Пренебрежение физическими нуждами ребёнка
Внешние показатели и поведенческие реакции:
✓ Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым. Может быстро прибавлять в весе, пока находится в больнице.
✓ Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.
✓ Грудной ребёнок "ищет еду" губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.
✓ Жадно ест, когда предлагают.
✓ Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.
✓ Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.
Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка
Поведенческие и эмоциональные реакции:
✓ Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним.
|
|
✓ Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют).
✓ Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.
✓ Ребёнок, испытывающий чувство одиночества. Несчастный ребёнок. Ребенок часто находится запертым один дома.
Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка:
✓ Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.
✓ Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.
✓ Не проводят обследования ребёнка.
✓ Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.
Пренебрежение получением ребёнком образования:
Внешние показатели и поведенческие реакции:
✓ Задержка психического развития и речи.
✓ Ребёнок пропускает школу или часто опаздывает.
✓ Ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми.
✓ У ребёнка может быть "школьный невроз" из-за страха перед школой и отсутствия помощи родителей.
✓ Всегда невыполненные домашние задания.
✓ Родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка.
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ТЕРАПИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ
В лечении жертв насилия применяются психотерапевтические методы и медикаментозная (биологическая) терапия. Медикаментозная терапия обычно назначается детскими психиатрами (в районах, где их нет, она может быть назначена невропатологом или педиатром). Медикаментозная терапия может проводиться амбулаторно, а в сложных случаях и стационарно. Подробная схема медикаментозной терапии может быть применена на практике только врачами-психиатрами или невропатологами (в крайних случаях - педиатрами).
|
|
Большая роль в терапии посттравматического стрессового расстройства отводится психотерапии. К сожалению, у нас в стране единичные специалисты владеют методами психотерапией детей подростков. Поэтому мы сочли нужным ниже изложить основы психотерапии для того, чтобы профессионалы, работающие с жертвами насилия, могли, как минимум, знать, как построить свою работу с ребенком, на что направить свои действия, как беседовать с детьми, пострадавшими от насилия.
Основы терапии и реабилитации детей, пострадавших от эмоционального насилия
1. Следует помнить, что эмоциональное насилие нередко сочетается с физическими наказаниями в виде шлепков, подзатыльников, порки ремнём, а значит, высок риск совершения физического насилия с нанесением телесных повреждений.
2. Перед началом лечения необходимо тщательное исследование ситуации в семье, школе, среди сверстников ребенка.
3. Роль и участие родителей, школы в лечении должны быть четко определены с самого начала.
4. В ряде случаев необходимо лечение родителей (депрессия, тревожные расстройства и т. п.).
5. Наиболее адекватной является семейная терапия, но она может совмещаться и с другими видами терапии. Важная роль отводится обучению родителей.
6. Основными мишенями психотерапевтической работы у детей, подвергшихся эмоциональному насилию, являются чувство вины, низкая самооценка, неумение понимать эмоции других и оценивать свои собственные эмоции, неправильные, дезадаптивные модели поведения.