Финансирование программ в области энергосбережения

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что на всех этапах развития экономики энергосбережению требуется государственная бюджетная поддержка. Это позволяет обеспечивать использование достижений научно-технического прогресса в области энергосбережения предприятиям с различным финансовым положением, стимулируя их к дополнительным вложениям собственных средств в энергосберегающие проекты.

Государственная поддержка энергосбережения осуществляется в форме предоставления исполнителям средств на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок, исходя из значимости и сроков окупаемости проектов.

Источниками таких средств являются:

· целевые средства федерального бюджета, используемые на конкурсной основе;

· средства субъектов РФ, включая средства создаваемых ими региональных фондов энергосбережения и их бюджетные средства;

· внебюджетный источник Минтопэнерго России.

Региональные фонды энергосбережения формируются органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из требований Федерального закона «Об энергосбережении». Консолидируемые в соответствии с этим законом средства используются для финансирования региональных программ энергосбережения и в первую очередь – для финансирования оснащения потребителей регионов приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов.

Другими источниками финансирования программ в области энергосбережения являются:

· собственные средства предприятий и организаций (денежные средства, ценные бумаги, части основных производственных фондов);

· заемные средства (целевые облигационные займы, региональные паевые инвестиционные фонды, вексельный кредит, финансовый лизинг и др.).

Объем и структура источников финансирования программ в области энергосбережения должны обеспечить их выполнение при условии введения в действие механизмов гарантии возврата заемных средств, формирования субъектами РФ внебюджетных фондов энергосбережения, средства которых должны быть направлены в первую очередь на финансирование оснащения бюджетных и дотационных потребителей приборами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов. В этих целях необходимо отработать на федеральном и региональном уровнях введение в действие рыночных механизмов мобилизации средств для финансового обеспечения программ энергосбережения с учетом опыта работы регионов.

Рыночные механизмы финансового обеспечения программ энергосбережения

Наряду со средствами государственной поддержки энергосбережения и указанными внебюджетными источниками все большее значение при реализации программ энергосбережения будут иметь такие нетрадиционные внебюджетные рыночные механизмы, как целевые облигационные займы, паевые инвестиционные фонды и финансовый лизинг.

Целевые облигационные займы

Важным источником кредитования энергосберегающих проектов на возвратной основе является выпуск целевых облигационных займов, обеспеченных поддержкой администраций субъектов РФ. Суть поддержки заключается в том, что облигации займов могут быть обменены на налоговые освобождения (в части налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ). Данные льготы предоставляются специальным решением глав администраций субъектов РФ.

Вырученные средства от размещений облигаций должны быть направлены на кредитование энергосберегающих проектов программ. Эти средства позволяют осуществить ряд первоочередных проектов. При этом за счет взимания дополнительных налогов, начисляемых на прирост валового дохода у предприятий-исполнителей проектов, будет соответствующим образом увеличиваться и доходная часть республиканского бюджета субъектов РФ.

Процедуры регистрации проекта эмиссии, выпуска, обращения и погашения облигационного займа, а также деятельность субъектов займа на территории России осуществляются в порядке, установленном Правительством России и Минфином России. Требования к подготовке проекта эмиссии облигационного займа (необходимая информация об эмитенте, его финансовом положении и предстоящем выпуске займа), а также вопросы, связанные с организацией его выпуска, размещения и погашения разработаны Правлением Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения.

Паевые инвестиционные фонды

Указом Президента Российской Федерации от 26.06.95 № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» введена в действие правовая база для создания и деятельности наиболее распространенных в мире инвестиционных институтов – паевых инвестиционных фондов.

На базе паевых фондов может быть организован эффективный механизм финансирования энергосберегающих проектов программ, основанный на минимизации налогообложения и не создающий дополнительных рисков.

Сравнительный анализ показывает, что в современной экономической ситуации именно паевые фонды могут стать эффективным средством для масштабной мобилизации свободных средств юридических лиц и мелких инвесторов под инвестиционные цели.

Таким образом, используя в создавшейся ситуации паевой инвестиционный фонд, проще, дешевле и быстрее всего можно собрать значительный капитал для инвестирования энергосбережения в регионах.

С организационной точки зрения для создания паевого инвестиционного фонда необходимо:

· создать управляющую компанию и получить лицензию на право осуществления ею доверительного управления имуществом фонда;

· разработать и зарегистрировать правила паевого инвестиционного фонда и проспект эмиссии инвестиционных паев;

· заключить управляющей компании договора со специализированным депозитарием, аудитором и независимым оценщиком.

Финансовый лизинг

Лизинг – способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде различных технических средств при сохранении права собственности на них за арендодателем.

Лизинг является альтернативой традиционному банковскому кредитованию. Он позволяет использовать в сфере производство современную технику без оплаты ее полной стоимости. В мировой практике стоимость лизинговых операций неуклонно возрастает и по темпам опережает рост объема капиталовложений в их традиционной форме. Особенностью финансового лизинга, в отличие от оперативного, является то, что срок аренды соизмерим с нормативным сроком службы арендуемого имущества.

Для целей энергосбережения финансовый лизинг – весьма удобный способ приобретения дорогостоящего оборудования, приборов и технологий как в стране, так и за рубежом. Фактически он предполагает 100 %-е кредитование и требует немедленного начала платежей. Арендные платежи обычно начинаются только после поставки имущества, либо еще позже, когда использование начинает давать прибыль. Лизинговый договор более гибок, чем ссуда, которая всегда предполагает ограниченные сроки и стандартные условия погашения. При лизинге арендатор энергосберегающего оборудования может согласовать с лизинговой компанией удобную схему финансирования, включая в условия договора, например, расчеты из средств от экономии топлива и энергии. За счет использования лизинга можно полностью осуществить мероприятия программы, связанные с приобретением приборов средств учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов.

 

3. Законспектировать в тетради.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: