Формирование медиаграмотности как современная педагогическая проблема

РЕФЕРАТ

Хромцова Ю. Н. Формирование медиаграмотности старшеклассников в процессе реализации медиапроекта.

Руководитель ВКР – доцент, кандидат педагогических наук О. Ю. Образцова.

Выпускная квалификационная работа объёмом 75 с. содержит 1 рисунок, 5 таблиц, 25 источников, 3 приложения.

Ключевые слова: медиаграмотность, медиапроект, старшеклассники, уровень медиаграмотности, формирование медиаграмотности.

Цель работы – выявить и проанализировать особенности формирования медиаграмотности старших подростков в процессе реализации медиапроекта.

Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

В первой главе дано определение понятию «медиаграмотность», приведены и систематизированы средства формирования медиаграмотности, дана характеристика медиапроекта как частного случая проекта.

Во второй главе приведены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию медиаграмотности старшеклассников в процессе реализации медиапроекта.

 

«____» ___________ 2018 г. _______________          Ю. Н. Хромцова

(подпись)                                (инициалы, фамилия)      .

 

 

Оглавление

Определения, обозначения и сокращения............................................................................ 5

Введение....................................................................................................................................... 6

1 Формирование медиаграмотности как современная педагогическая проблема... 10

1.1 Понятие «медиаграмотность»..................................................................................... 10

1.2 Средства формирования медиаграмотности............................................................ 16

1.3 Медиапроект как средство формирования медиаграмотности........................... 23

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию медиаграмотности00
старшеклассников в процессе реализации медиапроекта.............................................. 31

2.1 Методологическое обоснование эксперимента...................................................... 31

2.2 Результаты эксперимента по формированию медиаграмотности00
старшеклассников................................................................................................................ 41

2.2.1 Результаты диагностического этапа эксперимента...................................... 41

2.2.2 Проектная деятельность старшеклассников экспериментальной группы 46

2.2.3 Результаты преобразующего этапа.................................................................. 51

Заключение................................................................................................................................ 58

Список использованных источников................................................................................... 61

Приложение А (справочное) Анкета «Мой уровень медиаграмотности».................. 65

Приложение Б (справочное) Практические задания по выявлению уровня00
медиаграмотности.................................................................................................................... 71

Приложение В (справочное) Протокол наблюдения за старшеклассниками в ходе00
реализации медиапроектов.................................................................................................... 74


 






Определения, обозначения и сокращения

В настоящем текстовом документе применяются следующие определения, обозначения и сокращения:

Медиаграмотность – это умение анализировать и синтезировать медийную реальность, возможность принимать информацию, создавать и оценивать собственные медиатексты, а также способность к пониманию актуального контекста деятельности медиа.

Медиаобразование – это процесс развития личности с помощью материалов медиа с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Медиапроект – это проект, имеющий своим результатом коммуникацию с аудиторией для передачи информации.

U-критерий Манна-Уитни – этостатистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.

H0 – гипотеза о том, что между двумя выборками нет разницы.

H1 – гипотеза о том, что между двумя выборками есть разница.

p – уровень значимости результата.

Uкрит. – критическое значение U-критерия Манна-Уитни.

Uэмп. – эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни.

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.

МАОУ – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.

СДСКИ – самодеятельные средства коммуникации и информации.

СМИ – средства массовой информации.

СНГ – содружество независимых государств.

ТВ-программа – телевизионная программа.

ЮНЕСКО – UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, что переводится, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Введение

В современном обществе информация окружает нас повсюду, а её объёмы постоянно расширяются. Сейчас подростки с самых ранних лет знакомы с компьютером, используют цифровые устройства в повседневной жизни, постоянно находятся в режиме «online», имея доступ к различной информации, и с лёгкостью приспосабливаются к любым технологическим новинкам. Тем не менее, сервисы Интернета и цифровые ресурсы, хотя и стали частью повседневной жизни молодёжи, используются преимущественно для межличностной коммуникации. Исследования показывают, что подростки редко владеют навыками определения потребности в информации, целенаправленного её поиска, отбора, критического оценивания и эффективного использования. Эти компоненты составляют структуру медиаграмотности, которая, по оценкам некоторых исследователей, у современных подростков находится на низком уровне.

Проблема медиа подготовки человека к жизни в информационном обществе традиционно находится в центре внимания международного и российского сообществ педагогов. Необходимость развития медиаграмотности стала ещё актуальнее с появлением и развитием электронных (сетевых) СМИ: интернет, интернет-телевидение, интернет-радио.

В педагогической деятельности важно использовать разнообразные методы и формы работы с подростками, адекватные задачам развития медиаграмотности, возрастным особенностям, способностям и умениям, интересам школьников, которые при этом обладают потенциалом в формировании медиаграмотности. Одной из таким форм мы рассматриваем медиапроект. Медиапроект – это деятельность, совокупность мероприятий, целью которых является коммуникация с аудиторией для передачи информации.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, чтобы выявить, в какой мере деятельность по реализации медиапроекта как форма воспитания способствует формированию медиаграмотности старших подростков.

Цель выпускной квалификационной работы – выявить и проанализировать особенности формирования медиаграмотности старших подростков в процессе реализации медиапроекта.

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:

– систематизировать средства формирования медиаграмотности старшеклассников;

– дать характеристику медиапроекта как частного случая проекта;

– рассмотреть уровни измерения медиаграмотности и проанализировать существующие методики;

– провести эксперимент и установить связи теоретических положений с результатами эксперимента.

Объект исследования – медиаграмотность старшеклассников.

Предмет исследования – формирование медиаграмотности в процессе реализации медиапроекта.

Гипотеза: медиапроект является эффективным способом формирования медиаграмотности. Предполагается, что старшеклассники, вовлеченные в реализацию медиапроекта, покажут более высокий уровень медиаграмотности, чем их сверстники, получающие медиа-знания в традиционных формах (учебная деятельность, стихийная деятельность в сети и другие формы).

В исследовании использованы теоретические методы (систематизация, обобщение, сравнение, анализ) и метод педагогического эксперимента. В ходе формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня медиаграмотности старшеклассников, были опытным путём подтверждены теоретические положения рассматриваемого вопроса. Базой проведения эксперимента стало Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ягринская гимназия» (г. Северодвиснк), где была отобрана экспериментальная и контрольная группы. В ходе эксперимента проводилось анкетирование, педагогическое наблюдение за старшеклассниками во время реализации медиапроектов, анализ практических результатов и полученных данных.

Исследуемая тема рассматривается российскими учеными и педагогами. Так, например, существуют монографические исследования в области медиаобразования (в основном представлены работами А. В. Фёдорова), проектной деятельности; статьи и труды по вопросам организации медиапроектов. Но зачастую в этих трудах мало отражена проблема форм и методов воспитания медиаграмотности, измерения уровня медиаграмотности, применения метода медиапроекта для её формирования.

В рамках исследования темы формирования медиаграмотности старшеклассников в процессе реализации медиапроекта, следует выделить 3 блока источников:

– литература, касающаяся медиаграмотности и изучения этого явления;

– литература, касающаяся проектной деятельности старших школьников;

– нормативно-правовая база исследования.

Первый блок представлен как крупными исследованиями, так и отдельными публикациями по теме медиаграмотности. Здесь можно выделить работы А. В. Фёдорова, С. Б. Цымбаленко, Н. И. Гендиной, Е. А. Бондаренко, А. А. Левицкой, И. А. Стернина и других.

Следует отметить вклад Александра Викторовича Фёдорова в разработку теоретических и практических положений по вопросам медиаграмотности. Он является одним из самых известных российских специалистов в области медиаобразования, возглавляет ведущую научную школу России по тематике медиаобразования и медиакомпетентности. Под его редакторством с 2005 выходит журнал «Медиаобразование». В монографии «Медиаобразование: вчера и сегодня» А. В. Фёдоров рассматривант проблемы медиаобразования, медиаграмотности, медиакультуры, медиакомпетентности и развития критического мышления аудитории, прежде всего – молодежной, в контексте общих проблем становления современного информационного общества. Также исследователь приводит конкретные приёмы и методики медиаобучения школьников и студентов, также анализирует их.

Наталья Ивановна Гендина – не менее известный специалист в области информационной грамотности. Будучи директором Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, а также действительным членом Гуманитарной академии наук, в своих публикациях она приводит примеры индикаторов и критериев оценки уровня медиа- и информационной грамотности в соответствии с разработками мировых организаций.

Второй блок источников затрагивает тему проектного обучения. Здесь представлены работы таких авторов как Н. Ф. Яковлева, Р. Т. Жусупбекова, В. А. Горновая, А. П. Казун, А. Духтаева, И. Жилавская и другие.

Третий блок представлен как европейскими стратегиями, так и Российскими документами декларативного характера (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), так и рекомендательного (Рекомендации по развитию медиаобразования в России и государствах – участниках СНГ).

Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) содержит 2 главы, 5 таблиц и 1 рисунок.

В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы формирования медиаграмотности старшеклассников, а именно рассматривается вопрос о том, что исследователи вкладывают в понятие «медиаграмотность», какие средства её формирования используются педагогами, а также более подробно рассмотрен метод создания медиапроектов. Во второй главе представлено описание эмпирического исследования, приведены результаты формирующего эксперимента, а также даны рекомендации по теме.



Формирование медиаграмотности как современная педагогическая проблема


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: