Назначение смазочных материалов

Основное назначение смазочных материаловобеспечение надёжной работы машин, механизмов, двигателей в течение установленного срока службы, а именно для:

• уменьшения износа трущихся деталей,

• уменьшения трения и потерь мощности из-за трения,

• уплотнения зазоров между деталями,

• защиты от коррозии металлических поверхностей,

• выноса из зон трения продуктов износа,

• отвода тепла от нагретых деталей.

Так как условия работы различного рода узлов разнообразны, то чаще всего один вид смазочного материала не может быть использован для всех трущихся поверхностей не только в разных, но и в одной машине. Так, для смазывания сборочных единиц современного автомобиля используют до 10 видов смазочных материалов: для двигателя, КПП, рулевого управления, гипоидной передачи, ступиц колёс и др. Поэтому ассортимент смазочных материалов, выпускаемых современной промышленностью, достаточно велик.

На любой вид техники (станки, автомобили и т.д.) разработчиками составляется химмотологическая карта. В карте для каждого самостоятельного механизма, узла указаны основной сорт смазочного материала, заменитель, сроки их замены, рекомендуемый расход, нормативы сбора отработанных масел (в этой же карте указывается марка бензина или ДТ). Утверждённую в установленном порядке химмотологическая карту следует включать в эксплуатационную документацию, она является основанием для заказа и получения смазочных материалов.

Классификация смазочных материалов

2. По агрегатному состоянию:

• жидкие (масла),

• пластичные или мази (смазки),

• твёрдые (графит, дисульфид молибдена)

1. По способу получения:

• минеральные (продукты переработки нефти),

• органические (животного и растительного происхождения – косный жир, рапсовое масло – добавляют к минеральным маслам для улучшения смазывающих свойств),

• синтетические (получены из угля, парафина, на основе эфиров спиртов),

• полусинтетические (смесь минерального и 20… 25% синтетического масел).

2. По назначению:

• моторные (для карбюраторных, дизельных двигателей различного уровня форсирования, для авиационных и газотурбинных двигателей),

• трансмиссионные (для механических и гидромеханических передач).

• Специальные:

o индустриальные (для узлов и механизмов промышленного оборудования, для зубчатых, червячных передач станков, редукторов и т.д.),

o турбинные (для смазывания и охлаждения подшипников турбоагрегатов),

o компрессорные (для смазывания деталей компрессоров)

- 27 -


Лекция 13



Тема 2.2. Моторные масла

Знать назначение масел, эксплуатационные требования к качеству масел, условия работы в двигателе.

Эксплуатационные требования к качеству моторных масел

Назначение моторных масел состоит в уменьшении трения и износа деталей двигателя, отводе теплоты от горячих деталей, предохранении от коррозии, выносе продуктов износа из

зон трения, герметизации сопряжения цилиндркольцоцилиндр. В связи с этим к качеству моторных масел предъявляются следующие требования:

• бесперебойно поступать к трущимся и охлаждаемым поверхностям при всех режимах работы двигателя,

• обеспечивать наименьший износ деталей двигателя и затраты мощности на преодоление трения,

• при длительной работе быть устойчивыми к воздействию высоких температур и образовывать как можно меньше отложений, нагара, лаков, шлама на стенках маслоприёмника, маслопроводах, картере,

• предохранять поверхности от коррозионного разрушения,

• обладать высокой химической и физической стабильностью при хранении, транспортировке (не окисляться, не испаряться, быть устойчивыми к выпадению присадок).

Физико-химические свойства моторных масел для карбюраторных и дизельных двигателей приводятся в таблице приложений П 2.4 и П 2.5.

Условия работы моторных масел

Независимо от рабочего процесса (дизельный или карбюраторный), удельной мощности и конструкционных особенностей двигателей моторные масла работают в наиболее тяжёлых и неблагоприятных условиях по сравнению с другими смазочными материалами.

В двигателе различают 3 рабочих зоны:

1. Высокотемпературная зонаверхняя часть цилиндра, КС и поверхность днища поршня, обращённая к КС (температура днища поршня ≈ 900 ºС, клапанов ≈ 800… 950 ºС, горящих газов ≈ 2500 ºС). В этой зоне происходит окисление и термическое разложение масляной плёнки и выгорание масла; несгоревшее масло обугливается и образует нагар, который приводит к перегреву двигателя, детонации или калильному зажиганию.

2. Среднетемпературная зонапоршень с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, верхняя часть КШМ и стенки цилиндров (температура в области поршневых колец ≈ 350 ºС). Здесь масло интенсивно окисляется и образует лаковые отложения, которые заполняют канавки поршня; происходит пригорание и заклинивание поршневых колец. Температура в этой зоне такова, что масло также испаряется, его количество уменьшается, качество становится хуже.

3. Низкотемпературная зона – распределительный механизм, коленвал, шатунные и коренные подшипники, картер двигателя, масляные магистрали и маслоочистительные устройства (температура ≈ 110… 180 ºС). В этой зоне происходит окисление масла с образованием кислых смол, которые вызывают коррозию, откладываются в виде мазеобразных сгустков на маслопроводах, фильтрах и нарушают подачу масла к трущимся поверхностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: