Экономические потребности, их суть, структура и классификация

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика»

 

Вариант №15

 

 

Обучающейся 2 курса, группы Б-б-о-183

Направления подготовки: 06.03.01 Биология

Форма обучения: очная

Проверил: старший преподаватель Е.С.Андрющенко

 

 

Дата сдачи 25.05.20

Оценка(балл)

 

Симферополь, 2020

Вариант 15

Теоретическая часть

1. Экономические потребности, их суть, структура и классификация.

2. Фирма в условиях чистой конкуренции.

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика.

Практическая часть

Задача 1.

В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке тостеров.

Цена, ден. ед. Объём спроса, млн. шт. в год Объём предложения, млн. шт. в год
300 10 3
320 9 4
340 8 5
360 7 6
380 6 7
400 5 8

а) Изобразите кривую спроса и предложения по данным таблицы.

б) Чему равна равновесная цена на данном рынке?

в) Если рыночная цена на тостеры установится на уровне 320 гривен то, что характерно для данного рынка – товарный излишек или дефицит? 

г) Если рыночная цена на тостеры установится на уровне 400 гривен то, что характерно для данного рынка – товарный излишек или дефицит? 

д) Рост потребительских расходов повысил потребление тостеров на 1 млн. штук при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объём производства?

Задача 2.

В произведенном за год валовом национальном продукте стоимостью 1390 млрд. ден. единиц доля продукции сферы материального производства составила 93,1%

Определите:

1. Величину вновь созданной стоимости в общем, объеме совокупного общественного продукта, если удельный вес средств производства в нем составляет 67,4%.

2. Размер средств труда, используемых при изготовлении общественного продукта, если на долю предметов труда приходится 34,6% стоимости средств производства.

3. Каким станет соотношение между необходимым и прибавочным продуктом, если при прочих равных условиях, затраты на оплату труда работников сферы материального производства увеличатся с 73,2% до 75,1%?



Содержание

Теоретическая часть

1. Экономические потребности, их суть, структура и классификация. 5

1.1...................................................................... Экономические потребности. 5

1.2. Структура и классификация экономических потребностей. 5

2. Фирма в условиях чистой конкуренции. 10

2.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. 10

2.2. Чистая конкуренция. 11

2.3. Преимущества и недостатки чистой конкуренции. 12

2.4. Эффективность фирмы в условиях чистой конкуренции. 15

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Эффект храповика. 17

3.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. 17

3.2. Эффект храповика. 20

 

 

Практическая часть

1. Задача 1. 21

2. Задача 2. 24

3. Список используемых источников. 25

 

 

Теоретическая часть

Экономические потребности, их суть, структура и классификация

1.1. Экономические потребности

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении. Человек, как правило, осознает свои потребности, понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу. Если какие-то потребности не удовлетворены, то этот недостаток (неудовлетворенность желаний) становится побудительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.

1.2  . Структура и классификация экономических потребностей

Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.

1. По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично);

б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).

Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. —удовлетворяются коллективно.

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По степени удовлетворения потребностей:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.

Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д. Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).

4. По происхождению:

а) первичные потребности;

б) вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физио-логическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство, они являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы.

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);

б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).

2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).

Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп (рис. 3.1).

1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.

2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности — это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки.


Рис.1.Иерархия потребностей по А.Маслоу

4. Потребности в уважении включают в себя потребности в компетентности, признании.

5. Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно. В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест Энгель установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользования, увеличивается.

Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды.

Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.

Глубокая внутренняя взаимная связь производства и поребностей выражается в законе возвышения потребностей.

Социально-экономические процессы общества проявляются в возвышении потребностей людей, которое протекает по

двум направлениям:

1) по горизонтали, что означает количественное распространение общественно нормальных потребностей (все большее число людей пользуется новыми благами: телевизорами, мобильными телефонами, автомобилями, музыкальными центрами и т.д.);

2) по вертикали, что означает качественное возрастание уровня запросов людей (в пище, одежде, жилье, защите от внешних врагов и преступников, защите от нищеты и др.). Все это находит выражение в законе возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей гласит: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен, тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства. Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде в природе не существуют.

Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: