Политические учения в Голландии (Б. Спиноза)

 Бенедикт Спиноза — голландский философ и политический мыслитель — родился в 1632 году в семье зажиточного купца еврейской общины. Образование получил в религиозном училище. Спиноза впитал в себя семена демократии, вольнодумства, отвергнув веру и обычаи еврейской общины. Позднее из за этого его изгоняют из общины после чего он вынужден был уехать из Амстердама в деревню. Формирующееся философско-политическое мировоззрение он излагает в «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье».

Политическая активность Спинозы усиливается в 1660-е гг., когда по заданию главы антиклерикального буржуазно-республиканского правительства Яна де Витта он пишет одно из самых критических произведений XVII столетия — «Богословско-политический трактат». В обстановке спада политической активности Спиноза в 1675 г. заканчивает «Этику» — главный труд своей жизни и работает над «Политическим трактатом» (продолжением «Этики»), который не успел закончить. После смерти друзья Спинозы опубликовали его произведения, но они вскоре были запрещены и лишь в XIX в. вновь опубликованы.

Политические идеи Спинозы тесно связаны с его этическим учением о свободе и необходимости, обосновывающем мотивы поведения людей в обществе и в системе политической власти их природным, естественным состоянием, движимым частными эгоистическими интересами граждан. Вместе с тем он не отрицал возможного гармоничного сочетания последних с общественными.

Свобода и демократия или упорядоченная свобода — главная тема Спинозы. Основание свободы — разум как источник личной автономии и правоспособности, как он еще назвал своеправия. Им обеспечивается универсальная способность естественного — из природы — познания вечных божественных законов и повиновение им как основа добродетели. Согласно Спинозе, общество выходит из естественного права в гражданское состояние в результате наличия любой верховной власти как организации публичного правления. Совокупное тело этой верховной власти — государство. Целью государственного устройства должна быть свобода — прежде всего свобода политическая и религиозная. У государства прав столько, сколько мощи. Своеправие отдельного гражданина «обратно пропорционально степени могущества государства. В противном случае все вернется в естественное состояние».

Поскольку «ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей», общественная связь людей, конструируемая договором (который должен быть основан на идеях естественного права), предполагает, что каждый, перенеся на общество всю мощь, какую он имеет, обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания, что и составляет стержень государственного права. Такое право Спиноза называет демократией. Демократия объединяет два начала, образующих правопорядок: принцип повиновения верховной власти (государству) и свободу.

Спиноза выделяет четыре основных признака демократического устройства:

1. Это, прежде всего, наличие у граждан («всеобщего собрания людей») верховного права на все.

2. Общество, где фактически каждый гражданин выступает попеременно как суверен (в рамках собрания) и как подданный (в качестве частного лица).

3. Общество, где сам институт демократии базируется на принципе равенства.

4. Общество, предполагающее определенное соотношение принуждения и свободы.

Спиноза утверждает, что государственная власть делает необходимым подчинение общему для всех правопорядку. Это означает, что в основе правомочности действий каждого гражданина лежит санкция (общее решение) государства. Поэтому он конструирует зависимость человека от государства не как что-то чуждое природе самого человека, носящее характер тотального принуждения. Речь идет о правопорядке, исключающем произвол отдельного лица.

В «Политическом трактате» Спиноза жестко увязывает суверенитет и мощь государства со свободой человека: общим условием, основанием и для первого и для второго является главенство разума. Спиноза понимает свободу как необходимое условие благочестия и спокойствия государственной и общественной жизни. В разуме свободного человека он видел средство истинного познания необходимости всеобщих законов (определяемых божеством), способное многое сделать для укрощения страстей людей и упрочения общественной жизни. Отсюда главный вывод относительно определения понятия свободы: «свобода есть осознанная необходимость».

В гражданском состоянии, нет ничего, что бы противоречило естественному разуму. По мысли Спинозы, чем более человек руководится разумом, т. е. чем более он свободен и своеправен, «тем неуклоннее будет он блюсти право государства и исполнять приказы верховной власти». Однако он полагал, что естественные основы государства все же необходимо выводить не только из указаний разума, а «из общей природы и строя людей», ибо люди в массе своей «скорее следуют руководству слепого желания, чем разума». Поэтому человеческие страсти это природные свойства, присущие людям. В отличие от Гоббса, теория естественного права у Спинозы более натуралистична, как и теория общественного договора, естественно примиряющая всех людей в государстве с людьми, в чьих руках находится верховная власть, независимо от формы правления.

Политическое учение Спинозы враждебно всякому суеверию, всему тому, что лишено естественного, здравого смысла. Его антиклерикализм выражался в критике догматизма и суеверия церкви, хотя истинную религию философ связывал с мудростью.

В системе отношений между светской и духовной властями, считал он, недопустимо наделение священнослужителей политической властью. Спиноза фактически выступает сторонником принципа отделения церкви от государства и формулирует требование предоставления одной только верховной власти права решать, что законно или незаконно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении я бы хотел кратко сравнить идеи двух мыслителей, выделить общие и отличные моменты.

Гоббс, и Спиноза, исходя из одних и тех же предпосылок и используя одну и ту же методологию, приходят к разным выводам, совпадая лишь в отдельных аспектах. Центром правовой доктрины Спинозы стали естественно-правовые идеи, объединенные с теорией общественного договора. Общим началом учений Гоббса и Спинозы явилось утверждение, что индивидуумам от природы принадлежат личные права и свободы, причем часть их не отчуждается, а сохраняется обществом. Индивидуумы сознательно участвуют в создании общества посредством юридического акта – договора, заключаемого между индивидуумами и определяющего взаимное распределение между ними прав и обязанностей.

Гоббс и Спиноза считали, что из внешних исторических посылок нельзя выделить принципы естественного права и что сущность всякого права может быть выделена только из внутренней природы человека. А поскольку сущность всякой вещи состоит в ее стремлении сохранить свое существование и действовать согласно собственной природе, то для такой вещи, как человек, это означает сохранение жизни любыми средствами и стремление к максимуму удовольствий как выражению внутренней деятельности, помогающей выявить сущность человеческой природы, а также стремление к минимуму страданий как проявлению внешней активности, мешающей пониманию собственной сущности.

Объем естественных прав, признаваемых неотчуждаемыми, у Гоббса и Спинозы не одинаков; у Гоббса в государстве индивидуумы вынуждены, вступая в него, отрекаться от всех прав, кроме права на жизнь и гражданский мир, а Спиноза утверждал неприкосновенность права на свободу мысли, совести и на публичное выражение своих убеждений. Без возможности реализовать свободу мысли, совести и высказывания невозможно существование морально здорового общества. Спиноза так высоко ценил духовную свободу граждан, что провозглашал ее главной целью государственного общежития. Он был убежден, что свобода как цель государственного общежития лучше всего проявляется в демократическом государстве, которое больше всего подходит к естественному состоянию, так как в подобном государстве каждый человек «переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет».

Таким образом я могу отметить, что конечно, труды Гоббса во многом повлияли на формирование мировоззрения Спинозы. Однако он находит свое видение отдельных моментов, а иногда даже противопоставляет свои идеи идеям Гоббса. На мой взгляд Спиноза глубже ставит проблему человека как природного и общественного существа, как субъекта общества и государства, выявив зависимость жизни людей от материальных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: