Как уже было сказано ранее, минутки чистописания в зависимости от цели урока может быть проведена в начале, середине или в конце урока, иногда как разрядка после напряженной умственной деятельности. И тогда можно сказать детям:
- Мы сейчас много работали, устали, многим стало жарко. Давайте позовем дождик. Взяли правильно ручки, и над нами нависла большая синяя туча, пошел дождик, вот с такими каплями.
- Запишите, пожалуйста, какие буквы напоминают вам эти предметы. Что общего в их написании? Все они имеют одинаковый элемент - овал. Выпишите из этой группы букв сначала согласные, дайте характеристику согласным звукам в написанных вами словах: дятел, кобра, телефон.
Теперь запишите гласные.
А это интересно! Среди записанных гласных букв есть такие, которые в предложениях являются частями речи, назовите их.
О - предлог, а - союз, Я -? (местоимение)
Часто минутки чистописания переходят в занятия по развитию речи, так, работая над буквами Вв, дети рисуют условно двух птичек и отрабатывают эти буквы с соединениями в следующих предложениях:
Две птички-невелички сидели на ветвистом дереве в школьном саду.
Они любили смотреть в окно класса.
Тесно связано проведение минуток чистописания с работой над звуком и орфографией. Почти ежедневно проверяется письмо букв частичным или полным звуковым анализом, тесно увязывая с грамматическими понятиями и темой урока.
Ниже приводится примерное содержание по чистописанию.
1-я группа строчных букв: г, п, т, и, ш, н, р, у
Пашню пашет трактор.
Целесообразно провести беседу о том, от чего зависит качество работы тракториста. Подвести детей к мысли, что тракторист может вспахать очень быстро и много, если пахота будет неглубокой. Спросить у детей, кто пострадает при этом.
«Посмотрите на качество своей работы. Хорошо ли выработали сейчас?»
Учащиеся составляют рассказ о работе во дворе или на огороде, даче.
Буквы ш, и
Солнце бант юла вагоны
Со словами, обозначающими эти предметы придумать словосочетания прилагательное + существительное, но так, чтобы в прилагательном была н.
Красотой незнаменита,
Но окрест известна я
Тем, что очень ядовита
Нежная икра моя. (рыба маринка).
2-я группа строчных букв: л, м, ц, щ, ь
ЗАДАНИЕ. Просклоняйте слово ель (ель, ели, к ели, ель, елью, о ели)
Катаемся на льду.
ЗАДАНИЕ, просклоняйте слово лед (лед, льда, по льду, лед, льдом, на льду)
ЗАДАНИЕ. Отгадай загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались, путь далек,
Лишь оставили дымок.
Работа со скороговоркой.
Буква ь
Его просят, его ждут, а как придет - прятаться начнут. Что это?
ЗАДАНИЕ. Дайте характеристику звука х. Нарисуйте стручок гороха.
Повернулось к солнцу золотое донце:
Голова на ножке, в ней черные горошки.
(подсолнух)
Кто ответ найти поможет?
Знаешь, юный садовод.
Сколько тли коровка божья
За один съедает год?
(А.Екимцев) (пять-шесть тысяч)
ЗАДАНИЕ. Запиши отгадки.
Два соседа - непоседы. День - на работе, ночь - на отдыхе. (глаза)
Тридцать два молотят. Один поворачивает. (зубы да язык).
Хвостик из кости, а на спинке-щетинка. (зубная щетка).
к к к к колокольчик