При работе в двигателе масло с большой скоростью циркулирует по замкнутому кругу – от картера к трущимся деталям, и, стекая с них, снова к картеру. При этом оно непрерывно контактирует с кислородом воздуха и нагретыми до высоких температур деталями (температура поршня составляет 200…250 ºC, клапанов 900…950 ºC). В таких условиях масло неизбежно окисляется. Скорость окисления зависит от химического состава масла, температуры и площади соприкосновения с кислородом. Медленнее всего масло окисляется в картере, быстрее – на горячих поверхностях, причём, чем выше температура, тем более глубокое происходит окисление, вплоть до образования сажи. Самое быстрое окисление масла наблюдается, если масло находится в распылённом состоянии («масляный туман»), т.к. в этом случае площадь соприкосновения с
кислородом самая большая. Опасность окисления заключается в следующем:
• образование агрессивных кислот, которые вызывают коррозию деталей,
• образование лаковых отложений, смол, сажи, которые образуют нагар,
• образование твёрдых частиц различных отложений, которые повышают изнашивание деталей, и, забивая маслопроводы, затрудняют подвод масла.
Поэтому моторные масла должны обладать высокими антиокислительными свойствами – способностью не окисляться до образования смол, лаков. Чистое минеральное масло не обладает антиокислительными свойствами, поэтому в него добавляют специальные присадки.
«Моющие» свойства моторных масел
В результате окисления масла образуются вязкие вещества, которые прилипают к горячим деталям двигателя и образуют блестящий слой – лаковые отложения, которые особенно опасны для поршневых колец, т.к. приводят к полной потере их подвижности. В связи с этим моторные масла должны обладать такими свойствами, которые бы препятствовали образованию смол и нагара и прилипанию их к разогретым поверхностям. Такие свойства называются «моющими» свойствами. Моющие свойства оцениваются диспергирующей способностью ДС.
Диспергирующая способность ДС – это способность препятствовать слипанию углеродистых (смолистых) веществ. ДС оценивается методом «масляного пятна» ( бумажная хроматография ): отработанное масло набирают в пипетку и наносят каплю на бумажный беззольный фильтр. Через 2…4 часа оценивают получившееся масляное пятно. За это время масло растекается по порам бумаги, образуя серое или чёрное пятно, в котором различают 3 зоны – ядро, зона диффузии, кольцевая зона (см. рис. 12.1).
По ядру судят о степени загрязнённости масла. Чем темнее цвет, тем больше в масле содержится смолистых соединений и сажи.
Например, чёрное ядро у масла после 15 тыс.км пробега.
Зона образована | диффузии, | серая | или | в | чёрная, масле |
нерастворимыми |
частицами, которые растекаются по порам бумаги. Нерастворимые частицы очерчивают зону диффузии кольцом темного цвета.
За пределы зоны диффузии растекается чистое масло, которое окрашивает бумагу в светлый желтоватый или коричневый цвет.
Рисунок 14.1. Масляное пятно Диспергирующую способность можно также оценить и количественно:
ДС = 1−
- 32 -
|
|
|