление частично или полностью утраченных в процессе ТИ основных технико-эксплуатационных показателей СТС. Ремонт может производится как в судовых условиях, так и на специализированных предприятиях, но всегда связан с разборкой СТС.

Отмеченная структура и содержание мероприятий по технической эксплуатации СТС для наглядного представлена в виде блок-схемы (рис. 1).

Техническая эксплуатация судовых технических средств должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями ПТЭ [15]. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями правил, должны выполняться требования инструкций.

2. При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТС и в случае необходимости детализации требований, изложенных в правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

3. Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТС должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя.

4. Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должно производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия экипажа.

Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

5. Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТС, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкциями по его ведению.

6. На судне должен быть организован учет технического состояния СТС, а также учет наличия и движения сменно-запасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям.

1.3. Общие требования к техническому использованию СТС 1.3.1. Подготовка к действию и ввод в действие (пуск) 1. Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка «Неисправность!

Ввод в действие запрещен».

2. Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов в зоне обслуживания и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.

3. Запрещается вводить в действие технические средства:

с отключенными или с неисправными предохранительными средствами;

при отсутствии или неисправном состоянии штатных контрольноизмерительных приборов (КИП). На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.

4. Во время подготовки СТС к пуску необходимо:

снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;

проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т. п. режиму пуска технического средства;

подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и пр.);

провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством в случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних шумов;

при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.

5. При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийнопредупредительной сигнализации и защиты.

6. Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску. Одинаковые по назначению СТС должны находиться в работе поочередно.

После остановки механизма или вывода из действия устройства, установки необходимо для обеспечения постоянной готовности к пуску проверить состояние всех деталей, поддающихся наружному осмотру, устранить обнаруженные дефекты, обтереть от грязи и масла всё оборудование.

7. Ввод в действие (пуск) технического средства допускается после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. Об экстренной подготовке и вводе в действие СТС делается запись в машинном журнале с указанием лица, давшего это распоряжение.

8. Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещение, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: "Внимание! Механизмы запускаются автоматически".

9. После ввода в действие СТС необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред а также убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации.

10. В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибраций, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия для выяснения и устранения причин неисправности.

1.3.2. Управление и обслуживание во время работы 1. Режим работы технических средств (ТС) должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходило за установленные пределы.

2. Во время действия ТС должен вестись контроль за их работой по показаниям КИП и сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотра и прослушивания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным механиком с учетом назначения ТС, его надежности, а также наличия устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

3. При использовании для охлаждения ТС забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура на выходе не превышала 55 оС во избежание интенсивного солеотложения (накипи) в полостях охлаждения.

4. В случае остановки или изменения режима работы ТС вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного ТС или восстановление режима его работы допускается только после выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.

5. Необходимо периодически сличать показания КИП на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.

6. При недостаточной уверенности в правильности показаний КИП или уставки (настройки) средств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты должны быть немедленно приняты меры, исключающие аварию ТС, вплоть до его остановки или вывода из действия. Прибор должен быть заменен или поверен, а уставка отрегулирована.

7. В случае появления при работе ТС ненормального шума, стука, вибраций, нагрева или при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы должны быть немедленно приняты меры вплоть до вывода его из действия для выяснения и устранения причины неисправности.

8. Перевод ТС с одного режима работы на другой следует производить плавно, не допуская резкого изменения рабочих параметров. При необходимости перехода через запретные для длительной работы режимы они должны проходиться по возможности быстро. Не допускается длительная работа на режимах, вызывающих высокую вибрацию ТС.

9. Необходимо периодически контролировать наличие достаточного количества рабочих сред (масла, воды и др.) в системах ТС. Нормальная убыль рабочей среды должна пополняться, а при резком убывании должна быть найдена и устранена причина.

10. Вахтенный механик обязан зарегистрировать в машинном журнале все неполадки и неисправности, имевшие место при работе ТС, с указанием времени и принятых мерах. Это же касается отклонения рабочих параметров за установленные пределы (при отсутствии автоматических средств регистрации выбега параметров).

1.3.3. Вывод из действия (остановка) 1. Операции по выводу из действия (остановке) ТС должна производиться в последовательности, установленной в соответствующих разделах Правил или инструкций по эксплуатации. В оговоренных случаях следует строго выполнять требования об установке специальных режимов, предшествующих выводу из действия. Экстренный вывод из действия (остановка) допускается в случае угрозы человеческой жизни, аварии судна или технического средства.

2. После вывода ТС из действия следует произвести его осмотр, устранить обнаруженные дефекты, подать масло в места ручной смазки и обтереть насухо наружные поверхности. При необходимости установить стопоры, ограничители и зачехлить техническое средство.

3. Во всех случаях, когда температура окружающей среды может оказаться ниже или равной 0 оС, должны быть приняты меры по предотвращению размораживания ТС.

4. При выводе технического средства из действия на длительное время необходимо спустить воду из полостей охлаждения, трубопроводов, фильтров, насосов и т. д. Рекомендуется продуть системы сжатым воздухом, в местах снижения трассы трубопроводов рассоединить фланцы. После осушения системы спускные пробки закрыть, а фланцевые соединения собрать.

5. При выводе ТС из действия на короткое время необходимо принять меры по его обогреву имеющимися вспомогательными средствами или путем периодического включения в работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: