КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика»
Вариант №15
Обучающейся 2 курса, группы Б-б-о-183
Направления подготовки: 06.03.01 Биология
Форма обучения: очная
Проверил: старший преподаватель Е.С.Андрющенко
Дата сдачи 25.05.20
Оценка(балл)
Симферополь, 2020
Вариант 15
Теоретическая часть
1. Экономические потребности, их суть, структура и классификация.
2. Фирма в условиях чистой конкуренции.
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика.
Практическая часть
Задача 1.
В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке тостеров.
Цена, ден. ед. | Объём спроса, млн. шт. в год | Объём предложения, млн. шт. в год |
300 | 10 | 3 |
320 | 9 | 4 |
340 | 8 | 5 |
360 | 7 | 6 |
380 | 6 | 7 |
400 | 5 | 8 |
а) Изобразите кривую спроса и предложения по данным таблицы.
б) Чему равна равновесная цена на данном рынке?
в) Если рыночная цена на тостеры установится на уровне 320 гривен то, что характерно для данного рынка – товарный излишек или дефицит?
|
|
г) Если рыночная цена на тостеры установится на уровне 400 гривен то, что характерно для данного рынка – товарный излишек или дефицит?
д) Рост потребительских расходов повысил потребление тостеров на 1 млн. штук при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объём производства?
Задача 2.
В произведенном за год валовом национальном продукте стоимостью 1390 млрд. ден. единиц доля продукции сферы материального производства составила 93,1%
Определите:
1. Величину вновь созданной стоимости в общем, объеме совокупного общественного продукта, если удельный вес средств производства в нем составляет 67,4%.
2. Размер средств труда, используемых при изготовлении общественного продукта, если на долю предметов труда приходится 34,6% стоимости средств производства.
3. Каким станет соотношение между необходимым и прибавочным продуктом, если при прочих равных условиях, затраты на оплату труда работников сферы материального производства увеличатся с 73,2% до 75,1%?
Содержание
Теоретическая часть
1. Экономические потребности, их суть, структура и классификация. 5
1.1...................................................................... Экономические потребности. 5
1.2. Структура и классификация экономических потребностей. 5
2. Фирма в условиях чистой конкуренции. 10
2.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. 10
2.2. Чистая конкуренция. 11
2.3. Преимущества и недостатки чистой конкуренции. 12
2.4. Эффективность фирмы в условиях чистой конкуренции. 15
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика. 17
|
|
3.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. 17
3.2. Эффект храповика. 20
Практическая часть
1. Задача 1. 21
2. Задача 2. 24
3. Список используемых источников. 25
Теоретическая часть
Экономические потребности, их суть, структура и классификация
1.1. Экономические потребности
Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении. Человек, как правило, осознает свои потребности, понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу. Если какие-то потребности не удовлетворены, то этот недостаток (неудовлетворенность желаний) становится побудительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.
1.2 . Структура и классификация экономических потребностей
Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.
1. По субъектам (носителям потребностей):
а) удовлетворяемые индивидуально (лично);
б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).
Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. —удовлетворяются коллективно.
2. По объектам (предметам, на которые они направлены):
а) материальные потребности;
б) духовные потребности;
в) этические потребности (относящиеся к нравственности);
г) эстетические потребности (касающиеся искусства).
3. По степени удовлетворения потребностей:
а) конечные потребности;
б) промежуточные потребности.
Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д. Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).
4. По происхождению:
а) первичные потребности;
б) вторичные потребности.
Первичные потребности являются по своей природе физио-логическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).
Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).
Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство, они являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы.
|
|
1. Материальные (физиологические):
а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);
б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).
2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).
3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).
Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп (рис. 3.1).
1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.
2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности — это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки.
Рис.1.Иерархия потребностей по А.Маслоу
4. Потребности в уважении включают в себя потребности в компетентности, признании.
5. Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно. В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест Энгель установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользования, увеличивается.
Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды.
|
|
Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.
Глубокая внутренняя взаимная связь производства и поребностей выражается в законе возвышения потребностей.
Социально-экономические процессы общества проявляются в возвышении потребностей людей, которое протекает по
двум направлениям:
1) по горизонтали, что означает количественное распространение общественно нормальных потребностей (все большее число людей пользуется новыми благами: телевизорами, мобильными телефонами, автомобилями, музыкальными центрами и т.д.);
2) по вертикали, что означает качественное возрастание уровня запросов людей (в пище, одежде, жилье, защите от внешних врагов и преступников, защите от нищеты и др.). Все это находит выражение в законе возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей гласит: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен, тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства. Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде в природе не существуют.
Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.