Психологическая характеристика особенностей стрессоустойчивости студентов психологических специальностей в аспекте взаимосвязи с этнической идентичностью

 

Проблему стрессоустойчивости в период студенчества можно наблюдать среди отечественных исследователей у: Д. М. Аболина, Ф. Б. Березина, В. А. Бодрова, Ф. Е. Василюка, В. А. Ганзена, Л. П. Гримака, А. В. Петровского, Ю. Л. Ханина, М. Г. Ярошевского. У зарубежных авторов, таких как: Д. Гринберг, В.Э. Мильман, Р. Лазарус, Г. Селье и другие. Современные исследователи обращают особое внимание на выявление аспектов и факторов устойчивости к психическому стрессу, ее проявлений в учебной деятельности, а также роли в адаптации у студентов.

В современном обществе периодически изучается проблема образования стрессовых ситуаций за весь период обучения в вузе студентов. Особо актуально исследования стрессоустойчивости студентов психологических специальностей и выявления их психологических характеристик. Поэтому рассматриваемая проблема важна для изучения непосредственно специалистов психологической направленности.

Современное образование в условиях реализации государственных стандартов высшего образования, основанного на компетентностном подходе, предполагает подготовку готовых специалистов, которые готовы сразу приступить к своим обязанностям, без адаптированного периода. Для этого необходимо в процессе обучения в вузе эффективность формирования практических знаний и умений, а также развитие личностных качеств специалиста.

Согласно федеральным требованиям образовательного стандарта, в результате освоения основных учебных программ выпускник психологических специальностей должны быть способны:

¾ решать профессиональные задачи,

¾ соблюдать принципы профессиональной этики,

¾ контролировать стабильность своего эмоционального состояния,

¾ развивать стрессоустойчивость.

Р.С. Лазарус характеризует стресс следующими индивидуальными особенностями » [10]:

¾  представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

¾  представлениями о своих способностях влиять на последствия.

В целом отметим, что от фактора личности многое зависит. В системе «личность-среда» уровень эмоциональной напряженности увеличивается, если повышаются различия между условиями, в которых формируются устройство субъекта. Таким образом, различные условия провоцируют эмоциональное напряжение в силу результата несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

Характерными особенностями студентов психологических специальностей считаются: специализированная профессиональная деятельность, содержащая усвоение и овладение навыкам, знаниям, умениями, практическим действиями, инновационным способами образовательной деятельности. Студенты самостоятельно познают новые знания. В результате они осваивают новую социальную роль, осознание и понимания себя, идентификация себя, как часть ячейки общества » [3, с. 55].

Жизнь студентов психологических специальностей наполнена чрезвычайных и стрессгенных ситуаций, в процессе которых они испытывают стресс и нервно-психическое напряжение, эмоциональное выгорание. Чаще всего у cтудентов данный стресс появляется из-за большого потока информации, отсутствия системной работы в семестре, наличие сессии, прохождением учебной практики.

К негативным последствиям проявления стресса у студентов можно отнести: интенсивное курение, употребление спиртных напитков, антидепрессанты. В редких запущенных ситуациях могут принимать наркотические вещества, с целью снижения напряжения.

Важно подчеркнуть, что одним из главных стрессов для студентов является экзаменационная сессия.

По словам Н.М. Фатеевой при экзаменационном стрессе наблюдается повышенная нервозность студентов, психическое напряжение. Автор утверждает, что «экзамен всегда становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии » [7, с. 276].

Научно доказано, что экзаменационный стресс способствует отрицательному влиянию на следующие системы организма студентов: нервную, иммунную, сердечно-сосудистую. Это выражается в эмоциональном перенапряжении, которое приводит к увеличению вегетативной нервной системы, развитию процессов, сопровождающихся нарушением гомеостаза и лабильностью сердечно-сосудистой системы.

Существует две причины экзаменационного стресса » [8]:

1. Неуверенность в своих знаниях. Она может быть истинной и ложной. Истинная причина вызвана реальными пробелами в знаниях. Здесь обстановку может спасти качественная подготовка к экзамену. Ложная же - боязнь неизвестного. Бороться с такой неизвестностью можно, поговорив с людьми, сдавшими этот экзамен, или же с преподавателем на предмет выяснения, какие темы будут затронуты, не будет ли каверзных вопросов.

2. Переоценка значимости экзамена. На такое отношение студентов к экзаменам могут влиять родители или общество.

По данным российских авторов, «в период экзаменационной сессии у студентов констатируется выраженные изменения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Долгое эмоциональное напряжение приводит к активации симпатического или парасимпатического отделов нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс » [9].

Процесс сдачи экзаменов для любого студента всегда является стрессовой обстановкой, провоцирующей волнение и тревогу. Но, тем не менее, студенты психологических специальностей справляются по-разному: некоторые успешно, а для других экзамен становится настоящим испытанием. Поэтому студенты под влиянием стресса могут потерять контроль над своими эмоциями, общим состоянием, не могут преодолеть повышенный уровень своей тревожности, что показать хороший результат.

В период экзаменационной сессии студент психологических специальностей испытывают следующие виды психологического стресса:

¾ информационный;

¾ эмоциональный.

Информационный стресс вполне оправдан, он связан с недостатком или переизбытком учебной информации. Фундаментом являются нарушения информационно-когнитивных процессов регуляционной деятельности студентов. В данный стресс можно отнести студентов, которые пропускали занятия, не сдавали вовремя контрольные, рефераты, курсовые. В результате перед сессией выясняется недостаток знаний и учебной информации, которую студент пытается восстановить в кротчайшие сроки. Наличие недостатка времени для усвоения образовательного материала, способствует когнитивные процессы реализовывать в экстремальном режиме » [9, с. 244].

Стоит отметить, что стресс является неотъемлемой частью повседневной жизни каждого студента. Для них реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа студенческой жизни.

Необходимо подчеркнуть, что стрессоустойчивость является профессиональным важным качеством специалиста в психолого-педагогической сфере деятельности, а также свойством, способствующим преодолению учебного стресса студентами, работа по ее развитию на этапе обучения в вузе является необходимой. Также важно, что психологические особенности студентов могут различаться в связи с разными этапами развития студенческой группы, выбором различных специальностей, а также с личностными особенностями самих студентов.

Этническая идентичность относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Вопросами этнической идентичности занимались Примуш М.В, Арутюнян Ю.В., Бромлей Ю.В., Дробижева Л.М., и другие ученые. Взаимосвязи стрессоустойчивости и этнической принадлежности прослеживаются в осознание и принятие того, что для каждого народа существует своя среда, ограниченная «психологической границей», в рамках которой существуют свои культурные стандарты, которые помогают сохранить свою этническую неповторимость. Различные народы имеют свои традиции, установки и поведенческие реакции, этнические чувства и знания, которые являются основой для дальнейшей адаптации и социализации. В стрессовой ситуации каждая личность будет реагировать в зависимости заложенных в нее мировоззренческих семейных этнических установок. Поэтому мы наблюдаем отличительные особенности поведения в стрессовых ситуациях различных рас, наций, народов. Что свидетельствует об прямой взаимосвязи этнической принадлежности со стрессоустойчивостью любой личности.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что:

1. Этническая идентичность — это форма его конечного и более развитого состояния. Этническая идентичность включает в себя когнитивный и аффективный компоненты, которые определены такими характеристиками, как валентность и определенность. Этническая идентичность является одним из компонентов социальной идентичности и определяется как результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения личности в социальном обществе относительно многих этносов. Это характеризуется не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание своей принадлежности к этнической общности.

2. Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у личности в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Основной индивидуальной характерной чертой сущности стресса является адаптация или по-другому можно сказать – стрессоустойчивость. Каждая личность индивидуально применяет свои собственные стратегии или копинг-стратегии. В каждом конкретном случае личность опирается на свой личный опыт и психологический резерв для решения проблемы и выхода из стресса.

3. Психологическая характеристика особенностей стрессоустойчивости студентов психологических специальностей имеют взаимосвязи с этнической идентичностью. Это наблюдается тем, что различные нации имеют свои традиции, установки и поведенческие реакции, этнические чувства и знания, которые являются основой для дальнейшей адаптации и социализации. Поэтому стрессовой ситуации каждая личность будет реагировать в зависимости заложенных в нее мировоззренческих семейных этнических установок. Поэтому различная этническая идентичность у студентов-психологов будет влиять на проявления стрессоустойчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: