Методика чтения рассказов

Методика работы с произведениями разных жанров

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования.

1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.

2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

3. Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

В отличие от художественной литературы, требующей от читателя восприятия и оценки художественного образа, существует научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему. Научно-познавательная литература не только описывает явление и его признаки, излагает суть исторического события, но и показывает его связь с другими фактами и явлениями, дает им научное обоснование.

Методика чтения рассказов.

Рассказ является ярким примером художественного произведения.

Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы, рассмотренные в теме «Методика работы над художественным произведением». Остановимся на некоторых вопросах организации работы учащихся.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета:

развитие действия,

поступки персонажей.

Поведение и

характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой,

с историческими условиями.

 Следует обращать внимание на язык героев

как средство характеристики, на описание природы.

В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.


О теме и проблемах

О чем это произведение?

Почему оно так называется?

Повторное слушание (полное или частичное)

Какие вопросы (мысли) возникли у вас при повторном чтении (слушании)?

По сюжету.

Где и когда происходят события?

С чего все началось?

Как развивались действия?

Какое событие главное?

Чем закончилось?

Какой эпизод при повторном чтении вас больше всего взволновал?

Почему?

Об образах героев.

· Кто действует в произведении?

· Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили (опора на текст).

· Какие поступки совершал?

· Почему он так поступал? Что из этого вышло? Оцените поступки героя.

· Что о нем говорят другие персонажи?

· Что думает о нем автор? Как автор дает нам понять свое отношение к герою?

· Кто вам понравился и не понравился?

· Почему? Докажите текстом произведения.

· Опишите картину (предмет, обстановку и т.д.).

О композиции (с учетом жанра)

· Из скольких частей состоит произведение?

· Почему?

· Что главное в каждой части?

· Как ее озаглавим?

· О ком и о чем рассказывается подробно?

· О ком и о чем кратко?

· Почему?

· Найдите части текста в соответствии с жанром художественного произведения:

· в рассказе - завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

· в сказке – зачин, повторы, концовка,

· в басне – мораль.

О языке (изобразительные средства языка автора).

· Какое настроение вызвало у нас прочитанное? Какими словами автор создает это настроение?

· Веселое или грустное произведение читаем?

· Какие слова и предложения говорят об этом?

· Какие слова вас затруднили? (Объяснение.)

· Какие выражения автора особенно помогли представить обстановку, героев?

· Каких слов больше всего в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения?

О жанре (обращаем внимание на форму литературного произведения).

· Что вы читали: рассказ? сказку? стихотворение? или другое?

· На какие части и слова обратили особое внимание?

· Почему?

Об идее.

· Что вам больше всего запомнилось в произведении?

· Почему?

· Какой совет дает автор, сочинив басню, сказку, рассказ…?

· Какое чувство остается у вас после выразительного чтения произведения?

· Какое настроение вам передалось?

· Какое желание возникло?

· В каком предложении заключается смысл (идея произведения)? Докажите.

Перед повторным чтением текста детьми учитель ставит

УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА – вопрос, на который дети не смогут ответить, не обратившись к тексту, проблемный вопрос (может быть 2 и более вариантов ответа), задание, которое учащиеся не смогут выполнить без повторного (углубленного) чтения произведения.

 

В конспекте урока учебная задача обычно формулируется так: «Давайте еще раз прочитаем произведение (назвать его) и в процессе обсуждения попробуем ответить на вопрос… ИЛИ поймем, кто был прав… ИЛИ подготовимся к выполнению задания…».

Например:

1.С чем связано название произведения: с темой или идеей?

2.На протяжении рассказа герой меняется. Давайте проследим, как это описывает автор, и составим его характеристику.

3.При ответе на вопрос наши мнения разделились. Давайте докажем текстом свою точку зрения.

4.Будем читать текст и выделять те слова и знаки препинания, которые помогут нам подготовиться к выразительному чтению (или чтению в лицах, или к инсценировке…).

5.Давайте сравним данное произведение с прочитанным ранее: чем они похожи, чем отличаются (можно сравнивать произведения разных авторов по одной теме или проблеме или два произведения одного автора).

6.Почему народ сложил об этом герое сказку (былину)?

7.Прочитаем статью, разделим ее на части, составим план и будем учиться пересказывать текст по плану.

8.Анализируя произведение, будем готовиться к творческому пересказу:от лица разных героев; составим сценарий фильма; разработаем костюмы для героев; нарисуем декорации к театральной постановке…

 

Виды анализа:

1. Стилистический (языковой) анализ - как в подборе слов-образов выявляются авторский чувства. «Толковать образы, а не слова!».

2. Проблемный анализ - анализ проблемных вопросов и ситуаций (имеют несколько ответов и решений). Есть ситуации, герои, которые можно понять по-разному. Вопросы должны быть увлекательными и содержать противоречия.

3. Анализ развития действия – работа над сюжетом, главой, эпизодом, композицией (экспозиция-завязка-развитие действия- кульминация- развязка)

4. Анализ художественных образов – характеристика образов (характер героя, почему так поступает и что из этого получается). Роль природы и других действующих лиц в жизни героя.

Схема литературно-методического анализа художественного произведения: 1. Определите жанровую разновидность произведения. Вспомните, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом. Например, в рассказе это наличие системы событий и действующих лиц, в басне - аллегория, мораль, сатира, в сказке -фантастический вымысел, разновидность и т.д. 2. Установите тему произведения, соотнесите ее с проблематикой "похожих" произведений, подумайте, что нового несет в себе данный текст среди однотемных. Особое внимание обратите на заголовок. 3. Восстановите сюжет: экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку, эпилог. Подумайте, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если в произведении нет сюжета, т.е. системы событий, то выделите изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст. 4. Раскройте композиционные особенности текста. Установите влияние построения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа. Например, диалогические композиции настраивают на чтение в лицах, драматизацию; последовательное повествование удобно для полного пересказа; повествование с несколькими сюжетными линиями требует выборочного и частичного пересказа. Во многих случаях от пересказа надо отказаться из-за сложности композиционного решения текста, как, например, в рассказе А.Чехова "Ванька". 5. Составьте описание художественных образов произведения. О персонажах можно рассуждать по памятке: портрет, поступки, речь, отношения. Кроме персонажей отмечаются образ-пейзаж, событие, интерьер и др. 6. Проведите анализ языка, авторского стиля. В лексическом составе текста выделите "словарные", "образные" и "ключевые" ряды. Наметьте трудные и легкие в чтении куски, что в основном зависит от интонационно-синтаксических особенностей текста. 7. Сформулируйте идейные выводы произведения, подчеркнув его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость. 8. Сформулируйте учебную задачу анализа и вопросы по анализу, а затем укажите, на какие виды работы с текстом они направлены.

 

Принципы анализа художественного произведения

(Общие положения, помогающие методически грамотно построить анализ конкретного текста):

1. Принцип целенаправленности – связан с освоением художественной идеи изучаемого произведения. Каждый из вопросов по тексту преследует определенную цель, является шагом на пути освоения идеи. Учитель должен понимать, на какие знания опирается ребенок, обдумывая ответ, какие читательские и речевые умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей логической цепи анализа.

 

2. Принцип опоры на целостное восприятие, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного – термин «целостное восприятие» в данном случае обозначает, что текст произведения должен быть воспринят учеником ЦЕЛИКОМ, без адаптации. Анализ какой-либо части текста, не прочитанного до конца, не может привести к понимаю идеи. Поэтому анализ является ВТОРЫМ этапом работы над художественным произведением и проводится после первичного синтеза.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия – учащиеся начальных классов видят в книге (произведении) прежде всего объект изображения (сюжет, героев), а не само изображение (те слова, которые выбирает автор описывая действие или героев). Поэтому учителю важно направить внимание учащихся на авторское слово, учить понимать, почему автор выбирает именно такие слова для передачи своих мыслей и чувств.

4. Принцип учета потребностей ребенка разобраться в прочитанном – у младших школьников нет потребности перечитывать текст, поэтому перед повторным чтением необходимо поставить УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА. Цель данного этапа урока – пробудить потребность в перечитывании и обдумывании текста (создание мотивации).

5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения – в процессе повторного чтения текста непосредственно детьми создаются условия для более внимательного отношения к отдельным деталям художественного произведения (сюжету, композиции, героям, изобразительным средствам). Учитель должен увлечь учащихся аналитической работой.

6. Принцип единства формы и содержания – анализу подлежит не жизненная ситуация, а ее изображение автором. Учет данного принципа требует от учителя тщательного обдумывания вопросов и заданий: что или кого описывает автор? Какими словами?

7. Принцип избирательности – на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а только те, которые в изучаемом произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор вида анализа и приемов работы с текстом зависит от особенностей текста (жанра, проблематики, героев).

8. Анализ должен быть целостным – это означает, что художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею (анализ пейзажа, поступков персонажей и т.п. рассматривается в его отношении к идее).

 

9. Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка – в процессе анализа учащиеся наблюдают за спецификой литературного произведения. Это способствует формированию начальных литературоведческих представлений о жанре, композиции, эпитетах, метафорах, олицетворениях и т.п. и читательских умений: делить текст на части, составлять план, отвечать на вопросы учителя словами текста, пересказывать текст, давать характеристику литературному герою и т.п.

 

В процессе анализа происходит совершенствование навыка чтения благодаря многократному возвращению к тексту. Важно, чтобы перечитывание носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту.

 

В этом случае изменяется мотивация деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, как это было в период обучения грамоте, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, пережить эстетическое удовольствие от процесса чтения (восприятия искусства слова).

 


Бабка. В. Осеева

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.

— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

— Старый человек... Куда же ей деться?

— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

* * *

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...

Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора!

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка...

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?

— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.

В сенях отец шаркал веником.

— А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!

Бабка торопилась к нему на помощь.

— Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.

Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот...

Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:

— Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.

— Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.

— Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие... Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...

Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.

Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

Иногда Борька жаловался на родителей:

— Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!

Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

— Ладно. Только мертвой не приходи, — говорил Борька.

После обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:

— Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.

— «Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!

— Да что ж, коли не умею я.

Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.

— Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!

Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.

— Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.

— Все как-то явственней в них, Борюшка.

Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.

— Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.

— Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.

— Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это? Мое почтение!

— Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.

Со двора доносился визг ребят.

— Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!

Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.

— Три палки... три палки... — радовалась она.

* * *

Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:

— Батюшки, батюшки... Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!

— Бабка, не мешай! — задыхался Борька.

— Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.

— Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.

* * *

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

— Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.

— Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

* * *

Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!

Борька удивлялся:

— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!

Бабка улыбалась морщинистым лицом.

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо.

Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.

Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

— Как же это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?

— Иди ты, бабка! — ворчал он. — Наговоришь всегда глупостей...

* * *

Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты. У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла. Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.

— Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.

— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.

— Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»

* * *

Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.

— Что у тебя там, бабка?

— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!

Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.

Борька дразнился, гремя замками:

— Все равно открою!..

Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.

Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

— Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.

* * *

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.

— В землю врастает, — шутил отец.

— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

А бабке в кухне говорила:

— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.

* * *

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.

Бабка, наряженная, как для гостей, — в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:

— Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.

* * *

В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.

Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. «Хоть бы унесли ее скорее!» — думал он.

На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.

Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.

Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.

Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.

Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.

— Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой...

На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:

— Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!

Борька искоса взглянул на него.

— Без ключей не открыть, — сказал он и отвернулся.

Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.

Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:

— «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».

В букве «ш» было четыре палочки.

«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока.

Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора...

Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.

Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: