Понятие этнической идентичности в психолого-педагогической литературе

 

Идентичность психологической природы, с точки зрения социального и глубинно-личностного аспектов, изложена в работах следующих зарубежных исследователей, таких как Т. Адорно, Г. Лебон, Г. Олпорт, Г.Тард, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Г. Юнг и др. Психологические аспекты самоидентификации личности рассматривают Д. Абрамс, Д. Берри, М.Кинерелла, Ш. Китаяма, Х. Маркус, Д. Марсиа, У. Сван, Д. Тернер, Г.Тэшфел, М. Хогг, М. Хэйг, Э. Эриксон.

Проблему идентичности, если рассматривать ее под углом сложившихся традиций психологии личности и социальной психологии, проанализирована такими отечественными ученными, как Н. В. Антонова, Е.П. Белинская, Н. Л. Иванова, И. С. Кон, В. С. Мухина, Т. Г. Стефаненко, В.В. Столин, И. С. Самошкина, О. В. Ходаковская, Л. Б. Шнейдер.

Формирование социальной идентичности, ее особенности и специфические черты раскрыты в современных социокультурных условиях, изложены в работах следующих зарубежных практиков Ж. Аттали, З. Баумана, У. Бека, А. Гидденса, Д. Келлнера, О. Тоффлера. Этническая идентичность рассматривается в работах А. В. Ачкасова, Р. Брубейкера

Этническая идентичность есть один из компонентов социальной идентичности и является результатом когнитивно-эмоционального процесса, который проявляется при самоопределении индивида в социальной среде в отношении других этносов. Поэтому, с уверенностью можно утверждать, что это не только осознание своей этнической общности, а также и восприятие, понимание, оценка собственной этнической принадлежности.

 Т. Г. Стефаненко предложил этническую идентичность изучать и рассматривать не только как осознание и понимание индивидом своей принадлежности к вполне определенному этносу, но рассматривать ее с точки зрения переживания отношения собственного «Я» и этнической среды, то есть свое отождествление с одной конкретной этнической общностью и ясное отделение от других » [22, с. 86]. Мнение, Т. Г. Стефаненко, заключается в том, что понятие этнической идентичности, скорее гораздо шире, чем понятие этническое самосознание, так как этническая идентичность является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания индивидом себя в качестве представителя какого-либо этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов » [22, с. 89].

В. Н. Павленко, согласен с позицией Т. Г. Стефаненко, он так же делает акцент, на то что этническая идентичность есть не просто осознание и переживание своей принадлежности к общности, но и вполне реальное «проживание» в качестве полноправного члена какой-либо этнической группы, т.е. в согласованности и принятии в этой группе выбранным образом общественной жизни. Таким образом, В. Н. Павленко к когнитивной и эмоциональной составляющим этнической идентичности, данный автор еще считает, что в нее входит и поведенческая составляющая этнической идентичности » [18, с. 178].

При рассмотрении и изучении проблемы, что касается этнической идентичности, с теоретической точки зрения является важным обозначить и выявить соотношение этого понятия с таким понятием как этническое самосознание. Следует отметить, что современной научной литературе описано большое количество точек зрения на данную проблему, а именно соотношение этнической идентичности с этническим самосознанием. Для наглядности приведем основные точки зрения.

Так, А.А. Налчаджян считает, что этническая идентичность это и есть уровень, только наиболее зрелый, этнического самосознания, либо он считает, что этническая идентичность — это форма его конечного и более развитого состояния » [15, с. 124]. А.Н. Татарко в своих работах, рассматривает этническую идентичность и этническое самосознание как два отдельных понятия, которые имеют точки пересечения. «С одной стороны, этническую идентичность можно считать когнитивно-мотивационное ядром этнического самосознания. С другой же стороны — это более широкое понятие, так как оно определенно содержит в себе слой бессознательного» [27, с. 115].

Структура этнической идентичности у М. Барретт, изучающий этнопсихологию как правило идет описание, которое по своей сути является аналогичным со структурой социальной установки, поэтому выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Следует отметить, что суть содержания когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности, хорошо и в полной мере освещаются в трудах британского исследователя М. Барретта, который писал, что когнитивный блок этнической идентичности содержит такие элементы » [12, с. 60]:

1) знания о существовании этнической группы;

2) категоризация себя как члена этнической группы;

3) знания о национальной территории;

4) знания о национальных эмблемах, символах, институтах, обычаях, традициях, исторических событиях и исторических фигурах, которые символически репрезентируют нацию;

5) вера в общее происхождение и общее родство членов этнической группы;

6) вера в то, что существуют типичные характеристики представителей любой этнической группы: национальные черты и этнические стереотипы;

7) представления о тесной взаимосвязи индивида и этнической группы: ощущаемая степень подобия себя и национального типажа.

Аффективный блок этнической идентичности, согласно М. Барретту, состоит из следующих элементов:

1) субъективная актуальность этнической идентичности;

2) степень привязанности к этнической идентичности: готовность отказаться от нее и значение, придаваемое членству в данной этнической группе;

3) чувство принадлежности к этнической группе;

4) степень привязанности и чувств по отношению к национальной территории;

5) социальные чувства типа национальной гордости, национального стыда, национальной вины и т.п.;

6) национальное самоуважение.

Считаем нужным подчеркнуть, что из теоретического изложения о том, что этническая идентичность включает в себя когнитивный и аффективный компоненты, которые определены такими характеристиками, как валентность и определенность.

Валентность (позитивность — негативность) — это знак эмоциональной окрашенности аффективного компонента этнической идентичности. Следует отметить, что именно валентность этнической идентичности как одна из характеристик данного конструкта в современной кросс-культурной и этнической психологии достаточно полно исследована. Эмпирическими индикаторами валентности этнической идентичности выступают позитивность — негативность этнических автостереотипов и чувств, которые вызваны и связаны с этничностью » [20, с. 45].

Определенность — неопределенность этнической идентичности — это, прежде всего, степень осознания себя представителем этнической группы, степень полноты знаний, представлений о культурных и психологических особенностях собственной группы » [22, с. 86].

Формирование этнической идентичности по типу нормы предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

В настоящее время практически не существует моноэтнической среды. Личность растет и развивается в полиэтническом окружении. Т.Г. Стефаненко выделяет три типа этнической идентичности личности в полиэтнической среде » [22, с. 114]:

1) моноэтническая идентичность – личность однозначно отождествляет себя с конкретным народом;

2) биэтническая идентичность – личность одновременно причисляет себя к двум этническим группам; чаще всего такой вид идентичности возникает на основе того, что родители имеют разную национальность;

3) маргинальная этническая идентичность – личность не может однозначно определиться в отношении своей этнической принадлежности.

Э.А. Саракуев отмечает, что этнический феномен в личности формируется на основе трех взаимосвязанных процессов » [23, с. 86]:

1) этнической идентификации – отождествления и самоопределения личности посредством этнической группы;

2) межэтнической дифференциации – разделения собственной и других этнических групп и осознание межэтнических различий;

3) осознания отношения к собственной и другим этническим группам. Содержанием этнической идентичности являются сознательные и бессознательные компоненты.

Кризис этнической идентичности » [12, с. 170].

1) утрата позитивного восприятия своей этнической принадлежности;

2) переживание негативных чувств, связанных с этнической принадлежностью (стыд, обида, униженность);

3) неудовлетворенность гражданской принадлежностью;

4) негативная или сверхпозитивная этническая идентичность;

5) интолерантность по отношению к другим этносам;

6) социально перцептивное отдаление от России (утрата чувства Родины);

7) потеря смысла жизни.

В современном мире основные тенденции развития этнической идентичности, как правило проявляют себя на разных уровнях » [6, с. 256]:

1) На макросоциальном уровне (общества Западной Европы и США), с одной стороны происходит размывание, снижение значимости этнической идентичности, приближение к нулевому уровню, а с другой – наблюдается гипертрофированность этнической идентичности многих народов, что проявляется в преувеличенных формах этноцентризма, этнофанатизма, национализма;

2) На мезосоциальном уровне этническая идентичность титульных народов в подавляющем большинстве гипертрофирована и в ряде случаев принимает крайнюю форму национализма, а у русских, в большом количестве живущих в этих государствах, наблюдается как тенденция к постепенному снижению её значимости и попытки обрести биэтническую идентичность, так и повышение уровня этнической идентичности;

3) На микросоциальном уровне (Россия) наблюдается всё нарастающая тенденция ослабления этнической солидарности русских и тенденция усиления опасных националистических движений, прежде всего, в молодежных кругах.

Наиважнейшими факторами формирования этнической идентичности являются » [23, с. 134]:

1) язык; 2) культура; 3) статус этнической группы (этническое большинство или меньшинство); 4) степень вовлеченности личности в процесс межэтнического взаимодействия, осведомленность о психологических особенностях представителей других этносов.

Народ создал и передавал из поколения в поколение различные очень самобытные миниатюры, к ним можно отнести пословицы, поговорки, сказки, легенды, прикладное декоративное искусство, именно в них выражены присущие особенности норм, ценностей и правил поведения членов этноса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: