Когнитивный диссонанс

Теория когнитивного диссонанса основана и разработана американским психологом Л.Фестингером в 1957 году. Научное определение когнитивного диссонанса выглядит так: «Диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем отказа от одного «знания», перестав верить в него, либо приобретая новые, которые помогли бы снять диссонанс, либо, наконец, пересмотром каких-то своих прежних позиций. Позднее Л.Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора (6, 164-165).

В жизни каждому приходится довольно часто сталкиваться с состоянием когнитивного диссонанса, которое не позволяет достичь ясности восприятия и определенности в оценке событий. Например, мы считали кого-то из наших знакомых очень порядочным и честным человеком. И вдруг узнаем, что он совершил дурной поступок. Наши представления об этом человеке и сведения о его поступке оказываются в таком противоречии, что совместить их нельзя. Как мы поступаем? Мы либо просто не верим в то, что наш знакомый сделал что-то нехорошее, либо стараемся узнать подробности в надежде объяснить и оправдать его поступок, либо коренным образом изменяем отношение к этому человеку.

Особенно большие психологические последствия негативного плана когнитивный диссонанс приносит в тех случаях, когда создается за счет явных противоречий между тем, что сообщается в газетах, по радио, телевидению, и тем, что люди реально видят в жизни. В психологии пропаганды иногда говорят о «первичной» и «вторичной» реальности. Под первой имеют в виду те знания и представления людей о действительности, которые они черпают непосредственно из своего жизненного опыта. А «вторичная реальность» формируется из тех сведений, которые они получают из средств массовой информации. Очень часто бывает, что «вторичная реальность» оказывается для людей единственной, поскольку они не имеют возможности сопоставить ее со своим опытом. Это бывает, когда речь идет о многих событиях у нас в стране и особенно за рубежом, о которых нет другой информации, кроме сообщенной журналистами. В таких случаях аудитории остается только принять или не принять ее на веру. Но в вопросах повседневной жизни люди могут сравнить «первичную» и «вторичную» реальности и, как правило, это делают, поэтому любые расхождения между ними выступают очень выпукло.

В психологической науке часто используется понятие фрустрации. Вот как его раскрывает «Краткий психологический словарь»: «Психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др.» (6, 433-434). Наиболее частыми защитными реакциями при фрустрации являются уход от трудных и тем более неразрешимых ситуаций, изменение отношения к поставленной цели, ее обесценение, пассивность, чувство апатии и безразличия, фиксация ригидных, т.е. стереотипных, бездумных форм поведения. Когда речь идет о большой социальной цели, чувство фрустрации может охватывать многих людей и, следовательно, можно говорить о социальной фрустрации как о психологическом состоянии общества или какой-то его части. Так, в 1990-х годах чувства фрустрации испытывало большинство россиян.

Проблемы, которые возникают независимо от воли людей, например в результате стихийных бедствий, хотя и имеют свои психологические последствия, чувства фрустрации у нормального человека обычно не вызывают. Всем ясно, что и почему произошло, что и как надо делать, чтобы решить возникшие задачи. Но если нет ясности в способах достижения новой цели, поставленной перед людьми, то она может стать менее привлекательной или показаться недостижимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: