Медиапроект как средство формирования медиаграмотности

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения проектная деятельность становится обязательным условием для итоговой аттестации обучающихся в школе. Данный факт, с одной стороны, констатирует внимание официальных органов к проектной деятельности, позволяющей преодолеть ограничения традиционных методов обучения. С другой стороны, влечет за собой широкое применение «проектного метода» в образовательных организациях.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.

Важной особенностью любой проектной работы является формирование опыта практической деятельности. Педагогам важно научить подростков самостоятельно принимать решения во время реализации проекта, что косвенно способствует развитию способности принимать более важные жизненные решения.

Сам по себе проект – это многоаспектное явление, которое тоже рассматривается в литературе с разных точек зрения:

– предварительный, предположительный текст какого-либо документа;

– некоторая акция, совокупность мероприятий, объединённых одной программой или имеющих общую организационную форму целенаправленной деятельности;

– завершённый цикл продуктивной индивидуальной или совместной деятельности (И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская).

В качестве медиапроекта понимается проект, имеющий своим результатом коммуникацию с аудиторией для передачи информации.

В периодической печати и средствах массовой информации описано много успешных форм реализации медиапроектов. Так, Кузьмина М. В. в своей публикации описывает опыт создания условий для реализации детских медиапроектов в системе дополнительного образования. Автор отмечает, что система дополнительного образования в России «в настоящее время переживает новый всплеск развития в связи со стремительными изменениями в мировой информационной структуре и современной медиакультуре» [10]. Развитие и стремительное включение подростков в инофрмационную сферу привнесло в деятельность в рамках дополнительного образования новые перспективы, связанные с созданием медиа. Благодаря собственной системе средств массовой информации, молодежь не только сообщает окружающим о проблемах поколения, но и оказывает влияние на общественное мнение.

Здесь описывается опыт создания арт-лаборатории в рамках Всероссийского форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», где подростки самостоятельно реализовывают собственную инициативу, а педагоги выступают как помощники и консультанты в области медиа, где есть возможность учиться у специалистов с реальным жизненным и профессиональным опытом. Так, на этом форуме самостоятельно реализуются проекты по созданию ТВ-программ, радио и газет, интернет-сайта, различных социальных роликов и кинофильмов.

И. В. Жилавская рассматривает целое понятие «школьные медиа», которые представляют собой «средства групповой коммуникации, которые созданы и функционируют в школьной среде и направлены на развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся и формирование их гражданской позиции» [6, с. 186]. Так, по мнению исследователя, школьные медиа позволяют раскрыть медиа-информационный потенциал личности. В структуре школьных медиа Жилавская И. В. Выделяет сегмент «самодеятельных средств коммуникации и информации (СДСКИ)», к которым относит школьные газеты, журналы, телевидение и радио, то есть школьные средства массовой информации. Подобный термин введен в связи с тем, что в создании медиапродуктов зачастую участвуют не только сами школьники, но и помогающие им педагоги.

В результате деятельности школьных медиа решается целый ряд социальных и педагогических задач, в том числе включение школьников в систему медиапространства. Таким образом, дети и подростки как бы входят во взрослую жизнь, но при этом сохраняя за собой собственную территорию, то есть процесс происходит постепенно и на условиях безопасных для ребёнка. Самореализация школьника через деятельность по созданию и реализации медиапроектов способствует успешной социализации, преодолению возрастных кризисов, становлению как гражданина с активной и ответственной позицией. «Все потребности детей и подростков в самовыражении и самореализации, в позиционировании себя в обществе, обмене информацией в медиасреде и освоении социальной действительности — все это имеет конечной целью формирование и развитие гармоничной личности, способной жить в информационном обществе» [6, с. 188] - считает И. В. Жилавская. К основным задача школьных медиа являются:

– формирование у школьников вежливого и бережливого отношения к медиапространству с точки зрения этики; 

– формирование медиаграмотности и медиакультуры;

– развитие критического мышления и гражданской активности личности;

– раскрытие творческих и интеллектуальных способностей школьников;

– создание информационного пространства в ученической среде.

Зачастую, к школьным изданиям относят функции корпоративных СМИ, согласно которым, школьники должны описывать лишь положительный опыт, не обращая внимания на проблемы в школьной среде. На наш взгляд, эти задачи следует возложить на специальные службы по связям общественностью, которые будут выполнять их профессионально, когда как школьники должны поднимать в собственных СМИ вопросы и проблемы, которые для них актуальны, даже если это показывает образовательную организацию не в лучшем свете.

К школьным медиа, относятся формы коммуникации, которые позволяют донести информацию от ее источника до потребителя. Как и для любого СМИ важно, чтобы эта информация была преподнесена таким образом, чтобы каждый, кто ее получает, мог достаточно легко принять сообщение, расшифровать его, оценить, понять и, если необходимо, создать собственное сообщение. При этом восприятие информации должно быть адекватно тому, что изначально вложено в послание. В этом случае возникает процесс коммуникации, ради которой и совершается весь процесс производства школьных медиа. Таким образом, система школьных медиа включает в себя совокупность различных школьных газет, журналов, теле- и радиопрограмм, школьных сайтов, детских информационных агентств, школьных медиахолдингов и медиацентров. Рассмотрим более подробно эти виды школьных СМИ.

Более других в современной школе развиты школьные газеты и журналы. Сюда можно отнести самые разные издания: от небольших по формату до полноценных газет, которые могут даже перейти за пределы школы. Сейчас большинство школьных газет и журналов имеют редакции, которые осуществляют планирование отдельных номеров, опираясь при этом на актив юных корреспондентов. В состав редакции могут входить: редактор, юные корреспонденты, дизайнер-верстальщик, фотограф, корректор и распространители. Создание газет и журналов помогает не только в привлечении подростков к анализу и созданию текстов и иллюстраций, но и позволяет воспитывать эстетические чувства, а также использовать современные технические средства для создания более эффектных медиапродуктов.

К особым видам школьных медиа относятся экспресс-выпуски и «молнии» в экстренных случаях, когда требуется быстрая реакция учащихся на происшествие или неординарный случай.

Помимо этого, популярным видом медиа-продукта в школе по-прежнему остается стенная газета. Школьные стенные газеты делятся на периодические, которые выходят один раз в месяц, четверть, учебный год и выходящие от случая к случаю – к очередному празднику либо по конкретному поводу.

Отдельно от газет и журналов стоит выделить альманахи и сборники стихов юных поэтов и прозаиков, спецвыпуски по поводу особых школьных событий – праздников, соревнований, экспедиций, юбилеев и так далее.

Популярные виды школьных медиа – это кино и телевидение. Для включения подростков эту деятельность необходимо, чтобы школы были технически оснащены: имели оборудованные для съемок площадки, технику и специальные компьютерные программы для обработки аудио-визуального ряда. Но для того, чтобы у школьника получился маленький шедевр экранного искусства, бывает достаточно непрофессиональной камеры и простейшей монтажной программы. Школьники в процессе обучения в телестудии знакомятся с телевизионными специализациями: репортер телевидения, оператор, режиссер монтажа. Школьное телевидение представляет собой продуктивный синтез художественно-эстетического творчества, критического осмысления социальной информации и организационных навыков на базе современной видеотехники. Это направление востребовано и привлекательно для подростков среднего и старшего школьного возраста. В процессе создания информационного продукта раскрываются секреты производства аудиовизуальных текстов, что оказывает медиаобразовательное воздействие и оказывает влияние на восприятие и понимание подростками того, что они встречают сегодня в медиапространстве. Школьное телевидение представлено различными жанрами – это школьные новости, телевизионный репортаж, сюжет на заданную тему, телезарисовка, видеоклип, социальная реклама и другие.

Особым видом медиа является школьный сайт. Сегодня в соответствии с Федеральным законом РФ от 8 ноября 2010 г. №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», который вступил в силу 1 января 2011 г., создание и ведение «официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет» стало обязательным. К его созданию и ведению отдельных страниц могут привлекаться подростки.

В условиях развития и постоянного обновления медиапространства у современных школ появляется потребность в создании более сложных форм медиа, таких как школьные информационные агентства, медиахолдинги, медиацентры. Их создание необходимо в том случае, если у обучающихся возникает потребность в расширении информационного пространства, получении новых навыков, в возможности создать более сложную медиаструктуру. Самым сложным с организационной точки зрения, а также многоуровневым по управлению субъектом медиаобразования является школьный медиахолдинг. Есть некоторые условия, при которых он может быть создан: у школьников уже должен иметься опыт выпуска газет, опробованы технологии создания телепрограмм или каких-либо других медиапродуктов.

Основными факторами, способствующими созданию школьного медиахолдинга, являются [6, с. 195]:

– конвергенция школьных медиа (происходит слияние существующих видов медиа в цельную структуру, объединенную общими целями, системой управления, технологиями, участниками);

– информальное поведение школьников (в медиахолдинге, наряду с возникающей системой взаимозависимости, проявляются большая самостоятельность в сборе и обработке информации, инициатива и медиатворчество);

– интерактивная медиасреда (система отношений в школьном медиахолдинге, как внутренняя, так и внешняя, может быть исключительно интерактивной, управление коллективом творческих личностей сверху вниз малоэффективно и может быстро привести к распаду медиахолдинга);

– социальная активность подростков (объектами отражения школьного медиахолдинга становится социальная действительность со всеми ее проблемами, противоречиями, сложностями, она подвергается анализу, критическому осмыслению и репрезентации в самодеятельных СМИ).

Структура школьного медиахолдинга может включать в себя общие (руководство медиахолдингом, пресс-центр, рекламное агентство, служба распространения, корпункты в классах) и вариативные элементы, то есть различные виды медиа, имеющиеся в школе (школьный сайт, газета, школьный журнал, альманах, телестудия, радиостудия, фотостудия, служба массовой рассылки сообщений и другие).

В качестве позитивных последствий реализации медиапроектов исследователями выделяется следующее: существует возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся, ведь создание медиапродуктов позволяет проявить себя как индивидуально, так и в группе, при этом не обязательно ограничиваться только одной сферой, можно выбирать тему, связанную с любой сферой жизни общества, как гуманитарной направленности, так и технической. Также при реализации медиапроектов публично продемонстрировать результаты своей работы, не только на школьном (локальном) уровне, но и в глобальной сети Интернет, то есть по всему миру.

На наш взгляд, современная российская действительность свидетельствует о необходимости и актуальности реализации медиапроектов в школах, что теперь признано государством и востребовано как направление в области медиаобразования.

Таким образом, в первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены основные теоретические положения о формировании медиаграмотности, а именно:

– дана характеристика понятия «медиаграмотность», которое в рамках диссерстационного исследования определено нами как умение эффективно осуществлять поиск, анализ, критическую оценку и обработку информации, а также создавать медиасообщения во всем многообразии их форм;

– приведены и систематизированы описанные в источниках средства формирования медиаграмотности старшеклассников, которые в основном представляют собой лекционные, практические занятия или их интеграцию, где подросткам предлагается осваивать необходимые знания, навыки и приобретать опыт с помощью выполнения творческих заданий и создания собственных медиапродуктов;

– дана характеристика медиапроекта как частного случая проекта, целью которого является коммуникация с аудиторией для передачи информации, также описаны основные формы медиапродуктов, которые могут получиться у школьников: газеты и журналы, радио и теле-программы, интернет-сайты, кино, видеоролики, информационные агентства, медиахолдинги, медиацентры и другие;

– приведены оценки последствий медиапроектной деятельности исследователями, в частности описаны позитивные результаты, такие как увеличение и демонстрация творческого потенциала школьников, публичность в представлении деятельности.

На основе полученных выводов нами была определена программа эксперимента по формированию медиаграмотности старшеклассников.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: