Анализ полученных результатов исследования

 

В рамках исследования среди студентов-психологов Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» были получены следующие результаты.

По методике А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой была проведена оценка позитивности и неопределённости этнической идентичности. Представлено в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты диагностика оценки позитивности и неопределённости этнической идентичности студентов-психологов (А.Н.Татарко, Н.М. Лебедева)

Шкала

Студенты-психологи

Кол-во чел. %
Позитивность этнической идентичности 52 86,66%
Неопределенность этнической идентичности 18 13,33%

Распределим по уровням оценку позитивности и неопределённости этнический идентичность:

Уровень позитивности этнической идентичности у 52-х (86,66%) у студентов-психологов – высокий. А уровень неопределенности этнической идентичности у студентов-психологов в частности у 18 человек (13,33%) указывает на низкий уровень.

Изобразим на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Результаты оценки позитивности и неопределённости этнической идентичности студентов-психологов

 

Из рисунка 2.1 видно, что у 86,66 % студентов-психологов имеют как преобладающий эмоциональный компонент позитивной этнической идентичности. У данных студентов-психологов наблюдается толерантное отношение к собственной этнической идентичности и другим этническим группам. Они принимают существование самостоятельной и стабильной этнической группы, а также мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. В структуре позитивной этнической идентичности соотносятся позитивный образ собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

У 13,33% студентов-психологов неопределенность этнической идентичности, выражающей уровень субъективного осознания студентом себя в качестве представителя некоей этнокультурной общности. Данная характеристика идентичности, по нашему мнению, это континуум, на одном полюсе которого находится определенность этнической идентичности, а на другом - ее неопределенность.

Рассмотрим результаты методики Дж.Финни и определим измерения выраженности этнической идентичности у студентов – психологов. Представлено в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.

Таблица 2.2 – Результаты диагностикиизмерения выраженности этнической идентичности у студентов-психологов (Дж.Финни)

Шкала

Студенты психологи

Кол-во чел. %
Выраженность когнитивного компонента этнической идентичности 32 53,3%
Выраженность аффективной этнической идентичности 28 46,6%

 

Распределим по уровням оценку выраженности когнитивного компонента этнический идентичности и выраженность аффективной этнической идентичности:

Уровень выраженности когнитивного компонента у 32-х (53,3%) студентов-психологов – высокий. А уровень выраженности аффективной этнической идентичности у студентов-психологов в особенности у 28 человек (46,6%) указывает на средний уровень.

Изобразим на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Результаты выраженности этнической идентичности у студентов – психологов

 

Результаты рисунка 2.1 свидетельствуют, что у 53,3% студентов – психологов выраженность когнитивного компонента этнической идентичности, т.е.знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков.

У 46,6% студентов – психологов выраженностьаффективной компонента этнической идентичности, т.е. чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней. Аффективный компонент этнической идентичности подразумевает проявления у студентов эмоционального отношения к этнодифференцирующим признакам и включает в себя оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства, а также характеризуется определенностью и валентностью.

Рассмотрим полученные результаты у студентов – психологов по тесту шкал профессионального стресса Г. Селье. Представлено в таблице 2.3 и на рисунке 2.3.

Таблица 2.3 – Результаты исследования по методике профессионального стресса Г. Селье

Уровни

Студенты психологи

Кол-во чел. %
Низкий уровень 12 20,0%
Умеренный уровень 22 36,66%
Средний уровень 18 30,00%
Высокий уровень 8 13,33%

 

Рисунок 2.3 – Результаты профессионального стресса у студентов – психологов

 

Для 13,33% студентов – психологов стресс не является проблемой в Вашей жизни, но данный уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности.

36,66% студентов – психологов показали умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

Для 30% студентов – психологов стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа профессиональной жизни.

20% студентов – психологов на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Студенты могут оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.

Проследим результаты теста на стрессоустойчивость Холмса и Раге в таблице 2.4 и рисунке 2.4

Таблица 2.4 – Результаты сопротивляемости к стрессу у студентов – психологов

Шкалы

Студенты психологи

Кол-во чел. %
Высокая сопротивляемость стрессу 12 20,0%
Пороговая сопротивляемость стрессу 40 66, 66%
Низкая сопротивляемость стрессу 8 13,33%

 

 

Рисунок 2.4 – Результаты сопротивляемости к стрессу у студентов – психологов

 

Из рисунка 2.4 видно, что у 20% высокая сопротивляемость к стрессу у студентов – психологов, у 66,66% - пороговая и у 13,33% низкая стрессу у студентов – психологов.

Таким образом, нами выявлены уровни стрессоустойчивости и этническая идентичность студентов психологических специальностей.

На последнем этапе определим наличие взаимосвязей стрессоустойчивости и этнической идентичности у студентов-психологов, для этого проведем корреляционный анализ между такими методиками как: оценка позитивности и неопределённости этнической идентичности (А.Н.Татарко. Н.М.Лебедева), измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни), тестом на профессиональный стресс Г. Селье, тестом на стрессоустойчивость (Холмса и Раге). Выделим в таблице 2.5 и на Рисунке 2.5 наиболее значимые взаимосвязи.

 

Рисунок 2.5 – Результаты корреляция значимых шкал используемых методик стрессоустойчивости и этнической идентичности у студентов психологических специальностей.

Из рисунка 2.5 видно, что у 8 студентов-психологов наличие положительных взаимосвязей между когнитивным компонентом этнической идентичности и низким уровнем профессионального стресса (0,88). Позитивность этнической идентичности характеризуется выраженностью значимости у 12 студентов и положительно коррелирует с высокой сопротивляемостью стрессу (0,73). Неопределенность этнической идентичности положительно взаимосвязано со средним уровнем профессионального стресса (0,6) у 18 человек. Наличие положительных взаимосвязей так же положительно коррелирует между выраженностью аффективной этнической идентичности и умеренным уровнем профессионального стресса (0,54) у 22 человек. Неопределенность этнической идентичности (0,73) у 12 студентов выявлен низкий уровень профессионального стресса. Также выраженность аффективной этнической идентичности (0,54) у 22 человек был выявлен умеренный уровень профессионального стресса. Не мало важным было выявить выраженность аффективной этнической идентичности (0,73) у 12 студентов показатель которой показал высокая сопротивляемость стрессу. И на конечном этапе было исследована выраженность аффективной этнической идентичности (0,4) у большинства 40 студентов пороговая сопротивляемость стрессу.

 

Таблица 2.5. Корреляция значимых шкал используемых методик стрессоустойчивости и этнической идентичности у студентов психологических специальностей

Шкалы методик R(сопротивляемость к стрессу) P (взаимосвязь)
Позитивность этнической идентичности (n=12) – Высокая сопротивляемость стрессу -0,2970 0,73
Позитивность этнической идентичности (n=40) – Пороговая сопротивляемость стрессу 0,157 0,4
Позитивность этнической идентичности (n=8) – Низкая сопротивляемость стрессу 0,095 0,88
Неопределенность этнической идентичности (n=8) – Высокий уровень профессионального стресса 0,625 0,88
Неопределенность этнической идентичности (n=18) – Средний уровень профессионального стресса 0,144 0,6
Неопределенность этнической идентичности (n=22) – Умеренный уровень профессионального стресса 0,014 0,54
Неопределенность этнической идентичности (n=12) – Низкий уровень профессионального стресса 0,274 0,73
Выраженность аффективной этнической идентичности (n=22) – Умеренный уровень профессионального стресса -0,107 0,54
Выраженность аффективной этнической идентичности (n=12) – Высокая сопротивляемость стрессу -0,435 0,73
Выраженность аффективной этнической идентичности (n=40) – Пороговая сопротивляемость стрессу -0,057 0,4
Выраженность аффективной этнической идентичности (n=8) – Низкая сопротивляемость стрессу 0,006 0,88
Выраженность когнитивного компонента этнической идентичности (n=8) – Низкий уровень профессионального стресса 0,637 0,88

Примечание: показаны шкалы методик, n - количество человек, коэффициент Примечание: показаны шкалы методик, n - количество человек, коэффициент корреляции (r) и уровень его статистической значимости (р). Корреляции оценены по критерию ранговой корреляции Спирмена.

 

 

Результаты таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что у 8 студентов-психологов наличие положительных взаимосвязей между когнитивным компонентом этнической идентичности и низким уровнем профессионального стресса. Позитивность этнической идентичности характеризуется выраженностью значимости у 12 студентов и положительно коррелирует с высокой сопротивляемостью стрессу. Неопределенность этнической идентичности положительно взаимосвязано со средним уровнем профессионального стресса у 18 человек. Наличие положительных взаимосвязей так же положительно коррелирует между выраженностью аффективной этнической идентичности и умеренным уровнем профессионального стресса у 22 человек.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что часть студентов-психологов принимают, положительно относятся к этнической идентичности, другие находятся в стадии неопределенности. Чем выше уровень этнической идентичности, тем выше уровень сопротивляемости стрессу, чем ниже выраженности этнической принадлежности, тем ниже уровень профессионального стресса студентов-психологов.

Цели и задачи были достигнуты. Гипотеза подтвердилась.

Таким образом, чем выше уровень и глубина знаний этнической идентичности, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов.

 

Выводы К ГЛАВЕ 2

Эмпирическое исследование проводилось на базе Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» среди студентов-психологов в количестве 60 человек, возрастом, возрастом 21-22 года.

Цель исследования состоит в определении взаимосвязей этнической идентичности и уровня стрессоустойчивости студентов-психологов.

В исследовании применялись следующие методики:

1. Методика оценки позитивности и неопределённости этнической идентичности (А.Н.Татарко. Н.М.Лебедева)

2. Методика измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни)

3. Тест на профессиональный стресс Г. Селье

4. Тест на стрессоустойчивость (Холмса и Раге)

В результате мы определили, что у 8 студентов-психологов выраженность значимости когнитивного компонента этнической идентичности, характеризующейся низким уровнем профессионального стресса. Позитивность этнической идентичности характеризуется выраженностью значимости у 12 студентов высокой сопротивляемости стрессу. У 18 студентов-психологов выражена неопределенность этнической идентичности характеризующаяся средний уровень профессионального стресса. Выраженность аффективной этнической идентичности у 22 испытуемых находит положительную взаимосвязь с умеренным уровнем профессионального стресса.

Таким образом, гипотеза о взаимосвязи этнической идентичности и уровня стрессоустойчивости студентов-психологов подтверждена.

Заключение

 

В результате нашего исследования отметим следующие выводы:

1.Теоретический анализ литературы свидетельствует что, изучение идентичности как реального явления в жизни личности, имея в виду его онтологическое основание, возможно в рамках реконструируемой системы социально-психологических измерений, репрезентирующих идентичность.

Теоретическое и методологическое значение понятия «идентичность» связано с его многозначностью как социально-психологического феномена, предоставляющего личности форму присвоения и непрерывности переживания опыта, а также психологическую конкретизацию. Идентичность рассматривается этническая, в качестве определенной формы соответствия культуры, индивида. Этническая идентичность это и есть уровень, только наиболее зрелый, этнического самосознания, либо он считает, что этническая идентичность — это форма его конечного и более развитого состояния. Этническая идентичность включает в себя когнитивный и аффективный компоненты, которые определены такими характеристиками, как валентность и определенность.

На сегодняшний день стресс для студентов — это естественная реакция организма на сложную ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми личность сталкивается каждый день. Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профессиональной, с учебной. Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Особо значимой проблемой в период обучения является переживание экзаменационных и зачетных стрессов. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие.

Взаимосвязи стрессоустойчивости и этнической принадлежности прослеживаются в осознание и принятие того, что для каждого народа существует своя среда, ограниченная «психологической границей», в рамках которой существуют свои культурные стандарты, которые помогают сохранить свою этническую неповторимость. Различные народы имеют свои традиции, установки и поведенческие реакции, этнические чувства и знания, которые являются основой для дальнейшей адаптации и социализации. В стрессовой ситуации каждая личность будет реагировать в зависимости заложенных в нее мировоззренческих семейных этнических установок. Поэтому мы наблюдаем отличительные особенности поведения в стрессовых ситуациях различных рас, наций, народов. Что свидетельствует об прямой взаимосвязи этнической принадлежности со стрессоустойчивостью любой личности.

2. Эмпирическое исследование проводилось на базе Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» среди студентов-психологов в количестве 60 человек, возрастом, возрастом 21-22 года.

Цель исследования состоит в определении взаимосвязей этнической идентичности и уровня стрессоустойчивости студентов-психологов.

Исследование осуществлялось с помощью ряда методик: оценки позитивности и неопределённости этнической идентичности (А.Н.Татарко. Н.М.Лебедева), измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни), тест на профессиональный стресс (Г. Селье), тест на стрессоустойчивость (Холмса и Раге) выявлялся уровень стрессоустойчивости и этнической идентичность студентов – психологов.

В результате нашего исследования мы определили, что:

– у 86,66% студентов психологов содержится эмоциональный компонент позитивной этнической идентичности, у 13,33% студентов-психологов неопределенность этнической идентичности;

– у 53,3% студентов – психологов выраженность когнитивного компонента этнической идентичности, у 46,6% студентов – психологов выраженность аффективной компонента этнической идентичности;

–профессиональный стресс у студентов – психологов показал следующее: высокий уровень – 13,33%, умеренный – 36,66%, средний – 30%, высокий - 20% студентов;

– у 20% высокая сопротивляемость к стрессу у студентов – психологов, у 66,66% – пороговая и у 13,33% низкая стрессу у студентов – психологов.

Результаты корреляционные анализа показали, что, чем выше уровень и глубина знаний этнической идентичности, тем выше уровень стрессоустойчивости у студентов.

Таким образом, тема исследования раскрыта, задачи все решены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: