Основные понятия и тезисы

Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Состав ■ структуру потребительского рынка можно классифицировать по:

региональному признаку;

68


назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

каналам реализации товара (организованный и неорганизованный).

Важнейшими элементами рынка являются спрос, предложение, цена.

Спрос — это зеркало потребности. Он выступает как платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов.

Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос.

Реализованный спрос — это спрос, завершающийся покупкой товара.

Неудовлетворенный спрос — это часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в тот или иной момент не была реализована в связи с низким качеством товара, высокой ценой или отсутствием товара в продаже.

Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупателями к потребительским свойствам, качеству и внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой необходимость существенной перестройки производства и торгового ассортимента.

Ажиотажный спрос характерен для тех товарных групп, по которым существует дефицит.

Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, НТП и др.

В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса выделяется макроспрос (спрос на продовольственные и непродовольственные товары, на укрупненные группы товаров — ткань, обувь и др.) и микроспрос (спрос на отдельные виды товаров).

Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары. Он определяется величиной покупательных фондов населения. Структура спроса характеризует соотношение отдельных товарных групп в розничном товарообороте.

Под товарным предложением следует понимать количество товара, находящегося на рынке, или которое может быть доставлено на него. К факторам совокупного предложения следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, уровень цен, импорт и цены на импортные товары, налоги, уровень техноло-

69


гий и др. Рост производства и развитие НТП способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.

Спрос и предложение — две взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.

Эластичность спроса характеризует степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения.

Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.

Главным параметром рынка является емкость рынка. Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Емкость рынка определяется, с одной стороны, платежеспособным спросом, а с другой — товарным предложением, т.е. объемом национального производства данного товара в стране, размерами импорта, изменением остатков товарных запасов на складах предприятий-изготовителей и запасов товаров у потребителей (продавцов).

С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать конъюнктуру рынка.

Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организационных и других условий, определяющих в данный момент соотношение спроса и предложения.

Спрос прогнозируется на всех уровнях управления экономикой на долго-, средне- и краткосрочные периоды времени. Разрабатываются также оперативные прогнозы спроса (па хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты и другие товары).

При прогнозировании спроса на конкретные товары народного потребления широкое применение получили методы экстраполяции (на начальных этапах краткосрочного прогнозирования), экспертные оценки, нормативный метод, факторные модели (у = f (x1 х2, х3,...,хп)).

На практике для изучения спроса широко используются наблюдения, опросы покупателей о покупательских намерениях (анкетные опросы, интервьюирование), ярмарки, выставки, книги предложений, тестирование, реклама.

70


На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод. При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления. Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки фактического потребления продукта на душу населения на коэффициент, характеризующий соотношение темпов роста денежных доходов населения и потребительских цен в прогнозном периоде (при эластичном спросе).

При применении многофакторных моделей среди важнейших факторов следует учитывать изменение денежных доходов населения и потребительских цен. При стабильном уровне цен можно использовать однофакторные модели.

Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности спроса Кэ от формирующего его фактора рассчитывается по формуле

где У — уровень спроса за период; АУ— прирост спроса за период; X — значение фактора; АХ — изменение фактора за период.

Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модель поведения потребителей, которая базируется на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей. Модель имеет вид

где Y j— спрос н a j-й товар; Р j— цена на j-й товар; D — доходы потребителей; Q j, Q j— нижний и верхний пределы спроса j-го товара.

Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозный (плановый) период предполагает, с одной стороны, определение покупательных фондов, с другой — товарных ресурсов.

Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на по-

71


купку товаров. Определение покупательного фонда осуществляется по схеме:

Покупатель- = Денежные — Нетоварные ± Изменение сбережений в сбер-
ный фонд доходы расходы банке, у населения, приобре-

тение ценных бумаг, валюты

Необходимый объем товарооборота рассчитывается с учетом покупательного фонда, а также оборота по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли.

Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.

Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров. Для этого разрабатываются балансы предметов потребления по отдельным товарам и группам товаров.

Наряду с покупательными фондами необходимо определять спрос на отдельные виды, группы товаров, сопоставлять с ресурсами этих товаров и формировать структуру товарооборота.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. На заключительном этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров. Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения должны разрабатываться меры, способствующие развитию и насыщению потребительского рынка.

Контрольные вопросы и тесты

1.Что собой представляет потребительский рынок, каковы его со
став и структура?

2.Перечислите важнейшие элементы потребительского рынка и
охарактеризуйте их.

 

3. Дайте характеристику реализованного, неудовлетворенного,
формирующегося и ажиотажного спроса.

4. Какие факторы оказывают существенное влияние на спрос?

5. Под влиянием каких факторов формируется товарное предло
жение?

72


6. Что характеризует эластичность спроса?

7. Что понимается под емкостью и конъюнктурой рынка?

8. Выберите правильный ответ. Какие методы применяются при
прогнозировании спроса на конкретные товары: а) методы экстрапо
ляции; б) экспертные оценки; в) факторные модели; г) нормативный
метод; д) все ответы верны.

9. Выберите правильный ответ. Что характеризуют покупатель
ные фонды: а) денежные доходы населения; б) возможный объем то
варных ресурсов; в) совокупный спрос населения на товары народно
го потребления; г) необходимый объем товарооборота; д) все ответы
верны.

 

10.Какова методика определения возможного объема товарных
ресурсов?

11.Как формируется структура товарооборота?




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: