Объем текста для изложения составляет от 420-550 слов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЗАДАНИЯМ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Форма – сжатое изложение с творческим заданием.  

Цель изложения – проверить уровень коммуникативной компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения работать с текстом, сжато, связно и логически правильно излагать его содержание, высказывать самостоятельно своё мнение и аргументировать его.

Проверяются умения:

• проявлять определённый уровень понимания темы высказывания;

• строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал; воссоздавать информацию сжато;

• излагать материал логично, последовательно, учитывая соотношение основной и второстепенной информации; придерживаться темы высказывания;

• подчинять изложение главной мысли;

• учитывать ситуацию общения и адресата речи;

• выявлять своё отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов, сформулировать своё видение проблемы;

• использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, удачно используя лексическое, грамматическое богатство языка.

Предлагается текст повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно).

Задания к тексту направлены на проверку как репродуктивных, конструктивных умений и навыков, так и творческих способностей, умений использовать основные коммуникативные стратегии.

Модель заданий следующая: первое задание – «Напишите подробное изложение»; второе – «Дополните текст изложения...», «Продолжите текст изложения рассуждением...», «Введите в текст изложения описание...», «Поразмышляйте над проблемой...», «Сделайте выводы...», «Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора...» и т. д.

Изложение – это один из традиционных видов работы по развитию связной речи. Этот вид работы как нельзя более соответствует современным требованиям, так как позволяет организовать обучение связной речи по типу деятельности. 

Изложение учит целенаправленно воспринимать речь на слух, при этом запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Оно обучает слушанию как деятельности. В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

В методике закрепился взгляд на изложение как на практический метод обучения, рассчитанный на непроизвольное усвоение факторов речи, на «впитывание «образцовой русской речи».

Исходя из того, что изложение – репродуктивный вид работы по содержанию и композиции и продуктивный в значительной степени по речевому оформлению, главная дидактическая задача при работе с ним – сосредоточение внимания на рассмотрении языковых средств, на мотивации их использования.

Сжатое изложение позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

 

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, сформировать сжатый текст.

Например:

Прежде всего, стоит отметить, что оба слова иноязычного происхождения. В русский язык они вошли в разное время. — Эти иноязычные слова вошли в русский язык в разное время.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщенным наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Например:

Он был вынужден заниматься с репетиторами по русскому языку, математике, обществознанию, истории и химии. — Он был вынужден заниматься с репетиторами по многим предметам.

Упрощение (замена) – это приём сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций.

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением; — замена предложения или его части указательным местоимением; Например:

Когда читаю его записи, проникаюсь его любовью к матери. — Читая его записи, проникаюсь его любовью к матери.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ

Изложение – это вид творческой работы, в которой обучающиеся должны пересказать прослушанный им текст сжато, с изменением или без изменения лица рассказчика.

Объем текста для изложения составляет от 420-550 слов.

При написании сжатого изложения учащиеся пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность изложения и выполнения творческого задания (сочинения) оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.

При оценке сжатого изложения следует учитывать его объём. Экзаменуемым рекомендован объём изложения 150 слов, творческого задания – 150 слов. Если в изложении менее 150 слов, а в творческом задании менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. 

     Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями.

     Строка между текстом изложения и творческим заданием не пропускается.

При проверке изложения оценивается сформированность следующих умений: 

• адекватно воспринимать информацию текста для изложения; 

• подробно или сжато передавать информацию, содержащуюся в тексте; 

• точно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль; 

• осуществлять выбор языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и разнообразную лексику русского языка при передаче содержания текста; 

• оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. 

При проверке творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений: 

• создавать текст в соответствии с заданной темой; 

• обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте; 

• логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть рассуждения; 

• подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание; 

• выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; 

• осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием; 

• оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного языка. 

Изложение (сжатое) с творческим заданием оценивается по следующим критериям: 1) критерии оценки сжатого изложения; 2) критерии оценки выполнения творческого задания к изложению; 3) критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

При проверке и оценке сочинения или творческого задания следует учитывать, что его максимальный объём строго не лимитируется, но устанавливается минимальный объём. Экзаменационная работа оценивается путём сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: