Планирование и нормирование являются основными функциями управления расходом ГСМ.
Расход топлива для автомобилей устанавливается в литрах на 100 т ∙ км и на 100 км пробега, т.е. на транспортную работу и на пробег.
В связи с этим норма расхода топлива на каждые 100 т ∙ км транспортной работы (транспортная норма) установлена для карбюраторных автомобилей – 2 л, для дизельных автомобилей – 1,3 л и для газобаллонных (на сжиженном газе) – 2,5 л.
При нормировании расхода топлива на пробег используется линейная норма – показатель расхода топлива на 100 км пройденного пути (пробега) (л/ 100 км или м3/ 100 км).
В наиболее общем виде расход топлива по линейным нормам может быть определён по формуле:
К1 – норма расхода топлива на пробег, л/ 100 км; L – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент к нормам (суммарная надбавка);
К2 – норма расхода топлива на транспортную работу и дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/ 100 т ∙км;
- 52 -
|
|
|
|
|
|
К3 – норма расхода топлива на ездку с грузом, л/ездка; m – число ездок с грузом.
Для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей расход топлива определяется по упрощённой формуле:
K 1 L QH (± D)
При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода должны быть уменьшены на 15 %.
Зимой (при температуре воздуха ниже 0 ºC) разрешается повышение норм расхода топлива: в южных районах на 5%, в умеренном климате на 10 %, в северных районах на10...15%.
При работе на дорогах со сложным планом (наличие на 1 км более 5 закруглений радиусом более 40 м) нормы расхода могут быть повышены на 10 %.
При работе в карьерах, тяжёлых дорожных условиях, при движении по полю допускается повышение норм расхода на 10…20 %, в период распутицы и снежных заносов до 35 %.
На внутригаражные разъезды, технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя и автомобиля после ремонта допускается повышение норм расхода на 0,5 % топлива от общего количества, потребляемого в АТП.
Таблица 22.1