Личностные особенности, влияющие на выбор совладающего поведения в трудной жизненной ситуации

В настоящее время проблеме трудных жизненных ситуаций (ТЖС) отведено большое значение как в зарубежной, так и отечественной психологии. Область изучения совладания с трудными, напряженными ситуациями жизни активно развивается. Отечественными учеными проведен анализ ситуаций, которые требуют от человека включения в их разрешение и преодоление. Исследователями были выделены часто встречающиеся параметры ТЖС, среди которых неподконтрольность, неопределенность, стрессогенность и значимость (Анцыферова, 1994; Белинская, 2014; Бодров, 2006; Корнилова, 2015) [битюцкая, 2015].

Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций напрямую связаны с множеством факторов: гендерных, личностных, социокультурных. Выделяется два подхода к рассмотрению факторов, оказывающих влияние на выбор определенной стратегии совладания с ТЖС – реакционный и ресурсный. В основе реакционного подхода (Т.Д. Дубовицкая, А.Р. Эрбегеева) лежат реакции и поведение человека в ситуации напряжения. Факторами совладания в данном случае выступают различные виды поддержки (информационная, эмоциональная, личностно-развивающая). Ресурсный подход является более развитым и распространенным. В его основе идея о существующих ресурсных возможностях человека, которыми он располагает. Позицию ресурсного подхода поддерживают В.А. Бодров, С. Гиллиган, М. Зейндер, С.А. Калашникова и другие [кибальник, 2017].

Личностные ресурсы, по определению Бодрова В.А., рассматриваются как комплексный набор личностных, когнитивных и отношенческих факторов, обеспечивающих психологический контекст совладания [корзун 2013].

Ресурсы личности принято делить на несколько групп: личностные, социальные, когнитивные и инструментальные. Как нет единой классификации совладающего поведения, так и нет единого мнения о ресурсах человека в преодолении ТЖС. Ряд исследователей (А.Ю. Маленова, Ю.П. Поваренков, И.В. Шагарова) говорят о личностных детерминантах совладания, связывая их с индивидуальными особенностями личности, имеющимся опытом регуляции поведения и принятия решений, а также с такими особенностями человека, как нейротизм, тревожность, самооценка, локус контроля и мотивация достижения.

По мнению С. Тейлора, возможности человека, отвечающие за совладание, характеризуются личностной саморегуляцией, и к ним относятся самоуважение, социальные навыки, материальные возможности, уровень образования и другое. К Муздыбаев подразумевает под ресурсами совладания любовь, влияние, деньги, имущество, способности и иные ценности и жизненные блага человека. Среди копинг-ресурсов выделяются также оптимизм (М. Селигман) и жизнестойкость (А.Н. Фоминова) [кибальник, 2017]. Ш. Тейлор выделяет «дополнительные» ресурсы: высокое самоуважение, легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки), религиозность. Один из главных ресурсов, по его мнению, – социальная поддержка [крюкова 2010].

Личностные ресурсы совладания с ТЖС рассматриваются также в контексте возрастного и гендерного аспектов. О.А. Москвитина и Т.В. Лещенко рассмотрели особенности совладающего поведения младших школьников. Ими было выявлено, что мальчики с высокой самооценкой выбирают более агрессивные, стереотипные способы совладания с ТЖС. Это объяснялось их способностью полагаться лишь на собственные усилия в преодолении трудностей. Девочки с адекватной самооценкой более общительны, дружелюбны, оригинальны в выборе копинг-стратегий [москвитина 2012].

В статье, посвященной экзистенциальным аспектам преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте, А.А. Баканова указывает на специфические особенности совладания юношей и девушек. Так, девушки на эмоциональном уровне склонны глубоко проживать стрессовые ситуации, отличаются способностью видеть смысл в них, склонны углубляться в переживания и осмысления. Юноши при столкновении с кризисными ситуациями теряются и испытывают негативные переживания. Это в свою очередь способствует их уходу от осознания собственных переживаний [баканова 2002].

Реакцию мужчин и женщин на ТЖС исследовала Е.С. Балобанова. Ею было выявлено, что женщины, эмоционально негативно и остро реагируют на ситуацию напряжения, при этом на поведенческом уровне они придерживаются пассивной позиции. Трудная стрессовая ситуация вызывает у них, по большей части, чувство безнадежности и растерянности. Женщины склонны использовать «поиск внешней поддержки и сочувствия» как активную копинг-стратегию. Мужчины, в отличие от женщин, на эмоциональном уровне устойчивы, на поведенческом уровне – более деятельны, активны, уверены в своих силах, придерживаются ценностей независимости и самостоятельности. У них ярче выражена установка на самоэффективность. Мужчины ориентированы на осмысление и конструктивное решение собственных проблем, в то время как женщины – на переживание существующих проблем. Е.С. Балобанова отмечает, что женщинам свойственно не столько преодоление трудной жизненной ситуации, сколько приспособление к ней [балобанова 2002].

Возрастной аспект особенностей совладания личности подразумевает под собой рассмотрение возрастных этапов и ресурсов, способствующих оптимальному разрешению трудных жизненных ситуаций. Становление предпосылок совладающего поведения и саморегуляции относят к младшему школьному возрасту. Было выявлено, что на их успешность в основном влияет эмоциональный фактор. Для детей младшего школьного возраста трудной жизненной ситуацией может стать неспособность справиться с учебной нагрузкой, невозможность соответствовать ожиданиям и требованиям семьи, враждебное отношение родителей и учителей, смена школьного и классного коллектива, отношения со сверстниками и многое другое. И.М. Никольская и Р.М. Грановская выделяли несколько способов совладающего поведения младших школьников: восстановление физических сил, установление отношения привязанности и телесного контакта, использование детских развлечений, погружение в «детскую работу» (рисование, чтение).

На основании анализа данных, полученных с помощью личностного опросника Р. Кеттела, можно охарактеризовать ресурсы совладания младших школьников. Так, учащиеся младших классов, испытывающие напряженность, тревожность, легкую возбудимость, имеют низкий уровень самоконтроля и интеллекта; склонны использовать стратегии аффективного реагирования. В ТЖС для них характерны реакции активного протеста. Дети расслабленные, сдержанные, с высоким уровнем самоконтроля предпочитают стратегии расслабления и спокойствия. Экстравертированные дети предпочитают использовать стратегию «отвлечения от решения проблемы», интровертированные – фиксируются на проблеме, придают большое значение собственным переживаниям и чувствам. Хорошо адаптированные дети обладают более высоким уровнем развития практического интеллекта и выбирают более эффективные стратегии совладания; также они более ориентированы на собственную деятельность, направленную на достижение, в меньшей степени – на самозащиту с проявлениями агрессии; менее тревожны, больше доверяют себе и обладают высокой самооценкой [москвитина 2012].

Дети 7-9 лет чаще переключаются на разнообразные посторонние занятия, что способствует их отвлечению от трудных, травмирующих ситуаций. В возрасте 10-11 лет начинает развиваться критическое мышление и рационализация обстоятельств. В данном возрасте ребята могут продолжать устанавливать отношения привязанности, телесного контакта, а также обращаться к высшим силам. У детей 8-10 лет отмечается доминирование следующих стратегий совладания: отказ от достижения результата, переоценка собственных успехов и недооценка неудач, обвинение окружающих в своих неудачах или ссылание на ситуацию. По данным исследований, эффективность в преодолении трудных ситуаций у младших школьников коррелирует с хорошо развитыми коммуникативными навыками [фоминова 2012].

Активное развитие совладающего поведения приходится на период пубертатного возраста. В данный период происходит смена эмоциональных реакций на осознание ребенком необходимости соответствия своего поведения существующим социальным нормам [авраменко]. Проблемные ситуации подростков (12-16 лет) чаще всего бывают связаны с фрустрацией основных потребностей: физиологической, потребности в безопасности, в независимости от семьи, в привязанности, в успехе, в развитии собственного «Я». Неудовлетворенность данных потребностей является пусковым механизмом для совладающего поведения.

О.В. Левченко провела экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических стратегий совладающего поведения и личностной успешности подростков. В исследовании приняли участие 160 подростков в возрасте 12-14 лет (МОУ Лицей №5 г. Севастополя). В ходе диагностирования подростков Левченко было выявлено, что для подростков характерно доминирование стратегий отвлечения и избегания, поиск поддержки и самообвинение. Личностную успешность детей детерминируют когнитивные копинги: анализ и решение проблемы, активный поиск социальной поддержки, принятие ответственности. Прямая зависимость выявлена между показателями личностной успешности и такими стратегиями как планирование, решение проблемы, поиск социальной поддержки и принятие ответственности [левченко 2010].

Юношеский возраст представляет для ученых особый интерес исследования совладающего поведения. В данный период онтогенеза идет активное продолжение развития и совершенствования особенностей личности, которые могут стать основой эффективных копинг-стратегий и открытия юношами и девушками личных приемов решения проблемных ситуаций [авраменко]. Е.Н. Улезко было проведено эмпирическое исследование влияния личностных качеств на совладающее поведение старшеклассников и студентов. В исследовании приняли участие учащиеся старших классов общеобразовательных школ г. Гусиноозерска, Улан-Уде, улуса Шибертуй Бичурского района Республики Бурятия в количестве 72 человек, а также студенты 1-3 курсов ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» в количестве 72 человек. По результатам данных выявлено, что за поиском социальной поддержки чаще обращаются студенты, ориентированные на групповое мнение, нуждающиеся в опоре и поддержке значимых окружающих, а также зависимые школьники, испытывающие потребность в любви и помощи значимых для них людей. Копинг-стратегию «принятие ответственности» используют активные студенты, имеющие высокое самомнение, школьники – с высоким уровнем фрустрированности, робости, застенчивости; «планирование решений» чаще замечено у студентов с высоким уровнем интеллекта, у смелых и решительных школьников; «положительная переоценка» наблюдается у жизнерадостных, спокойных студентов, у школьников на использование данной копинг-стратегии влияет их покорность, тактичность, ведомость. Максимальное количество статистически достоверных корреляционных связей студентов и школьников имеет копинг-стратегия «бегство-избегание» [улезко 2010].

Типичными проявлениями трудных жизненных ситуаций взрослых людей можно назвать: неудовлетворенность личной жизнью, профессиональной деятельностью, кроме того, переоценка собственных достижений. По мнению А.Н. Дорожевца, наиболее используемыми механизмами совладающего поведения взрослого человека являются когнитивные механизмы. Исследование И.А. Якунина, в котором приняли участие две возрастные группы: юношеского (17-25 лет, 100 человек) и зрелого возраста (26-63 года, 149 человек), указывает на то, что испытуемые зрелого возраста характеризуются выбором стратегии «поиск социальной поддержки» [якунин 2010].

Пожилой возраст у человека (56-75 лет) связан с большим количеством возрастных трудностей. Главным среди них принято выделять выход на пенсию, который сопровождается изменением социальной роли личности, структуры психологического времени, зачастую ухудшением материального положения. Психогеронтологами было выявлено, что ресурсом пожилых людей является наличие психологического будущего. Оно позволяет личности найти новые жизненные мотивы, играет стимулирующую роль. Еще одним способом совладания с трудностями становится духовно-религиозное направление, которое начинает играть в жизни пожилых людей значимую роль.

На различных этапах жизни существуют определенные трудные ситуации, с которыми сталкивается человек. Поэтому каждый возрастной период характеризуется использованием конкретных копинг-ресурсов. Изучая личностные ресурсы совладания с ТЖС, стоит уделять внимание как внутренним, так и внешним ресурсам человека. Факторы личности способны не только уменьшать действие стрессора, но и прекращать его.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: