Практические задания по выявлению уровня медиаграмотности

I Задания на дифференциацию в социальной информации фактов, оценочных суждений и теоретических утверждений

Прочитайте тексты. Каждое предложение в них обозначено буквами. Определите, какие положения в каждом тексте можно отнести к предложениям, имеющим

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Ответы занесите в таблицу под текстом.

№1.1 (А) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условия неоправданно. (Б) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Г) Обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению необходимо. (Д) проблема сохранения мира на Земле является одной из глобальных проблем современности.

А Б В Г Д
         

№1.2 (А) Председатель правительства области дал интервью корреспонденту местной ежедневной газеты относительно положения в социальной сфере. (Б) Развитие социальной сферы – одна из приоритетных функций властных органов в современном общества. (В) В интервью названы цели, которым будут посвящены планы социально-экономического развития региона. (Г) Среди них – строительство водопроводов, очистных сооружений, дорожной сети, ремонт ветхого и аварийного жилья, а также строительство жилья в сельских населенных пунктах. (Д) Эти планы чрезвычайно своевременны.

А Б В Г Д
         

№1.3 (А) Способность организма противостоять вирусам – одна из характеристик биосоциальной природы человека. (Б) До 90% инфекционных заболеваний приходятся в нашей стране на ОРВИ и грипп. (В) Дети, посещающие детские сады и школы, ежегодно болеют ОРВИ и гриппом от 2 до 12 раз. (Г) Вирус гриппа представляет серьёзную угрозу для здоровья и жизни людей. (Д) Иммунитет человека за последний век значительно понизился.

А Б В Г Д
         

№1.4 (А) Чтобы определить как россияне относятся к свободе человека в обществе, был проведен опрос тысячи человек, включающий представителей разных возрастов. (Б) В результате опроса установлено, что 46% представителей молодёжи понимают свободу как невмешательство государства в жизни людей. (В) 44% представителей старшего поколения связывают свободу с возможностями самореализации человека, обеспечиваемыми ценностями коллективизма, совместной деятельности. (Г) Маловероятно, что результаты данного опроса отражают мнение всех россиян. (Д) Социологический опрос – один из методов социологии.

А Б В Г Д
         

№1.5 (А) Министерство экономического развития страны Z приняло решение на два года освободить от налогов предпринимателей, впервые регистрирующих свой дело. (Б) Установлен срок вступления этого решения в силу: через полгода. (В) Такое решение правильно и своевременно. (Г) У потенциальных предпринимателей ещё есть время для открытия своего дела. (Д) Одна из функций налогообложения – стимулирование экономической деятельности.

А Б В Г Д
         

 

II Задания на проверку достоверности информации

Прочитай тексты. Определи, какая информация в них искажена (приведена ложная информация) и исправь ошибку.

№2.1 В мире Интернета и социальных сетей, очень большую скорость получило явление распространения липовых новостей. Учёные из Оксфорда решили изучить этот тревожный тренд онлайн-экосистемы на примере Твиттера. Оказалось, что у ложного твита на 70% выше шанс получить репост, а для охвата аудитории в 1500 человек её необходимо в 6 раз меньше времени. Исследователи объясняют это слабостью человека ко всему необычному, сенсационному.

№2.2 Учёные из США (Мэриленд) решили проверить, как процессы глобального потепления повлияли на самую крупную пустыню мира – Сахару. Оказалось, что Пустыня Сахара уменьшается – за столетие растения и животные отвоевали почти 700 тысяч квадратных километров. Таким образом, пустыня уменьшилась почти на 10%.

№2.3 Международные информационные агентства всерьез задумались о количестве пользователей глобальной сети Интернет. Известно, что мировое интернет-сообщество увеличилось до 4 миллиардов человек, а четверть миллиарда людей стали пользователями сети только в 2017 году. Самый большой прирос наблюдается в Северной Корее – одной из менее «интернеторизированной» стране.

№2.4 По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, роль Росси в мировой науке – малозаметна. Научная специализация страны практически не изменилась со времени СССР. Самая большая доля публикуемых российских материалов в мире приходится на темы, связанные с техническими науками. Самая малая доля – науки о космосе.

 

III Задания на воспроизводство информации и создание медиатекстов

№3 Используя любые источники информации составь рассказ о дне защиты проектов «Есть идея!», который проходил в нашей гимназии 28 апреля. Составь небольшое информационное сообщение, включающее от 10 до 30 предложений.



Приложение В

(обязательное)

Протокол наблюдения за старшеклассниками
в ходе реализации медиапроектов

Объект наблюдения: старшеклассники, реализующие медиапроекты

Цель наблюдения: определить изменение уровня медиаграмотности в ходе реализации медиапроекта

Задачи наблюдения:

- определить начальный уровень медиаграмотности старшеклассников;

- отметить изменения в ходе реализации медиапроекта;

- определить уровень медиаграмотности старшеклассников на завершающем этапе реализации медиапроекта.

Время наблюдения: март-апрель 2018 года

Параметры наблюдения:

1. Навыки работы с информацией (поиск, обработка и использование);

2. Навыки защиты личной информации;

3. Способность обезопасить себя от вредоносного контента;

4. Способность к верификации и критической оценке информации;

5. Использование разных источников информации;

6. Использование информации медиасреды для жизнедеятельности

Уровни медиаграмотности:

Низкий уровень медиаграмотности (далее обозначен номером 1) – старшеклассники не владеют навыками эффективного поиска, верификации, обработки и использования информации, подвержены воздействию вредоносного контента, имеют отдельные навыки работы с медиаресурсами, но весьма посредственные.

Средний уровень медиаграмотности (далее обозначен номером 2) – старшеклассники владеют некоторыми навыками работы с информацией, обладают способностью адекватно воспринимать её и грамотно использовать, обладают базовыми навыками защиты личной информации.

Высокий уровень медиаграмотности (далее обозначен номером 3) – старшеклассники умеют эффективно искать и находить необходимую информацию; способны обезопасить себя от вредоносного контента, обладают навыками верификации и критической оценки информации, используют альтернативные источников информации, адекватно воспринимают и грамотно используют информацию, могут эффективно и корректно распространять информацию, а также используют информацию медиасреды для жизнедеятельности.

Результаты наблюдения:

Ученик

1

2

3

4

5

6

н с к н с к н с к н с к н с к н с к
Э1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 3 2 2 3
Э2 2 2 3 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 3 2 2 2
Э3 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2
Э4 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2
Э5 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 3 1 2 3
Э6 1 2 2 3 3 3 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2
Э7 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 1 2
Э8. 2 2 3 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 1
Э9 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 3 1 1 2
Э10 2 2 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 3
Э11 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2
Э12 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2
Э13 2 3 3 3 3 3 2 2 2 2 3 3 2 2 3 2 3 3
Э14 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2
Э15 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 


СПРАВКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: