Китайская философия: исходные принципы и главные школы – даосизм и конфуцианство

В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао — мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких других причинах основа бытия; два противоположных взаимообусловленных начала бытия: Инь — мужское, активное начало (духовного характера), и Ян — женское, пассивное начало (материального характера); пять стихий — огонь, земля, металл, вода, дерево (в других вариантах место земли занимает воздух).
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буд­дизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.
Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:

• даосизм;

• конфуцианство;

• легизм.

Меньшее распространение получили:

• моизм;

• натурфилософия;

• номинализм.
  В данной работе я бы хотела остановиться на двух основных учениях Китая – даосизме и конфуцианстве.
Для того, чтобы лучше разобраться в главный школах философии Китая, стоит начать с определений.
Конфуцианство – это древнейшая философская система и одновременно религиозное учение (но не в строгом религиозном смысле). Основоположником его является китайский ученый пятого века до н.э. Кун-фун-цзы, имя которого с китайского языка можно перевести как «мудрый учитель Кун», Конфуций в европейской транскрипции. Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти. Согласно этому учению, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.
Конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.
Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.
Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.
Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.
Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Проанализировав некоторые из них, в пример я бы хотела привести ту, что запомнилась мне больше всего.
Сыновняя почтительность — Сяо (孝)
Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.
Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.
И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.
Теперь я бы хотела перейти к еще одному учению Древнего Китая – даосизму.
Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.
Даосизм — это древняя философия и верование, которое глубоко укоренилось в китайских обычаях и мировоззрении. Даосизм зародился в Китае 2000 лет назад.
Автором даосизма считается Лао-цзы (переводится как "Старый Мастер", "Старый Младенец" или "Мудрый Старец"; 604 – ок. 500 до н. э., точная дата смерти неизвестна).
Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.
Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.
Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. Они разделяют общие убеждения о человеке, обществе и вселенной. И конфуцианство, и даосизм появились как философии, но позже оба приняли религиозный подтекст.
Существует легенда, что Конфуций и Лао-цзы как-то встретились. Лао-цзы не согласился с мнением Конфуция о том, что нужно оглядываться на прошлое. Но независимо от разногласий между Лао-цзы и Конфуцием даосизм и конфуцианство послужили прекрасными ориентирами для Китая и соседних стран.

 

Источники:

1. http://bookash.pro/ru/book/212912/filosofskaya-mysl-kitaya-ot-konfutsiya-do-mao-tszeduna-herli-kril

2. https://infopedia.su/18xac48.html

3. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-drevnego-kitaya.html

 

2. Каковы общие черты философии Индии и Китая?

Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается.
На мой взгляд, одной из наиболее важных общих черт философии Китая и Индии то, что она обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:

  • в проблеме мира и его познания;
  • в проблеме взаимодействия человека и природы;
  • в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
  • прекрасного и безобразного;
  • добра и зла;
  • справедливости и несправедливости;
  • дружбы, товарищества;
  • любви и ненависти;
  • счастья, наслаждения и страдания и др.

 

Также, прочитав литературу по данной теме, я выделила некоторые сходства, наиболее распространенные, на мой взгляд:
1) борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной;
 2) мотив угрозы с севера - кочевые народы;
3) попытки сформулировать естественный закон;
4) равнозначность объектов: боги, природа, народ;
5) числовая символика;
6) цикличное движение времени;
7) поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости;
8) осуждение всех форм религиозного фанатизма;
9) возраст философии - более 2,5 тысяч лет.

 

Источники:
1. 1. Канке В.А. Основные этапы философии. 2001. http://lib.rin.ru/doc/i/16305p.html

2. https://studopedia.ru/1_110760_filosofiya-drevney-indii-i-drevnego-kitaya.html

3. https://studopedia.ru/1_110760_filosofiya-drevney-indii-i-drevnego-kitaya.html

 





































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: