Вязкостно-температурные свойства моторных масел

Вязкость моторного масла влияет на пуск двигателя, она определяет возможность достижения необходимой частоты вращения коленвала во время пуска двигателя (при t = - 10 … - 20 ºС n = 35…50 об/мин для карбюраторных и n = 200 об/мин для дизельных двигателей). От вязкости масла зависит также прокручиваемость коленвала, прокачиваемость масла по маслопроводам.

- 28 -


При низких температурах масло не должно застывать, а при высоких температурах масло должно сохранять достаточную вязкость, чтобы масляная плёнка между трущимися поверхностями была устойчивой.

Номограмма для определения вязкости масла по температуре показана на рис. 12.2.

Если вязкость масла слишком маленькая, то масло легко вытекает из зазоров, возникает режим «масляного голодания», что приводит к повышенному износу деталей и перерасходу масла.

Если вязкость масла слишком высокая, то подача масла и пуск двигателя затрудняется, что также приводит к повышенному износу деталей, к перерасходу энергии и падению КПД двигателя. При определённом значении температуры – температуре застывания (tЗАСТ) – вязкость становится настолько большой, что масло теряет подвижность. Применение масла, потерявшего подвижность недопустимо, поэтому с целью снижения t ЗАСТ в масло вводят специальные депрессорные присадки (АЗ НИИ 0,5% приводит к снижению tЗАСТна 10…15 ºС)

Вязкостно-температурные свойства масел характеризует индекс вязкости ИВбезразмерная величина, показывающая уменьшение вязкости с повышением температуры. Чем выше ИВ, тем лучше вязкостно- температурные свойства масла. По ГОСТу ИВ должен быть не ниже 90…125.

ИВ можно определит по номограмме: для этого нужно знать величину кинематической вязкости при 50 ºC и 100 ºC. Значение ИВ находят в точках пересечения прямых (см. рис. 13.1).

- 29 -


Рисунок 13. 1. Номограмма для определения индекса вязкости ИВ

По уровню вязкости масла делятся на летние, зимние и всесезонные масла. У зимнего северного масла кинематическая вязкость γ100 = 5, 5.6,5 мм2/с, зимнее дизельное и всесезонное должно иметь γ100 = 7,5…8,5 мм2/с, летнее и для карбюраторных двигателей – γ 100= 9,5…12,5 мм2/с.

- 30 -


противоизносные и антизадирные присадки. Лекция 14
Рисунок 13.2. Номограмма для определения кинематической вязкости моторного масла








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: