Глава 2. Эмпирическое исследование этнической идентичности и стрессоустойчивости студентов психологических специальностей

Организация и методика исследования стрессоустойчивости и этнической идентичности студентов психологических специальностей

 

Эмпирическое исследование проводилось на базе Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» среди студентов-психологов в количестве 60 человек, возрастом, возрастом 21-22 года.

Цель исследования состоит в определении взаимосвязей этнической идентичности и уровня стрессоустойчивости студентов-психологов.

В качестве задач исследования выступают:

¾   дать оценку позитивности и неопределённости этнической идентичности;

¾ измерения выраженности этнической идентичности;

¾  выявление профессионального стресса у студентов - психологов;

¾  определение уровня сопротивляемости стрессу.

¾ эмпирическое исследование проведено по следующим стадиям:

¾ осуществление организации и определения диагностических материалов;

¾ осуществление диагностики;

¾ анализ полученных результатов.

В исследовании применялись такие методики:

1. Методика оценки позитивности и неопределённости этнической идентичности (А.Н.Татарко, Н.М.Лебедева)

Цель – определить позитивность и неопределённость этнической идентичности.

Методика проводилась для студентов-психологов.

Данная методика включает в себя две шкалы, каждая из которых состоит из четырех вопросов.

Первая шкала позволяет оценить эмоциональный компонент этнической идентичности, точнее валентность (эмоциональную окрашенность) этнической идентичности. Оценке подлежит степень позитивности этнической идентичности.

Вторая шкала позволяет оценить, насколько ясно респондент ощущает себя представителем своего народа. Вопросы, составляющие данную шкалу направлены на оценку степени неопределенности этнической идентичности респондента.

При обработке данных подсчитывается среднее значение по каждой шкале. Шкалы содержат как обратные, так и прямые вопросы. Обратные вопросы перед началом обработки подлежат перекодировке.

Отметьте степень Вашего согласия с утверждениями в соответствии со шкалой: 1 — абсолютно не согласен, 2 — отчасти не согласен, 3 — не знаю, 4 — отчасти согласен, 5 — абсолютно согласен.

2. Методика измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни)

Цель – определить выраженность этнической принадлежности, этнической группы и отношения к ней.

Методика проводилась для студентов-психологов.

Предлагается ответить на 12 вопросов.

3. Тест на профессиональный стресс Г. Селье.

Цель – определить уровень профессионального стресса.

Методика проводилась для студентов-психологов.

В целях самодиагностики ответьте на 22 вопроса шкалы профессионального стресса. В каждом пункте выберите 1 вариант ответа, в пунктах 2 и 6 ответьте на каждое утверждение «да» (+) или «нет» (-). В соответствии с ключом находится общая сумма баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 60.

4. Тест на стрессоустойчивость (Холмса и Раге).

Цель – определить уровень стрессоустойчивость и социальную адаптацию.

Методика проводилась для студентов-психологов.

Под стрессоустойчивостью следует понимать способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

В бланке с ситуацией испытуемых отмечает события, которые случились в течение последнего года. Если какая-либо ситуация возникала чаще одного раза, то количество баллов следует умножить на указанное испытуемым количество раз.

Процедура исследования состояла в проведении опросов студентов психологических специальностей при помощи выбранных методик, и в последующем выявлении уровня стрессоустойчивости и этнической идентичность студентов - психологов.

Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время. Во время проведения исследования, в каждой аудитории присутствовал преподаватель. Для исследования был подготовлен раздаточный материал в виде бланков. Перед началом проведения исследования испытуемым давалась инструкция относительно правильности выполнения задания. Студенты с помощью ручки в бланках отмечали правильные с их точки зрения ответы на вопросы, данные в опросниках.

Испытуемые с интересом отнеслись к исследованию, быстро понимали инструкции, практически не задавали вопросы, и на протяжении всего процесса не было замечено пренебрежительного поведения в работе над бланками ответов.

При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

После проведенной диагностики необходимо проанализировать полученные результаты исследования, которые нами отображены в п.2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: