Понятие «медиаграмотность»

Сейчас по вопросу определения сущности понятия «медиаграмотность» в науке не существует единой точки зрения. Одновременно с этим понятием существуют такие как «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», «медиакультура» и этот список можно продолжить.

В основном в исследованиях медиаграмотность определяется, как умение анализировать и синтезировать медийную реальность, сюда же относятся возможности принимать информацию, создавать и оценивать собственные медиатексты, а также способности к пониманию актуального контекста деятельности медиа.

Информационная грамотность при этом рассматривается, как умение получать, анализировать и синтезировать информацию, способность использовать компьютерную и медиатехнику. Человек информационно грамотный знает основы информатики и информационных технологий.

Тем не менее, часто эти понятия используются как синонимы или вообще интегрируются. Так, например, в Московской декларации о медиа- и информационной грамотности используется термин «медиа- и информационная грамотность», который рассматривается как «совокупность знаний, установок, умений и навыков, позволяющих получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности» [12].

Министерство связи и массовых коммуникаций в РФ рассматривает медиаграмотность несколько уже: она «включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться. Также пользователи должны понимать, что в интернете не стоит выкладывать лишнюю информацию о себе и своих персональных данных, чтобы не стать жертвой мошенников и злоумышленников» [11].

Близким по смыслу представляется понятие «информационная грамотность». Сами по себе словосочетания «работа с информацией», «информационная подготовка человека» понятны, ясны на интуитивном уровне, но четко сформулировать определение достаточно сложно. Дело в том, что существует огромное количество видов информации (текстовая, визуальная, аудиальная и другие), источников информации и разнообразных средств передачи информации (письмо или электронные носители, Интернет, средства массовой информации).

Менялась техника и технологии, а с ними и информационная подготовка людей: в различные исторические периоды для обозначения этих явлений использовались разные техники. Н. И. Гендина условно выделяет два основных направления терминов и понятий, связанных с различными аспектами информационной подготовки человека [4]:

– информационная подготовка, которая включает в себя грамотность в библиотечно-библиографической сфере, общую культуру чтения, информационную грамотность и культуру, способности и возможности использования специализированной техники в жизни, осведомленность в области информационно-коммуникативных технологий;

– собственно само медиаобразование.

Так, в науке не сложилось чёткого понимания, что шире – информационная грамотность или медиаграмотность. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой, медиаграмотность рассматривается как общее понятие включающее в себя информационную грамотность.

Ещё одним близким понятием является «информационная культура», которая рассматривается Н. И. Гендиной как совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий [5]. Здесь информационная культура выступает как часть общей культуры человека.

В научном обороте широко используются и другие дефиниции, связанные со сферой медиаграмотности. Так, в словарях зафиксированы следующие понятия: видеокультура, аудиовизуальная (визуальная) грамотность, визуальная культура, культура медиазнаковая, культура фотографическая, культура экранная (киновидеокультура), медиакультура и другие. В контексте данной исследовательстко работы работы следует рассматривать эти дефиниции как часть общего понятия «медиаграмотность».

В этом же словаре под редакцией А. В. Фёдорова, выделяется пять различных определений самого понятия «медиаграмотность». Рассмотрим их особенности. Медиаграмотность это:

– результат медиаобразования, изучения медиа; способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов;

– «владение развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа» [16, с. 42];

– результат процесса медиаобразования;

– знания, умения, навыки по использованию, анализу, оценке медиатекстов, способности передавать информацию;

– способность использовать свои навыки и умения в жизни при анализе медийной реальности.

Как можно заметить при сравнительном анализе, происходит смешивание понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность», но при этом в большинстве случаев автор говорит о способностях и умениях человека в области владения, обработки и передачи информации.

Наиболее оптимальным определением в контексте данной исследовательской работы представляется мнение Н. В. Чичериной, которая определяет медиаграмотность как «способность адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве» [24, с. 15]. Сюда исследователь включает умения человека осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты. Получается, что медиаграмотность основывается на результатах изучения медиа и медиаобразования.

Таким образом, мы можем составить идеальный портрет медиаграмотного человека. Он должен понимать каким образом медиа воздействует на отдельных личностей и группы людей в целом, как происходит процесс массовой коммуникации. Помимо этого, он должен обладать способностями к анализу и обсуждению медиатекстов, то есть сам понимать контекст информационных сообщений медиаисточников. Также этот человек должен обладать умениями и навыками по самостоятельному созданию медиатекстов.

Исследователи выделяют четыре структурно-содержательных компонента медиаграмотности: мотивационный, когнитивный, поведенческий и ценностно-смысловой. Рассмотрим их содержание.

Мотивационный компонент заключается в осознании обучающимися значения и задач средств массовой информации и коммуникации в жизни общества и каждого отдельного человека в нём. Также здесь стоит говорить о формировании целостных представлений о себе в контексте современной медиакультуры, то есть самопознании и самовосприятии. Помимо этого, в мотивационный компонент входит осмысление собственных информационных и коммуникативных потребностей, а также росте интеллектуальных возможностей в процессе взаимодействия с медиатекстами.

Когнитивный компонент подразумевает владение знаниями, необходимыми для изучения медиаинформации. Н. В. Чичерина в рамках этого компонента содержания медиаграмотности выделяет 4 концепта (процесс, контекст, медиатекст и медиапрезентации):

– концепт «процесс» предполагает наличие знаний о роли и функциях СМИ в современном мире; об отличительных характеристиках различных СМИ и их коммуникативных стратегиях; о вопросах собственности и экономических интересов в медиаиндустрии; о процессе создания медиатекста и эффектах масс-медиа;

– концепт «контекст» предполагает овладение знаниями об исторический и культурный составляющей создания и функционирования СМИ;

– в концепте «медиатекст» рассматриваются знания о типах и жанрах текстов, тема и предмете медиатекста; авторах и аудиториях медиатекста; структуре повествования; вербальных, аудитивных, визуальных, графических, мультимедийных средствах и способах передачи значения и смысла; наличии или отсутствие стереотипных репрезентаций;

– концепт «медиарепрезентации» предполагает овладение знаниями по вопросам отношения медиатекста к реальному миру; определения авторской позиции; стереотипизации в текстах массовой информации.

Поведенческий компонент включает в себя систему умений и навыков для адекватной обработки медиатекстов в самых разных ситуациях. Сюда входят умения осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках: важно уметь найти её и выбирать из различных типов медиатекстов, получить доступ; сохранить медиаинформацию и осуществить анализ (определить тему, предмет, тип, жанр, целевую аудиторию медиатекста, основные функции, вычленять главное в содержании, определять структурную организацию текста, исследовать контексты различных сфер жизни общества при создании и восприятии медиатекста).

Помимо этого важно критически оценивать содержание медиатекста: интерпретировать его через призму личностного опыта, на основе собственных ценностей, отношений, мировоззрения, приобретенных знаний; уметь выстроить предположения о последствиях различных ситуаций.

В поведенческий компонент также входит умение творчески информацию преподносить: создавать новый медиатекст, использовать вербальные, аудитивные, визуальные, графические, мультимедийные средства и способы передачи информации эффективно, привлечь и удержать внимание получателей сообщения.

Ценностно-смысловой компонент формируется на основе осознания себя по отношению к медиареальности. Здесь скрыт философский подтекст, ведь медиасреда равно как создается человеком, так и форирует его. При этом получатели медиатекстов независимо от мнения авторов конструируют их значение и смысл.

В программах ЮНЕСКО структура медиаграмотности рассматривается с другой стороны. В основном акцент ставится на реальное использование навыков работы с информацией и медиапотоком в реальной жизни, для развития демократического общества. Так, в критериях медиаграмотности программы ЮНЕСКО выделяют понимание человеком значения и функций медиа, условий, при которых средства массовой коммуникации могут в полном объёме выполнять свои функции; умение давать объективную оценку содержанию медиа; способность взаимодействовать с медиа, что даёт также даёт платформу для самовыражения и участия в демократических процессах; помимо всего прочего необходимо обладать навыками, которые необходимы для создания собственных медиаматериалов, и эти навыки должны соответствовать современным требованиями и технологиям.

Е. А. Бондаренко рассматривает проблему воспитания медиаграмотности в российских школах. Она отмечает 5 областей, где нужно осуществлять работу по формированию медиаграмотности [2]:

– сохранение безопасности личного информационного пространства (способность ориентироваться в пространстве медиаинформации, грамотно осуществлять поиск, защищаться от вирусов и другие способности связанные с обеспечением безопасности);

– способности обучающихся к грамотной навигации в медиасреде (умение составлять поисковые запросы, выбирать факты, сохранять и преобразовывать информацию по заданным параметрам, а также осознание необходимости в новой информации);

– область критического осмысления медиатекстов, способности к их интерпретации (способность к пониманию информации, поиска скрытого смысла и понимание контекста, умение выстраивать собственное отношение к полученной информации);

– направление медиатворчества (создание медиатекстов, реализация самостоятельных медиапроектов);

– этика поведения в медиапространстве (знание правил общения, умение понимать направленность медиатизированного диалога; степень активности в реализации собственных идей в медиапространстве, как на локальном (например, школьном) уровне, так и на всемирном пространстве сети Интернет. 

Таким образом, нами дана характеристика понятия «медиаграмотность», которое следует понимать, как умение индивида эффективно взаимодействовать с информацией в глобализирующемся мире, то есть осуществлять поиск, анализ, критическую оценку и обработку, а также создавать медиасообщения во всем многообразии их форм. Также приведены содержательные части явления: мотивационный (осознание роли медиа в современном обществе), когнитивный (знания о СМИ, источниках информации, способах презентации медиасообщений и так далее), поведенческий (поиск, анализ, обработка и создание медиатекстов) и ценностно-смысловой компоненты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: