Ценовое регулирование программ энергосбережения

Начатая в 1992 году либерализация цен не привела к стимулированию рационального и экономного использования топлива и энергии. Для сдерживания инфляционных процессов в эти годы проводилось прямое или косвенное регулирование цен на топливо и тарифов на энергию. В то же время цены на основную продукцию промышленности были освобождены практически сразу. Цены на уголь были «отпущены» в середине 1993 года, а на нефть и нефтепродукты стали свободными в 1994 году. Внутренние цены на энергоносители после 1994 года повышались темпами, соответствующими происходившей инфляции.

При формировании государственной ценовой политики учитывается реакция потребителей на соотношение цен качественно разных взаимозаменяемых видов топлива. Это означает, что в пересчете на одинаковую теплотворную способность цена нефти должна быть не менее чем на 15-20 % выше цены на газ, которая, в свою очередь, должна примерно на 15-20 % превышать цену энергетического угля.

Государство контролирует цены в секторах энергетического рынка, являющихся так называемыми «естественными» монополиями. Регулируемые государством цены на продукцию этих монополий должны включать экономически обоснованные затраты производителей на производство, транспортировку и распределение продукции (услуг) и необходимую прибыль, а также приближение к приведенным выше соотношениям цен на различные виды топлива.

Однако действующие в России цены не способствуют в полной мере обеспечению финансовых потребностей предприятий топливно-энергетического комплекса и не способствуют стабилизации их производство, тормозят развитие работ по энергосбережению.

Указанные выше условия ценообразования определят в ближайшие годы сравнительно узкие диапазоны изменения уровней регулируемых государством цен на энергоресурсы.

Эти диапазоны значений цен на топливо и тарифов на электроэнергию для центральных районов России характеризуются нижеприведенными данными (см. табл. 11.2).

Нижние значения цен обеспечивают самофинансирование нефтяной и газовой промышленности и самоокупаемость большинства угольных предприятий. Верхние значения соответствуют ценам мирового рынка, скорректированным на величину транспортных затрат.

Сроки окупаемости капитальных вложений в энергосбережение при действующих ценах и тарифах на энергоресурсы составляют в среднем 2,0–2,5 года. Однако несмотря на это в ближайшие 2-3 года инвестиционным энергосберегающим программам необходима финансовая поддержка.

Стабилизация и затем наращивание производство продукции при сдерживании, а в ряде случаев и снижении цен (тарифов) на энергоресурсы, сокращение издержек производство, совершенствование налоговой системы и ликвидация неплатежей позволят по мере роста рентабельности предприятий покрывать потребность в инвестициях в основном за счет средств предприятий.

В настоящее время происходит пересмотр политики цен и тарифов в направлении повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, рационализации их потребления и создания на этой основе экономических условий для подъема производство на предприятиях. Последнее позволит расширить финансовые возможности для усиления работ по энергосбережению.

Основными направлениями государственного регулирования цен на топливо и тарифов на электро- и теплоэнергию в целях энергосбережения являются:

· прямое государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию отраслей естественных монополий и косвенное государственное воздействие на динамику и соотношение свободных цен в других отраслях;

· повышение конкурентоспособности отечественных предприятий перерабатывающей промышленности, в первую очередь выпускающих энергоемкую продукцию, за счет уменьшения энергосоставляющей в ее себестоимости, что позволит на первом этапе сдерживать рост цен на энергоресурсы;

· совершенствование структуры регулируемых цен на продукцию естественных монополий и исключение из нее инфляционных ожиданий и потерь от неплатежей;

· отказ от дифференциации цен на энергетические ресурсы в зависимости от отраслевой принадлежности потребителей и постепенное прекращение перекрестного субсидирования населения, объектов социальной сферы и агропромышленного комплекса с соответствующим уменьшением ценовой нагрузки на производственный сектор экономики при одновременном введении адресной поддержки малоимущих слоев населения;

· разработка и ввод в действие регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по зонам суток (пиковая, дневная, ночная), дням недели, сезонам года и объему потребляемой энергии;

· дифференциация регулируемых цен на газ по потребителям в зависимости от расстояния транспортировки газа и объема потребляемого ими газа и режима газопотребления;

· учет в регулируемых ценах (тарифах) на продукцию (услуги) естественных монополий экономически обоснованных затрат производителей и потребителей на энерго- и газосбережение;

· создание дополнительных стимулов к энергосбережению, в том числе путем разработки и введения в действие дифференцированных цен и тарифов на поставляемые потребителям энергетические ресурсы, а также за счет создания региональных фондов финансовой поддержки энергосбережения;

· предоставление на определенное время льготных цен на газ и тарифов на электроэнергию предприятиям с энергоемким производством, выпускающим конкурентоспособную продукцию, с компенсацией выпадающих доходов энергетиков и газовиков долевым участием энергоснабжающих компаний в прибылях от реализации продукции смежников.

При регулировании цен и тарифов на топливо и энергию важной задачей является недопущение роста доли расходов на топливо- и энергообеспечение в оплачиваемых населением коммунальных услугах и в то же время, наряду с другими мерами, необходимо стимулирование энергосбережения в коммунально-бытовом секторе, где расходуется 27-28 % потребляемых в стране энергоресурсов. Эти требования соответствуют принципам проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: