Выводы по первой главе

Проанализировав литературу по проблеме совладающего поведения, мы пришли к выводу, что в большинстве работ данный феномен рассматривается как социально-психологическое явление, позволяющее преобразовать и изменить ситуацию в случае её контролируемости и приспособиться к ней, если она не поддается контролю.

Выделяются различные теории к исследованию совладающего поведения. В зарубежной психологии выделяются 3 основных подхода к рассмотрению совладающего поведения: диспозиционный, ситуативный и интегративный. В данной работе мы опирались на позицию интегративного подхода. С точки зрения данной позиции, совладающее поведение представляет собой взаимосвязь личностных и ситуационных аспектов при выборе копинг-стратегий.

Некоторые ученые уверены в том, что существуют возрастные и половые особенности в осуществлении выбора стратегий совладающего поведения. Рассматривая возрастные аспекты феномена, можно сделать вывод о том, что совладающее поведение не относится к какому-либо определенному возрасту. Каждый возрастной период характеризуется использованием конкретных копинг-стратегий, что объясняется типичными для данного этапа жизни трудными ситуациями.

Выделяется два подхода к рассмотрению факторов, оказывающих влияние на выбор определенной стратегии совладания с ТЖС – реакционный и ресурсный. В нашей работе мы опирались на ресурсный подход, в основе которого лежит идея о существующих ресурсных возможностях человека, которыми он располагает.

Юношеский возраст представляет для ученых особый интерес исследования совладающего поведения. Это связано с активным продолжением развития и совершенствования особенностей личности, которые могут стать основой эффективных копинг-стратегий и открытия юношами и девушками личных приемов решения проблемных ситуаций.

Одной из трудных жизненных ситуаций студентов является экзаменационная сессия. Ситуация экзамена – это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Особое внимание стоит уделить ситуации первой экзаменационной сессии. Напряжение, возникающее у студентов-первокурсников, связано с неопределенностью и низкой осведомленностью о данном виде аттестации. Это в свою очередь объясняет выбор одного из предикторов в нашем исследовании – толерантности к неопределенности.

Приобретение самостоятельности, формирование собственных мировоззренческих позиций и ценностей, достижения в области интеллектуальных и творческих возможностей обуславливают стремление юношей и девушек к самореализации и самоутверждению в профессионально-учебной и межличностной сферах. Стремление к совершенству, или превосходству иначе определяется как перфекционизм, и описывает выбор второго предиктора исследования.


 


Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ПРЕДИКТОРОВ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

2.1 Процедура исследования

Для изучения перфекционизма и толерантности к неопределенности как предикторов стратегий совладающего поведения студентов-первокурсников в период первой экзаменационной сессии было проведено исследование, включающее в себя несколько этапов.

1 этап – организационный. Экспериментальная часть исследования проводилась в городе Ижевске в 2018-2019 г.г. В соответствии с задачами исследования в качестве испытуемых выступали молодые люди и девушки, студенты Удмуртского государственного университета. Общая выборка составила 119 человек.

2 этап – диагностический. Каждому испытуемому был предложен пакет тестовых заданий, состоящий из 4 методик. Каждый тест-опросник выдавался на отдельном бланке с подробной инструкцией выполнения. Далее по бланку ответов подсчитывались результаты в соответствии с ключом каждого теста. Таким образом, получились качественные и количественные показатели индивидуальных характеристик респондентов. Результаты были занесены в общую таблицу – матрицу данных.

3 этап – этап статистической обработки данных. Для обработки экспериментальных данных использовался пакет прикладных программ математической обработки данных SPSS. Статистическая обработка данных проводилась с использованием количественных методов (описательные статистики: метод оценки показателей асимметрии и эксцесса, W-критерий Шапиро-Уилка; U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, метод главных компонентов, корреляционный анализ, множественный регрессионный анализ) и качественной обработки данных.

4 этап – интерпретационный. Структурный метод интерпретации данных.

Основным условием методологии при организации любого эмпирического исследования является соответствие эмпирического и методологического обеспечения. Выполнение данного условия явилось основой для выделения тех или иных исследовательских техник в нашей работе.

2.2 Эмпирические методы исследования

Выбор диагностических методик исследования проводился в соответствии с целью и предметом исследования:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: