Симптомы, диагностика и последствия эмоционального насилия

Эмоциональное насилие, несмотря на то, что обывателю кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.

Симптомы и диагностика эмоционального насилия

Внешние показатели:

✓ Отстает в физическом развитии;

✓ Существенные недостатки в речевом развитии;

✓ С трудом поддается воспитательному воздействию;

✓ Отстает в общем развитии от детей своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики);

✓ Ночное и/или дневное недержание мочи;

✓ Психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», колет в области сердца и т. д.

Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка:

✓ Слишком активно ведет себя, мешая другим;

✓ Имеет странные привычки (кусается, монотонно раскачивается, щиплется, сосет палец и т. д.);

✓ Плохо спит; ночные приступы страха;

✓ Не умеет играть с другими детьми;

✓ Всего боится;

✓ Часто имеет навязчивые идеи;

✓ Дает истерические реакции;

✓ Или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или работу;

✓ Эмоционально невосприимчив, равнодушен;

✓ Грустен, депрессивен;

✓ «Приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.

Последствия

Ежедневные крики в доме, унижающие высказывания, конечно, оставляют глубокий след в психике ребёнка и влияют на формирование его как личности.

Личностные особенности ребёнка, подвергающеюся эмоциональному насилию:

✓ Заниженная самооценка;

✓ Низкий уровень самоуважения;

✓ Агрессивность или безразличие;

✓ Чувство одиночества и ненужности;

✓ Отсутствие друзей;

✓ Небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения.

Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет во взрослый мир, будут ограничены; такие люди не способны на нежность, любовь и эмпатию.

Обычно у них возникают трудности с пониманием других людей, они злобны, недоверчивы и несчастны. Сознание того, что «он плохой, глупый, неуклюжий» отравляет им жизнь. Самооценка и самоуважение крайне низкие.

Моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой человек будет создавать вокруг себя такую же нестерпимую обстановку.

Насилие с экрана

Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет.

Что же смотрят наши дети? (по Victor С. Strasburger and Edward Donnerstein)

✓ 61% программ содержит насилие;

✓ 26% насилия показывают с применением оружия;

✓ 22,4% всех музыкальных клипов включают те или иные виды насилия;

✓ Каждый год подростки слышат около 15000 шуток и намеков, касающихся секса.

✓ Интернет содержит большое количество порнографических сайтов.

✓ Показ алкоголя, сигарет или наркотиков присутствует в 70% программ, а также в 38 из 40 самых популярных фильмов и в половине всех музыкальных видео.

Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:

✓ Копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;

✓ Копируют грубую речь;

✓ Получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;

✓ Или же становятся более робкими и боязливыми.

Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: