Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика 2класса Алексея М

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина

 

ОТЧЁТ СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ

 

Выполнил: Ф.И.О. студента, группа

Проверил: Сидорина Е.В.,

 ст.преподаватель

кафедры практической психологии

 

Нижний Новгород

2019г.

Задание 1: Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета .

В беседы с учителем необходимо выбрать одного ученика, имеющего проблемы с освоением учебной деятельности, для изучения особенностей его психического развития. Студенты изучают особенности поведения ребёнка, используя наблюдение за учащимся на уроке.

Требования к проведению наблюдения:

Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в процессе прохождения этого этапа педпрактики (как на уроках, так и во внеурочной деятельности – на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения ребёнка с другими людьми). Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).

По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Поведение и деятельность испытуемого» студент должен подчеркнуть самые значимые психологические проявления и поведенческие реакции испытуемого по этому эпизоду, а в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта. Например:

 Таблица 1

Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика _______класса _____________________________

 

Дата наблюдения Время наблюдения Место наблюдения Ситуация (вид деятельности) Поведение и деятельность испытуемого Примечания (психологическая  интерпретация)
23.09 08.30 кабинет математики урок математики Саша К. с самого начала урока ведёт себя очень рассеянно, вяло, с явным нежеланием выполняет задание учителя решить задачу (по учебнику) Отсутствие мотивации на предстоящую деятельность

 

По окончании заполнения протокола (когда наблюдение окончено) в графе «Примечания» необходимо ранжировать наиболее часто встречающиеся особенности поведения школьника. Эти проявления впоследствии студент должен учитывать при составлении психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Требования к проведению беседы с учителем

  1. Цель беседы, вопросы и их последовательность определяются студентом заранее самостоятельно.
  2. Формулировка вопроса, поставленного в тактичной форме, направлена на выявление поведенческих особенностей ребёнка во время и вне учебной деятельности.
  3. Форма фиксации ответов во время беседы выбирается студентом самостоятельно, однако она не следует акцентировать на ней внимание учителя в процессе беседы.
  4. В отчётной документации по этому заданию студент предоставляет следующие данные о проведённой беседе:

- цель беседы, место и время её проведения;

- Ф. И. О. учителя (учителей) с которым проводилась беседа, название преподаваемого им учебного предмета;

- таблица с вопросами и ответами по теме беседы. Например:

Таблица 2

Беседа с учителем о поведенческих особенностях учащегося Ивана И.

Вопрос Ответ (учителя)
  1. Можно ли назвать Ивана И. активным учеником? Почему?
 
  1. ….
  1. Вряд ли. Активным на уроке он бывает редко, только если нужно отметку исправить.
  2. ….

Выявленные в ходе беседы данные являются фактическим материалом для составления характеристики на ребёнка.

Результатом данного этапа педагогической практики является «психологический портрет ребенка» - характеристика поведенческих проявлений ребёнка в процессе учебной деятельности и межличностного взаимодействия.

 

План написания характеристики:

  1. Ф. И. ребёнка, класс, возраст.
  2. Проявления внешней активности:

- характер активности (пассивности): постоянный, ситуативный (с какой ситуацией связан), эпизодический;

- формы активности (познавательная, социальная, эмоциональная), их проявления и виды деятельности, в которых они фиксируются.

  1. Отношение к учебной деятельности:

- наличие (отсутствие) познавательной направленности;

- особенности интеллектуальных проявлений (внимание, восприятие, память, внимание, речь) – на основе проведённых методов;

- особенности саморегуляции (произвольность поведения, наличие ошибок при выполнении деятельности, характер самоконтроля).

4. Отношение к сверстникам:

- характерные особенности поведения при общении со сверстниками;

- наличие предпочтений среди сверстников;

- внешняя удовлетворённость общением.

5. Отношению к учителю:

- характерные особенности поведения при общении с учителем;

- внешняя удовлетворённость общением.

6. Сведения о семейной ситуации (если есть).

7.Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.

 

1. Наблюдение.ПРИМЕР

Таблица 1.

Протокол наблюдения и психологического анализа поведения ученика 2класса Алексея М.

 

Дата наблюдения Время наблюдения Место наблюдения Ситуация (вид деятельности) Поведение и деятельность испытуемого Примечания (психологическая  интерпретация)
13.06 10.15 Пришкольный лагерь Игровая деятельность Алексей М. играет неинтенсивно, мало активен; нет стремления к контактам с другими ребятами; Отсутствие мотивации к игре, присутствует неуверенность в себе.
13.06 12.30 Пришкольный лагерь Спортивная деятельность Во время эстафет, Алексей был мало активен, вял, всегда прибегал последний, иногда неправильно выполнял испытания. Отставание в развитии двигательной активности. Поверхностное внимание, быстро истощается.
14.06 11.00 Пришкольный лагерь Интеллектуальная деятельность Алексей боится устного опроса, не отвечает, хотя наверноезнает ответ,отказывается от ведущих ролей в играх. Присутствует нерешительность. Коммуникативный барьер
15.06 11.40 Районная библиотека. Экскурсия в районную библиотеку В начале экскурсии Леша внимательно слушал экскурсовода, спустя 5 минут он начал вертеться, мешать другим детям слушать. Отсутствие мотивации(интереса) к данной теме.
15.06 12.30 Пришкольный лагерь Трудовая деятельность Одно из заданий в игре было собрать все листики зеленого цвета на определенной территории. Алексей работал очень интенсивно, стремился собрать как можно больше листиков. Присутствует мотивация к трудовой деятельности
16.06 10.20 Пришкольный лагерь Спортивная деятельность Была игра в команде, Алексей М. тоже участвовал. Когда подошла его очередь пробежать эстафету, он прибежал последний. В итоге его команда проиграла. Все ребята начали винить его в этом поражении. Потом мальчик заплакал. Проявление эмоциональной неустойчивости.
18.06 10.10 Пришкольный лагерь Творческая деятельность Алексей активно участвовал в конкурсе рисунков на асфальте, рисовал отдельно ото всехребят, в итоге его рисунок стал лучшим. Многие ребята стали поздравлять его. Присутствует мотивация к виду деятельности.
19.06 11.00 Пришкольный лагерь Творческая деятельность Дети пели песни в караоке, когда песня остановилась все замолчали, но Яна Б. продолжала петь, так как не знала, что песня закончилась. Алексей М. начал смеяться громче всех. Девочка встала и ударила его. Алексей обозвал её вслед, а затем подошёл и порвал ее рисунок, который она принесла из дома. Возникший конфликт, спровоцировал агрессивное поведение Алексея
20.06 11.50 Пришкольный лагерь Экскурсия Когда ребята шли на экскурсию, все шли по парам, но Лёша шёл один. Когда вожатый спросил, где твоя пара, то мальчик ответил, что не хочет ни с кемидти и хочет идти один. Проявление негативизма. Возможно коммуникативный барьер.
20.06 10.40 Пришкольный лагерь Игровая деятельность Во время квеста Алексею было очень трудно переключать внимание с одного задания на другое; Наличие поверхностного внимания, быстро истощается.
21.06 10.10 Пришкольный лагерь Интеллектуальная деятельность Была викторина, все детей старались ответить, быстрее поднять руку, но у Алексея М. не получалось быстрее всех поднимать руку, к концу игры он вообще перестал поднимать руку и отвернулся от воспитателя.Стал заниматься своими делами. Проявление эмоциональной неустойчивости.
22.06 12.15 Пришкольный лагерь Игровая деятельность Алексей М. вместе со всеми детьмиактивно играл в игру. Когда Карина С. догнала его, Алеша упал и сказал, что она его толкнула. Дети спорили. В итоге Алеша не стал играть в эту игру. Конфликт повлиял на возникновение негативизма.
23.06 12.15 Пришкольный лагерь Интеллектуальная деятельность Алексей М. вел себя на квестеочень вяло, когда решал задания, то почти всегда говорил, что у него ничего не получается, стоял в сторонке, когда ребята пытались решать задания. Отсутствие мотивации к этому виду деятельности.
23.06 10.15 Пришкольный лагерь Интеллектуальная деятельность В одном из заданий нужно было запомнить как можно больше фигурок, изображённых на доске. Алексей М. запомнил и воспроизвел практически все фигурки. Наличие высокого уровня развития памяти.
25.06 10.55 Пришкольный лагерь Спортивная деятельность На йоге Алексей чувствовал себя свободно, выполнял все упражнения, даже объяснил товарищу справа, как делать определенное упражнение. Присутствует интерес к этому виду деятельности. Проявление речевой активности во время занятия
26.06 11.10 Пришкольный лагерь экскурсия Алексей М. шёл на экскурсию в паре. Был очень активен. На самой экскурсии вел себя достаточно хорошо.Задал вопрос экскурсоводу. Присутствует интерес к этому виду деятельности.
27.06 11.00 Пришкольный лагерь Игровая деятельность Алексей интенсивно играл с ребятами в игру по станциям, пытался сам отгадать ребус, когда воспитатель сказала, что он неправильно отгадал. Алеша отвернулся и надул губы. Присутствует интерес к этому виду деятельности.. Проявление эмоциональной неустойчивости.(обидчивости)
28.06 11.00 Пришкольный лагерь Творческая деятельность Во время репетиции к закрытию лагеря Алексей М. вел себя очень вяло, когда все дети репетировали, он сидел в зрительном зале. Когда вожатый сказал ему идти репетировать на сцену, он не смотрел в глаза, а опустив голову вниз, сказал, что не хочет, потому что у него не получается танцевать этот танец. Отсутствие мотивации.Эмоциональная отгороженность

 

2. Беседа с педагогом.ПРИМЕР

 

Цель беседы: уточнение особенностей учащегося, выявленных в ходе наблюдения.

Место и время её проведения: Пришкольный лагерь, 28.06.2018, 11.30

Алексей М. 9 лет.

Таблица 2.

 

Беседа о поведенческих особенностях учащегося Алексея М.

Вопрос Ответ (педагогом )
3. 1. Трудно ли заинтересовать Алексея М. 4. 2. Легко ли Алексей М. находит общий язык со сверстниками. 3.Можно ли назвать Алексея трудным ребёнком? 4.Алексей М. всегда первый провоцирует конфликт? 5. Умеет ли Алексей М. постоять за себя? 6.Часто ли можно замечать у Алексея М. агрессивное поведение? 7.Алексей М. активный человек? 8. Алексею на пользу идёт похвала? 9. Какое самое лучшее качества характера у Алексея? 10. Можно ли сказать про Алексея, что он трудолюбивый? 3. Пожалуй, да, Алексея достаточно трудно замотивировать. Но если его что-либо заинтересует, то его невозможно будет оторвать от дела. 4. Нет, нелегко. Скорее всего, ему не хватает уверенности в себе. 5. Нет. Он достаточно спокойный мальчик, хотя иногда любит задевать других ребят, но что тут говорить… это дети. 6. Нет, не всегда. Но иногда я замечала, как он первым задевал девочек. 7. Он может словом постоять за себя, а вот действием нет. 8. Алексея М. нельзя назвать агрессивным ребёнком. Он сдержанный ребёнок. 9. Скорее нет, чем да. Но всё же его активность зависит от определенной ситуации. 10. Да, когда его похвалишь, он наоборот старается лучше выполнить работу, чтобы его ещё раз похвалили. 11. Можно очень много качеств перечислять, но я наверное, остановлюсь на аккуратности, исдержанности. 10.Да, если речь идет про физический труд. Он всегда выполнит задание, если ему поручить. Например, сходить набрать воды для полива цветов.

 

Вывод

В результате проведенной беседы, мне удалось выявить, что Алексей достаточно сдержанный, спокойный и аккуратный человек. Его очень сложно заинтересовать, но если его что-то заинтересует, то Алексей будет посвящать всё своё свободное время этой работе.Алексея нельзя назвать активным человеком. С людьми ему очень трудно найти общий язык. Он сначала присматривается, и только потом старается подружиться.

Психологический портрет ребёнка.

1.Общие сведения о ребёнке: Алексей М. 9 лет, 2 класс.

2.Проявление внешней активности: Алексей очень аккуратный.Поведение ребёнка неустойчиво. Активность мальчика зависит от определенной ситуации и носит ситуативный характер. Из проведенной беседы с педагогом, становится понятно, что мальчик больше проявляет активность,занимаясь физическим трудом.Ребёнку присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется снижением скорости и ловкости выполнения заданий.

3.Отношение к учебной (игровой) деятельности:Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности.Реакция на замечания присутствует.Замечается проявление эмоциональной неустойчивости.

Из наблюдений заметно, что ребёнок плохо переключает внимание с одного вида деятельности на другое. Наблюдается неустойчивый интерес к игре. Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Речь у Алексея соответствует возрасту. Он способен строить достаточно сложные логические связи. Уровень развития памяти – высокий. Особо хорошо развита зрительная память.

4.Отношение к сверстникам: Присутствует коммуникативный барьер; наблюдается замкнутость, пассивность.Не проявляет заинтересованности в общении, контакт носит поверхностный характер.Алексею проще общаться с мальчиками, чем с девочками. С девочками часто случаются конфликты, которые как показало наблюдение, провоцирует сам Алексей.

5.Отношению к педагогу (психологу, воспитателю, вожатому, родителям):

При общении со взрослыми, ребёнок чувствует себя неуверенно. Он часто смотрит в пол, либо в сторону. Это свидетельствует об эмоциональной отгороженности.

6. Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод оособенностях личности Алексея М. Он очень аккуратный, сдержанный, стеснительный.

Алексейне очень общителен, не умеет принимать критику. Мальчик не может быстро переключать внимание с одной деятельности на другую, но зато у него отличная зрительная память. Одним из положительных черт Алексея является увлечённость. Если он заинтересован в каком-либо деле, то он может заниматься им очень долго. У Андрея большой потенциал способностей к музыке, имеются вокальные данные, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях. Явных проблем в развитии психики, в соответствии с возрастом, не выявлено.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: