Зарубежная классификация и маркировка моторных масел

1. Классификация SAE (Американское общество автомобильных инженеров) является международной и сдержит 11 классов вязкости моторных масел, из которых 6 относятся зимним маслам (SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W и SAE 25W) и 5 – к летним (SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60). Буква W указывает, что масло зимнее (от английского winter – зима). Чем больше число, тем больше вязкость масла.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение, причём на первом месте класс вязкости зимнего масла, на втором – летнего. Например: SAE 5W – 40;

SAE 20W – 50; SAE 0W -30 и т.п.

2. Классификация API (Американского института нефти) – наиболее известная классификация моторных масел в зависимости от области применения и уровня эксплуатационных свойств, согласно которой все масла делятся на 2 категории:

Категория S (Service) – масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей.

Категория С (Сommercial, коммерческая) – масла для дизелей легковых, грузовых автомобилей, автобусов, строительной, дорожной и сельскохозяйственной техники).

Современная классификация API содержит 2 класса в категории S (SJ (для двигателей автомобилей до 2002 г. выпуска) и SL (для двигателей всех автомобилей, использующихся в настоящее время)). Более подробная классификация представлена в таблице приложений П 2.11.

3. Классификация ACEA – это европейская классификация моторных масел, согласно которой масла делятся на 3 класса:

Класс А – масла для бензиновых двигателей.

Класс В – масла для дизелей легковых автомобилей.

Класс Е – масла для дизелей грузовых автомобилей. Отечественная классификация и маркировка моторных масел

ГОСТ 17479. 1 – 85 «Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные» даёт следующую классификацию моторных масел:

1. По уровню эксплуатационных свойств.

2. По классу вязкости.

1. По уровню эксплуатационных свойств предусмотрено 6 групп (группы обозначаются буквами русского алфавита и указывают рекомендуемую область применения).

А – масла без присадок. Используются для нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей Б – масла, содержащие до 6 % присадок. Используются для малофорсированных карбюраторных двигателей. В – масла, содержащие до 8% присадок. Используются для среднефорсированных двигателей. Г – масла, содержащие до 14 % присадок. Используются для высокофорсированных двигателей. Группы В и Г дополнительно делятся на подгруппы:

1 – для карбюраторных двигателей,

2 – для дизельных двигателей. Индекс не указывается, если масло предназначено как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей. Д – масла, содержащие до 15 % присадок. Используются для теплонапряжённых дизелей с наддувом. Е – масла, содержащие до 18% присадок. Используются для дизелей с турбонаддувом и работающих на высокосернистом топливе, а также для карбюраторных двигателей иномарок после 1988 г. выпуска.

2. По классу вязкости моторные масла делятся на летние, зимние и всесезонные (см табл. П). Класс вязкости обозначается цифрами, которые указывают на вязкость масла в мм2 /с, чем она больше, тем выше вязкость масла. У летних масел нормируется вязкость при t =100 º C, у зимних масел – вязкость при t = - 18 º C. Летние масла – 8,10,12,16, 20,24 класса, они имеют ИВ не менее 90.

- 36 -


Зимние масла – 4,5, 6 класса, ИВ не менее 90 Всесезонные масла имеют двойное обозначение – 3З/8, 4З/6, 4З/8, 4З/10,

5З /12, 6З /10. Цифра в числителе обозначает класс вязкости зимнего масла, цифра в знаменателе – летнего. Буква «з» в индексе указывает на то, что масло загущённое. Имеют ИВ не менее 125.

Примеры обозначения моторных масел:

М8 В1 – масло моторное, 8 класса вязкости, летнее, предназначено для среднефорсированных карбюраторных двигателей. М6 Г2 – масло моторное, 6 класса вязкости, зимнее, предназначено для высокофорсированных дизелей без наддува. М - 6З /10 В – масло моторное, класса вязкости 6З /10, всесезонное, предназначено для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей.

С освоением производства автомобилей семейства ВАЗ в ассортименте моторных масел появились новые марки, отвечающие требованиям SAE и API. Российская нефтяная компания «Лукойл» выпускает масла для всех видов легковых автомобилей с карбюраторными двигателями и автомобилей с высокофорсированными дизелями без наддува. Например, «Лукойл–супер» (SAE 15W – 40, АPI CD/SF), «Лукойл – стандарт» (SAE 15W – 40, API SE/CC) и М – 6З/14 (SAE 20W – 40, API SF/CC).

Масла группы «Стандарт» (для автомобилей, выпущенных до 1 октября 2000 г.) и группы «Супер» (для автомобилей, выпущенных после 1 октября 2000 г., а также для автомобилей ВАЗ

2108,- 2110, - 2111, выпущенных ранее этого срока). Новоуфимский НПЗ выпускает масло «Новойл–мотор» (SAE 15W – 30).

Соответствие отечественных и иностранных классификационных групп моторных масел приводится в таблице приложений П 2.11.

Лекция 17



Тема 2.2. Моторные масла

Уметь устанавливать марку масла и давать рекомендации по его применению. Уметь проводить диагностику двигателя по соответствующим показателям состояния масел

Определение марки неизвестного масла

Иногда необходимо установить марку моторного масла, если утерян паспорт качества. Для этого в начале определяют кинематическую вязкость неизвестного масла при температуре 100 ºC.

Вязкость моторного масла лежит в пределах 5.5…12,5 мм2 /с. Если она меньше 5,5 мм2 /с., то масло индустриальное, если выше – 12,5 мм2 /с., то масло трансмиссионное.

Масло вязкостью 5,5 …6,5 мм2 /с. является моторным северным, 7,5…8,5 – зимним дизельным или моторным всесезонным, 9,5…12,5 мм2 /с. – летним для карбюраторных и дизельных двигателей. Если вязкость находиться между указанными пределами, то вероятно масло представляет собой смесь нескольких масел.

Далее для установления марки моторного масла необходимо определить зольность и кислотное число масла, которое предварительно отстаивают и фильтруют от механических примесей. Для приблизительного определения марки масла пользуются данными табл. 17.1.

Таблица 17.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: