Основные принципы росписи православного храма

Живописное убранство православного храма

Традиции храмовой росписи

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу — символ жертвенной крови Христа и причащения, крест, якорь — символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла.

Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого завета и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно видеть и начало формирования иконографических программ. Так, во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения, в зоне ниши — с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений — с райскими аллегориями.

После победы христианства и иконопочитания в византийский период развитием иконографии руководили несколько. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость. Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снабжать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог входить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила подлинная встреча. Во-вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала — Христос, затем — Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы сисцерковного убранства стали применять в храмах, начиная с IX в. — чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово-купольного храма, предоставлявший наилучшие возможности для иерархического расположения образов, и был перенесён на Русь.

История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах — Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах — Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда — одно из наиболее ранних в росписи русских храмов. Церковь в честь Преображения Спаса на Нередице (1198 г.) в Великом Новгороде приобрела мировую известность благодаря своим фресковым росписям, покрывавшим все внутренние поверхности стен и сводов. Фрески не только обладали самостоятельной ценностью, но и прекрасно согласовывались со структурой храма, образуя синтез архитектуры и живописи. Интерьер собора в честь Преображения Господня Псковского Мирожского монастыря (1140 г.) также полностью расписан фресками, сохранившимися до наших дней.

Во Владимирском Успенском соборе сохранились фрагменты росписей 1408 года, выполненных выдающимися русскими иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

В 1505 году под руководством Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия была выполнена роспись Успенского собора Московского Кремля. По общему характеру композиции она близка к фрескам Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1480 г.), которые были написаны Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром в 1502 году. Характер расположения фресок достаточно традиционен: в центральном куполе находится изображение Спаса Вседержителя, ниже, на сводах — образы Архангелов, Праотцев и Пророков. Западную стену занимает фреска Страшного Суда. На нижней и северной стенах размещены множество сюжетов из Апокалипсиса. Большое место в росписях собора занимают изображения русских князей и византийских императоров, отображающие духовную преемственность Русской Православной Церкви от древней Византийской. В основание программы монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля — главного храма Русской земли, по мнению исследователей, была положена концепция «Москва — осуществлённый Иерусалим», которая определила вселенский характер сюжета росписи, в которой особое место отведено образу Иерусалима.

Из монументальных росписей, выполненных в конце XIX века, можно назвать Владимирский собор в Киеве (1896 г.), расписанный В.М. Васнецовым и М.В. Нестеровым с участием М.А. Врубеля и других выдающихся художников.

Основные принципы росписи православного храма

Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке при патриархе Фотии одновременно со сложением чина Литургии. В своем начальном состоянии программы размещения росписей складывались уже в раннехристианский период, приобрели более весомый характер в ранневизантийское время, но наиболее ярко раскрылись после завершения эпохи иконоборчества. В средневизантийский период сформировались такие принципы построения программ, как

— иерархический, со смысловым центром в куполе;

— евхаристический, с центром в алтарной апсиде;

— литургический, отражающий в последовательности сюжетов богослужебную и календарную логику;

— исторический, с последовательным расположением ветхо- и новозаветных сюжетов.

В целом иконографические сюжеты должны распределяться в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Что же касается системы росписей каждого конкретного храма, то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие единого строя композиции интерьера.

В средней части храма система росписи образует три зоны: первая — зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конха апсиды; вторая — зона парусов и верхних частей стен; третья — зона нижних частей стен.

В верхней зоне находятся изображения наиболее важных в Православии лиц (Иисуса Христа, Богоматери, ангелов) и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события.

В числе изображений на куполе можно назвать образ Христа Пантократора, Святого Духа в виде голубя, а также Крест, монограмму Христа, Агнца. Позднейшая традиция связана с образами Троицы Новозаветной, Отечества, Господа Саваофа. Периферийная часть купола, представляющая собой либо нецентральные зоны широкой скуфьи, либо барабан, включает обычно изображения апостолов, пророков, праотцев, а также в некоторых случаях Небесных Сил, Богородицы и Иоанна Предтечи.

Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются серафимы (силы Божий). В барабане купола — восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже — пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла, а также первозванных апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и запричастных стихов великих праздников.

Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христовых,— Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, а также историю рождения Христа, — Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности — цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма располагаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы,— Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада. К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографические мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притворах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в церкви, посвященной Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Свт. Николая, Сергиевский — Прп. Сергия и т.д.

В средней части храма, на столпах, если они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображают четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку, Иоанна. По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур — это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ — «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, его росписи посвящаются связанным с этим Таинством сюжетам. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения. Выше — сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами — хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии). Постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Спасителем, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещают изображение Христа. В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери — Иоакима и Анны, или Предтечи Спасова Иоанна.

На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.

На западной стене храма располагаются сцены Страшного суда, видение пророка Иезекииля. Значение изображения Страшного Суда в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Над ним, если позволяет пространство, располагается образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются сюжеты растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться и такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: