Выводы по второй главе

По результатам проведенного исследования были выявлены следующие факты:

1. Выявлены различия по параметру критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах в исследуемых группах. Девушки и юноши мало различаются между собой по выраженности исследуемого параметра. Студенты характеризуются сниженной мотивацией достижения успеха, низкой учебной мотивацией. Предпочитают не ставить перед собой реальные цели, учитывающие их конкретные способности и умения, или не умеют этого делать.

2. Выявлены значимые различия по параметрам противостояние и дистанцирование между юношами и девушками. Обе группы используют «противостояние» и «дистанцирование» как способы совладания с ситуацией экзаменационной аттестации. Юноши в отличие от девушек более склонны использовать активные, направленные на ситуацию усилия, борьбу с ней. Характеризуются особым упорством, настойчивостью на пути к достижению собственной цели. Также юноши чаще прибегают к усилиям, направленным на преуменьшение значения трудной ситуации.

3. Были выделены два компонента перфекционизма, каждый из которых имеет свои особенности – деструктивный перфекционизм и конструктивный перфекционизм. Первый компонент объединяет признаки, относящиеся к деструктивному проявлению перфекционизма, который характеризуется болезненным стремлением к превосходству, идеалу. Критическое отношение к себе, сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных побуждает человека испытывать негативные чувства. Второй – объединяет признаки, относящиеся к конструктивному проявлению перфекционизма, который характеризуется постановкой реалистично высоких стандартов выполнения деятельности, стремлением к идеалу, личной потребностью субъекта в росте и самосовершенствовании.

4. Различия между группами юношей и девушек по исследуемым параметрам деструктивного перфекционизма и конструктивного перфекционизма не значимы.

5. Была выявлена взаимосвязь деструктивного перфекционизма с такими стратегиями совладания как «фантазирование и надежда на внешние силы», «самообвинение», «планомерное решение проблемы», «позитивная переоценка».

Чем выше у студентов-первокурсников стремление к избеганию ошибок, нереалистично высокие ожидания и критическое отношение к себе, тем выше вероятность того, что в ситуации первой сессии они будут перекладывать ответственность за происходящее на внешние силы, фантазировать и желать, чтобы ситуация разрешилась без самостоятельных усилий (фантазирование и надежда на внешние силы), а также критиковать собственные действия, применять попытки исправить случившееся, в том числе, с помощью извинений (самообвинение). Реже будут использоваться стратегии направленные на планирование способов решения, анализа ситуации (планомерное решение проблемы), сосредоточение на положительных сторонах ситуации и позитивных изменениях собственной личности (позитивная переоценка).

Выявлена взаимосвязь конструктивного перфекционизма с копинг-стратегиями «планомерное решение проблемы», «позитивная переоценка», «противостояние», «обращение за поддержкой к социальному окружению».

Чем сильнее у студентов первых курсов выражена способность ставить перед собой реалистичные цели, здраво оценивать свои возможности, адекватно осознавать ошибки, концентрироваться на собственных ресурсах и на способах правильного выполнения задач, тем выше вероятность того, что преодоление ситуации первой экзаменационной аттестации (сессии) будет осуществляться ими за счет анализа ситуации, планирования способов решения задач (планомерное решение проблемы), переосмысления ситуации, поиска возможностей и преимуществ (позитивная переоценка). Такие студенты характеризуются активными, направленными на ситуацию усилиями, сопротивлением ситуации, особым упорством, настойчивостью на пути к достижению цели, готовностью идти на конфликт и риск (противостояние). Склонны просить помощи окружающих, делиться переживаниями (обращения за поддержкой к социальному окружению).

Выявлена взаимосвязь толерантности к неопределенности с копинг-стратегиями «позитивная переоценка», «планомерное решение проблемы», «дистанцирование», «противостояние», «фантазирование и надежда на внешние силы».

Чем сильнее выражена способность студентов-первокурсников принимать решения в условиях недостатка информации, действовать при неполноте ориентировки в ситуации, тем выше вероятность того, что в ситуации первой сессии они будут использовать стратегии направленные на переосмысление и поиск усилий для самосовершенствования, обретение новых жизненных ценностей и убеждений (позитивная переоценка), анализ ситуации и планирование способов её решения (планомерное решение проблемы). Такие студенты склонны предполагать попытки преодоления негативных переживаний в связи с трудной ситуацией сдачи экзаменов за счет субъективного снижения её значимости и степени эмоциональной вовлеченности в неё (дистанцирование). Характеризуются упорством и настойчивостью на пути к достижению цели, готовностью идти на риск (противостояние). Чем сильнее выражена способность студентов-первокурсников действовать и принимать решения при неполноте ориентировки в ситуации, тем реже они будет перекладывать ответственность за происходящее на внешние силы, фантазировать и желать, чтобы ситуация разрешилась без усилий с его стороны (фантазирование и надежда на внешние силы).

6. Были построены регрессионные модели между копинг-стратегией планомерное решение проблемы и переменными конструктивный перфекционизм, деструктивный перфекционизм. Стремление к идеалу и постановка реалистично высоких стандартов выполнения деятельности влияет на выбор студентами первых курсов стратегии «планомерное решение проблемы» в ситуации первой сессии. Обратный эффект производит болезненное стремление к превосходству, критическое самоотношение студентов.

Построена регрессионная модель между копинг-стратегией позитивная переоценка и переменными конструктивный перфекционизм, толерантность к неопределенности. Постановка объективных целей деятельности, стремление к совершенству, способность работать и взаимодействовать в условиях недостатка информации влияет на выбор стратегии «позитивная переоценка» в ситуации первой экзаменационной аттестации.

Построена регрессионная модель между копинг-стратегией фантазирование и надежда на внешние силы и переменными деструктивный перфекционизм, толерантность к неопределенности. Нездоровое стремление к превосходству, критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах, а также способность находиться в ситуации неопределенности, неизвестности влияет на выбор студентами-первокурсниками в ситуации первой сессии стратегии «фантазирование и надежда на внешние силы».


 


Заключение

В дипломной работе был проведен теоретический и эмпирический анализ перфекционизма и толерантности к неопределенности как предикторов стратегий совладающего поведения студентов первых курсов в ситуации экзаменационной сессии. В результате исследования были выявлены особенности выбора стратегий совладающего поведения юношами и девушками в зависимости от выраженности предикторов.

Девушки и юноши, с преобладанием конструктивного перфекционизма и толерантности к неопределенности склонны в ситуации первой экзаменационной аттестации использовать стратегию «планомерное решение проблемы». Так, чем сильнее у студентов первых курсов выражена способность ставить перед собой реалистичные цели, здраво оценивать свои возможности, адекватно осознавать ошибки, концентрироваться на собственных ресурсах и на способах правильного выполнения задач, тем выше вероятность того, что преодоление ситуации первой экзаменационной сессии будет осуществляться ими за счет анализа ситуации, планирования способов решения задач

Студенты с выраженным деструктивным перфекционизмом прибегают к использованию стратегий «самообвинение» и «фантазирование и надежда на внешние силы». Это свидетельствует о том, что студенты-первокурсники, характеризующиеся стремлением к избеганию ошибок, нереалистично высокими ожиданиями и критическим отношением к себе, в ситуации первой сессии будут перекладывать ответственность за происходящее на внешние силы, фантазировать и желать, чтобы ситуация разрешилась без самостоятельных усилий, а также критиковать собственные действия, применять попытки исправить случившееся, в том числе, с помощью извинений.

Результаты данного эмпирического исследования могут быть применены для психологического сопровождения студентов с целью снижения уровня напряжения перед экзаменами, сессией; в психокоррекционной работе с целью повышения эффективности личностного развития.


 


Список литературы

1. Авраменко, Н.Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них / Н.Н. Авраменко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – Т.21. – №4. – С. 147-152.

2. Андреева, Е.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии / Е.А. Андреева, С.А. Соловьева. – 2016. – Т.5. – №1 (14). – С. 140-143.

3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. –Т.15. – № 1. – С. 3-18.

4. Баграмянц, М.Л. Одаренность как теоретический конструкт // Философия и общество. – 2009. – №4. – С. 125-130.

5. Баканова, А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте / А.А. Баканова // Всерос. науч.-практ. конф. – СПб, 2002. – С. 82-84.

6. Балобанова, Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями / Е.С. Балобанова // Социологические исследования. – 2002. – №11. – С. 26-36.

7. Бехтер, А.А. Ресурсы совладающего поведения специалиста монографии / А.А. Бехтер. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. – 180 с.

8. Биктина, Н.Н. К вопросу проявления перфекционизма в студенческом возрасте / Н.Н. Биктина, Ю.Н. Дикарева. – 2017. – Т.6. – №1 (18). – С. 268-270.

9. Битюцкая, Е.В. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией / Е.В. Битюцкая, Е.А. Баханова, А.А. Корнеев // Национальный психолог. журнал. – 2015. – №2(18). – С. 41-55.

10. Битюцкая, Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие / Е.В. Битюцкая. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 80 с.

11. Битюцкая, Е.В. Трудные ситуации в жизни студентов / Е.В. Битюцкая // Журнал Alma mater. Вестник высшей школы. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – №10. – С. 20-22.

12. Ветрова, И.И. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 179-197.

13. Виноградова, А.В. Защитно-совладающее поведение студентов первого курса / А.В. Виноградова, Н.И. Исмаилова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №5 (Ч.2).: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13339 (Дата обращения: 16.05.2019).

14. Галимова, Г.А. Копинг-поведение студентов при экзаменационном стрессе / Г.А. Галимова, И.Р. Хох // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 133-135.

15. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации / Н.Г. Гаранян, Д.А. Андрусенко, И.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2009. – Т14. – №1. – С. 72-81.

16. Гарбер, А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 17-19.

17. Дурягина, Е.Г. Исследование субъективной комфортности студентов в период экзаменационной сессии // Перспективы науки и образования. – 2009. – №1 (37). – С. 290-300.

18. Золотарева, А.А. Диагностика перфекционизма в кросс-культурной перспективе: психометрические возможности методики BDPI / А.А. Золотарева // Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – Т. 14. – №1. – С. 22-37.

19. Кибальник, А.В. Проблема овладения студенческой молодежью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: опыт эмпирического исследования // Современ. исслед. соц. проблем [Электронный журнал]. – 2015. – №8. – С. 279-290.

20. Кибальник, А.В. Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора. – 2017. – Т.6. – №1(18). – С. 336-340.

21. Корзун, С.А. Взаимосвязь личностных черт и копинг-поведения у студентов педагогического вуза / С.А. Корзун // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III междунар. науч.-практ. конф. – Кострома, 2013. – С. 252-253.

22. Корзун, С.А. Взаимосвязь перфекционизма и копинг-стилей у студентов педагогического вуза / С.А. Корзун // Науч. труды Республиканского ин-та высш. школы. – Минск: РИВШ, 2014. – №13. – Ч.2.

23. Корнилова, Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности / Т.В. Корнилова // Психологический журнал. – 2010. – Т.30. – №6.

24. Краева, К.В. Специфика совладающего поведения студентов вуза / К.В. Краева, Л.В. Каширина, И.К. Верба // Журнал Власть и управление на Востоке России. – 2013. – №3. – С. 99-105.

25. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – «Авантитул», 2004.

26. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы / Вестник КГУ, 2008. - №4. С. 147-153.

27. Крюкова, Т.Л. Психология совладания в разные периоды жизни / Т.Л. Крюкова // Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, Костромаиздат, 2010. – 380 с.

28. Кучина, З.Б. Совладание с экзаменационным стрессом у студентов вуза (на примере Интернет-экзамена) / З.Б. Кучина // Научн.-метод. изд-е Вестник Костромского госуд. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2009. – Т.15. – №4. – С. 225-232.

29. Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: Автореф. дис. канд. психолог. наук: 19.00.07 / Левченко Вероника Олеговна. – Сочи, 2010. – 27 с.

30. Леонов, И.Н. Влияние толерантности к неопределенности на стратегии совладающего поведения у менеджеров / И.Н. Леонов // Известия Саратовского ун-та. – Саратов: Изд-во Саратовский нац. исслед. госуд. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2015. – Т.4. – №3. – С. 259-262.

31. Леонов, И.Н. Гендерные особенности влияния толерантности к неопределенности на стратегии преодоления стрессовых ситуаций у студентов-первокурсников / И.Н. Леонов // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация». Сер. «Язык социального». Под ред. Н.И. Леонова. – 2018. – С. 92-97.

32. Луковицкая, Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Луковицкая Елена Геннадьевна. – СПб, 1998. – 173 с.

33. Льдокова Г.М. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности / Г.М. Льдокова, А.Н. Панфилов // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск №1. – 11с.

34. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психолог. журнал. – 2007. – №12. – С. 15-25.

35. Москвитина, О.А. Особенности совладающего поведения младших школьников / О.А. Москвитина, Т.В. Лещенко // Вестник практической психологии образования: научно-методич. журнал / Под ред. В.В. Рубцова. – 2012. - №1(30). – С. 56-61.

36. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – №5. – С. 20-30.

37. Наследов, А.Д. Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов / А.Д. Наследов, Л.Б. Киселева // Вестник СПбГУ. – 2016. – Сер. 16. – №3. – С. 44-64.

38. Никольская, И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека // Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / И.М. Никольская. – Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2007. – С. 52-24.

39. Осин, Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна / Е.Н. Осин // Психологическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 65-86.

40. Петровский, В.А. Персонология трудных жизненных ситуаций: на перекрестке трех культур / В.А. Петровский, И.М. Шмелев // Журнал высш. шк. экономики. – 2019. – Т.16. – №3. – С. 408-433.

41. Сурвила, Р.А. Совладающее поведение: теоретические аспекты проблемы / Р.А. Сурвила. – Лесосибирск: Лесосибирский педагогический институт, 2013. – 93 с.

42. Улезко, Е.Н. Исследование влияния личностных качеств на совладающее поведение старшеклассников и студентов / Е.Н. Улезко // Вестник Бурятского госуд. ун-та. – 2010. – Вып. 5. – С. 117-122.

43. Филиппенко, О.Г. Трудные жизненные ситуации студентов: опыт эмпирического исследования, социально-педагогическое сопровождение / О.Г. Филиппенко, Е.А. Бурдуковская // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования. – 2012. – №2. – С. 43-46.

44. Фоминова, А.Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости / А.Н. Фоминова // Научно-методич. электр. журнал Концепт. – 2012. – №8 (Август). – С. 46-50.

45. Фурдуй, Т.К. Совладание с трудными жизненными ситуациями студентов первого курса психологических специальностей на этапе адаптации / Т.К. Фурдуй, О.В. Кружкова // Прикладная психология: материалы III Всерос. научн.-практ. конф. – Екатеринбург, 2009. – С. 144-146.

46. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т.10. – №3. – С. 160-169.

47. Якунин, И.А. Возрастная специфика совладающего поведения // Вестник РГГУ. – 2010. – С. 96-102.

48. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы / В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с. (Интеграция академической и университетской психологии). – С. 21-54.

49. Ялтонский, В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2010. – №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: