Основные закономерности логического построения журналистского текста

Как уже говорилось, стремление к целостному и упорядоченному восприятию действительности обеспечивает предметность и адекватность ее отражения в сознании человека. Для целостности восприятия необходима прежде всего относительная полнота информации о том или ином объекте, явлении или процессе, а точнее - необходимое и достаточное ее количество. Человек, не имеющий представления, например, о слоне, не сможет его описать, если увидит только его хобот. Точно так же читатель не получит адекватных представлений об основных событиях в стране и в мире, если познакомится лишь с отрывочными сведениями о них. Ясно, конечно, что в наши дни, когда поток информации настолько многообразен и огромен, выбрать из него то, что отвечало бы требованию необходимости и достаточности, составляет сложную задачу. Тем более, что у разных групп многомиллионной аудитории информационные потребности различны по своей глубине и широте. Правда, последний вопрос разрешается достаточно просто за счет большого числа специализированных журналов и других изданий.

Дело обстоит намного сложнее для наиболее массовых средств информации, т.е. для газет, телевидения и радио. Крайне ограниченные возможности газетной площади и эфирного времени ставят перед средствами массовой информации очень жесткие требования при отборе материалов для публикации. Необходимо, чтобы, во-первых, отобранная информация более или менее полно и разносторонне представляла целостную картину положения вещей в стране и в мире, а во-вторых, основное место в ней должны занять сообщения о наиболее важных событиях. Думается, что для решения этой трудной задачи должна быть разработана определенная система критериев отбора материалов. Такой системы пока нет. Тематика будущих материалов определяется в основном текущими задачами, а также собственной инициативой корреспондентов. В итоге преобладает так называемый субъективный фактор, и результат зависит от способностей, эрудиции, «чутья» отдельных журналистов и работников редакций. Все это, в принципе, хорошо, так как весь процесс журналистской деятельности носит творческий характер и без инициативы и самостоятельности участников этого процесса ничего не получится. Но отсутствием организующего начала в этом процессе  объясняется многократное освещение одних событий и недостаточность информации - о других.

Подчеркнем еще раз, что проблема отбора из необъятного потока новостей того материала, который следует опубликовать, представляет крайне сложную задачу. Принципиально эта задача пока еще не решена полностью нигде и никем.

Можно сравнить материалы СМИ за какой-то конкретный день со стоп-кадром из киноленты фильма, рассказывающего об очень многих сложных и взаимосвязанных событиях. Зритель, который смотрит этот фильм, вольно или невольно анализирует связь событий и в какой-то степени пытается прогнозировать их развитие. Как с учетом этого он будет рассматривать стоп-кадр? Первыми элементами, на которые он, очевидно, обратит внимание, будут те, которые позволят ему связать сложившееся положение вещей с прошлыми событиями и прогнозировать их развитие в дальнейшем. Следовательно, это будут элементы, наиболее значимые для той истории, о которой рассказывает фильм. Однако если мы смотрим фильм заинтересованно, то мы испытываем симпатии и антипатии к различным героям и внутренне надеемся на благоприятное, с нашей точки зрения, развертывание истории. Значит, в стоп-кадре нас обязательно будут интересовать те детали, которые нам помогут укрепиться или усомниться в своих надеждах. Иными словами, наше восприятие будет субъективным, важность и смысл событий мы будем оценивать с позиций наших предпочтений и ожиданий. Поэтому элементы стоп-кадра, носящие для нас второстепенный или случайный характер, нашего внимание не привлекут. И наконец, если в стоп-кадре окажутся детали, которые вообще не имеют отношения к развитию сюжета, они либо останутся незамеченными, либо вызовут раздражение, так как могут затруднить понимание смысла в целом.

Если следовать нашей аналогии, то эти «стоп-кадры» должны содержать прежде всего наиболее значимые события в мире и стране. Иными словами, они должны иметь какое-то значение для развития «сюжета» текущей истории. Однако это не все. Значимость событий для нас будет определяться еще тем, насколько они важны с точки зрения наших надежд, ожиданий и опасений, т.е. они должны рассматриваться с позиций наших идеалов, ценностей и интересов.

«Стоп-кадр» в жизни мира и страны и даже в кинопленке фильма - слишком короткий миг и далеко не всегда содержит что-то очень важное. Соблюдение принципа значимости отдельных событий с позиций их идеологической, политической и нравственной оценки прослеживается довольно определенно и в наших СМИ. Но ведь даже в фильме бывает фон, на котором развивается основная сюжетная линия. В сообщениях СМИ, на наш взгляд, такой фон должен быть в форме регулярных аналитических материалов о положении в отдельных регионах и странах мира.

Также важнейшим условием успешности любой информационной деятельности является новизна информации, сообщаемой аудитории. Если в «фильме» нам будут повторять одно и то же, мы потеряем к нему интерес. Аналогичная реакция возникает у людей, которые изо дня в день получают информацию об одних и тех же странах, процессах, событиях и к тому же в одних и тех же словах и выражениях. Повторное упоминание событий в повседневной информационной деятельности в какой-то степени неизбежно. Оно необходимо, чтобы напомнить людям о том, что было вчера, и помочь им понять связь причин и следствий в том, что происходит сегодня. Но если повторение не ведет ни к чему новому, то исчезает само качество новизны и информация теряет свою ценность и интерес для аудитории.

Значимость событий, о которых дается информация, всегда зависит от такого их качества, как масштабность, т. е. степень их влияния на жизненные процессы, происходящие в мире, стране, области, городе, районе. Отсюда следует,   что масштабность освещаемого факта должна соответствовать назначению конкретного СМИ. В федеральных СМИ должна быть информация международного и государственного масштаба, а в городских или районных СМИ - местного значения.

Вместо описания реальных людей и событий широко освещаются «псевдособытия», т.е. ничего не значащий факт превращается СМИ в «событие».

Помимо идеологических и политических критериев при отборе информации должны, конечно, учитываться общечеловеческие интересы. Научные открытия, необычные изобретения, важные события в области культуры, наконец, бедствия и несчастья - все это включено в сферу информационных потребностей современного человека (13).

Правильный отбор информации отвечает потребности людей в целостном восприятии событий в мире и в стране. Однако для полного удовлетворения этой потребности важен не только отбор информации, но и организация ее изложения на страницах газет или в программах телевидения и радио. Как отмечалось выше, упорядоченность восприятия, стремление к гармоничности в построении образов внешнего мира означает не только целостность воспринимаемых объектов, но и их построение в определенные знакомые комплексы, формы, сочетания.

Если рассмотреть эту психическую особенность человека применительно к восприятию информации, то можно утверждать: чтобы мысль автора дошла до аудитории и была воспринята ею должным образом, изложение этой мысли должно быть подчинено определенному порядку. При этом имеется в виду не просто соблюдение правил языка, грамматики и логики, а такая упорядоченность, которая учитывает психологические особенности восприятия и обработки информации человеком.

На теоретическом языке этот процесс можно описать следующим образом: вначале возникает вопрос-гипотеза, затем происходит дополнительный отбор информации и в итоге делается вывод - заключение. В принципе, это самая общая схема восприятия, которая носит универсальный характер, если не считать, конечно, самых простейших случаев, когда нет необходимости ни в вопросах, ни в гипотезах.

При восприятии информации, которая должна как-то повлиять на взгляды и позиции людей, в роли вопроса-гипотезы для них выступает основная мысль или идея информационного сообщения, статьи или очерка и все изложение материала должно быть посвящено одной задаче: обоснованию этой идеи таким образом, чтобы она была осознанно принята аудиторией. С точки зрения психологической науки оптимальный вариант схемы такого изложения в самых общих чертах должен выглядеть так: изложение основной мысли - ее обоснование и доказательство фактами и аргументами - краткое повторение основной мысли в виде заключения.

Эта схема была открыта на основе опыта задолго до ее психологических исследований. Психология лишь подтвердила ее теоретическую обоснованность.

Основная мысль статьи или сообщения, пользуясь терминологией правила «фигуры и фона», с начала и до конца должна выступать в роли фигуры, а все остальное должно составлять тот необходимый и достаточный фон, на котором она будет выглядеть отчетливо и ярко.

Наконец, хотя и очень редко, но бывают такие странные ситуации, когда, подробно обрисовав «фон» какого-то события, автор забывает «фигуру», т.е. вообще не сообщает того главного, ради чего написан очерк.

ПРИМЕР. Такой материал опубликован в «Советской России» (9 февр. 1988 г.) под названием «Ревизором стал морской котик». Рассказывается об очень интересном эксперименте использования специально дрессированных котиков для осмотра подводных газопроводов. В очерке есть все: трудности и дороговизна осмотра газопроводов с помощью водолазов, устойчивость котиков к стрессам и различиям в климатических условиях, как долго, кем и когда готовился эксперимент, как котики быстро плывут вдоль газопровода, касаются носом «нужного предмета» и в этом месте всплывает буек и т.д. и т.п. Не сказано только самого главного: с какой целью проводится такая ревизия подводных газопроводов, что и как помогают выявить котики (каких «нужных предметов» и почему они касаются носом, какую информацию в результате получают люди?). Читателю остается гадать, то ли речь идет об обнаружении утечки газа, то ли о каких-то повреждениях газопровода, то ли о его смещениях и так далее, насколько хватит фантазии.

Говоря о необходимости соблюдения своего рода «психологической логики» при изложении материала, нужно подчеркнуть, что игнорирование особенностей человеческого восприятия информации одинаково плохо как для хорошо подготовленной аудитории, так и для тех, кто еще недостаточно глубоко разбирается в различных вопросах политики. Если эта логика нарушается, если с самого начала нет ясности, о чем пойдет речь, то первым читать такой материал неинтересно, так как им нужно сразу же «схватить» основную идею публикации, и после этого они решают, следует ли им читать о дополнительных фактах и аргументах или же для них все ясно и бесспорно и можно перейти к другим материалам газеты, а вторым трудно уловить основную мысль автора, поскольку он включает ее в процесс своих рассуждений где-то в середине, а то и в конце. Специальные психологические эксперименты подтвердили, что плохо организованное сообщение отрицательно сказывается как на понимании людьми его содержания, так и на отношении к коммуникатору. А от последнего зависит такой важный момент, как степень доверия к источнику информации.

Высказанные соображения не следует воспринимать как предложение какого-то жесткого шаблона, ограничивающего творческое начало в журналистской работе. Речь идет о логике изложения материала, которая обеспечивает наиболее эффективные условия восприятия и осмысления информации. Безграничный диапазон выразительных средств языка, художественные и стилистические возможности публицистики при творческом подходе к делу открывают путь к бесконечному разнообразию и гибкости в построении материала (13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: