Иметь представление о роли экономного расходования ГСМ. Знать основные направления по экономии ГСМ.
Основными направлениями по экономии ГСМ являются:
• рациональная структура автопарка,
• повышение технико-эксплуатационных показателей подвижного состава,
• поддержание автомобилей в технически исправном состоянии,
• правильная организация хранения автомобилей и заправочных операций горюче- смазочными материалами,
• повышение квалификации водителей и ремонтного персонала.
• совершенствование конструкции автомобилей,
• создание перспективных сортов ГСМ.
Экономия топлива при эксплуатации автомобилей
Экономию топлива позволяют осуществить следующие мероприятия:
1. Рационализация структуры автопарка является наиболее эффективным мероприятием по экономии топлива; она связана с повышением грузоподъёмности грузовых автомобилей и вместимости автобусов. Так, например, микроавтобусы типа «Газель» расходуют в 3..4 раза топлива больше, чем автобусы типа «НЕФАЗ»
|
|
Однако на практике имеет место различное количество одновременно перевозимых грузов (или пассажиров). В этом случае использование автомобилей большой грузоподъёмности для мелких перевозок нерационально, т.к. наоборот приводит к перерасходу топлива из-за необходимости транспортировки «излишней» собственной массы автомобиля.
Поэтому рациональной будет считаться такая структура автопарка, при которой в его состав входит достаточное количество как автомобилей малой, так и автомобилей большой грузоподъёмности.
2. Повышение технико-эксплуатационных показателей подвижного состава является не менее важным мероприятием по экономии топлива. Для грузовых автомобилей это связано с повышением коэффициента использования грузоподъёмности, а для автобусов – с увеличением коэффициента вместимости, т.е. отношением массы перевозимого груза (количества пассажиров) к номинальной грузоподъёмности (вместимости).
3. Техническое состояние и качество регулировки узлов, приборов автомобиля также влияет на расход топлива. Обычно, износ деталей влияет на расход топлива в меньшей степени, чем регулировка. Повышенный расход топлива чаще всего связан со следующим:
• неисправность или неправильная регулировка карбюратора, топливного насоса, насоса- форсунки, клапанов;
• понижение компрессии в цилиндрах;
• подтекание топлива из приборов и трубопроводов систем питания;
• пробуксовывание сцепления;
• неисправность рулевого управления;
• неисправная работа свечей зажигания;
• неправильная регулировка зазоров в ГРМ.
- 54 -
В целом перерасход топлива в зависимости от технического состояния автомобиля может достигать 20…30 %, а при значительных неисправностях превышать эти показатели. Зимой расход топлива также увеличивается, что связано с дополнительными затратами топлива на прогрев двигателя.
|
|
4. Правильная организация хранения автомобилей и заправочных операций горюче-смазочными материалами. Крупные АТП (число автомобилей превышает 200) имеют собственные АЗС. Потери топлива могут наблюдаться из-за испарения, утечек и проливов топлива при заправке. Согласно нормативам, допустимые потери топлива могут составлять 0,05 % при приёме из автоцистерн и 0,1% при заправке баков. Потери от испарения зависят от объёма заполнения резервуаров для хранения. При заполнении на 95 % от общего объёма потери от испарения составляют лишь 0,15 %, а при снижении заполнения до 25 % потери увеличиваются до 1,2 %. Однако заполнение резервуаров топливом на 100 % также ведёт к его потерям из-за расширения при нагревании. Рекомендуется, чтобы высота недолива в вертикальных резервуарах составляла 5 %, в горизонтальных 15…20 см, в канистрах – 3…4 см.
5. Повышение квалификации водителей и ремонтного персонала на расход топлива влияет косвенно. От их квалификации, прежде всего, зависит своевременное выявление и устранение неисправностей, которые непосредственно влияют на расход топлива.
Особое место занимает приобретение навыков экономного вождения:
• нельзя начинать движения на холодном двигателе;
• желательно движение с постоянной скоростью с возможно более плавными разгонами и минимальным числом остановок и торможений;
• нецелесообразно менять полосу движения без необходимости, т.к. прямолинейное движение считается более экономным.
Совершенствование конструкции автомобилей и двигателей.
Повышению топливной экономичности двигателей способствуют:
• повышение степени сжатия;
• впрыск топлива на впускной трубопровод или непосредственно в цилиндры;
• улучшение смесеобразования;
• покрытие поршней антифрикционными материалами;
• использование устройств автоматической регулировки подачи топлива в зависимости от температурных и высотных условий эксплуатации;
• применение турбонаддува (для дизельных двигателей);
• использование радиальных шин, вместо диагональных шин, позволяет сэкономить топливо на 2…3 %;
• создание обтекаемых кузовов экономит топливо на 2…4 %;
• повышение грузоподъёмности автомобилей и снижение их массы. Для этой цели используются облегчённые конструкционные материалы (алюминиевые сплавы, высокопрочные стали и пластмассы).
1. Создание перспективных сортов ГСМ. В этом плане наибольший интерес представляют ДТ расширенного фракционного состава, сжатый природный газ и сжиженный пропанобутановый газ, бензины с добавкой МТБЭ.
Экономия масел
На моторные масла приходится наибольший удельный вес среди всех смазочных материалов, применяемых в автомобильной технике. Основными мероприятиями по экономии масел являются:
• совершенствование конструкции двигателей (уменьшение угара масел, которое достигается за счёт улучшения уплотнений цилиндропоршневой группы и уменьшения её износа в процессе эксплуатации).
• повышение качества масел, использование рекомендуемых сортов и марок масел;
• проверка герметичности системы смазки двигателя, трансмиссии, ходовой части (значительные утечки могут происходить через прокладки картеров, крышек, сальниковые уплотнения, также потери возможны через неплотности в соединениях шлангов, трубопроводов).
• применение автоматизированных маслозаправок позволяет сократить потери масла в результате утечек при заправке.
- 55 -
Лекция 24