Причины и источники формирования биоэтики

Биомедицинская этика, основные принципы и функции. Моральные качества медицинского работника. Профессиональная этика врача.

 

 

Рекомендации к проведению практических занятий по дисциплине

«Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении» для студентов 1 курса лечебного факультета высших медицинских учебных заведений

 

 

Гомель 2017

 

Составитель: Сачковская А.В.

 

Предназначено для проведения практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по дисциплине «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении». Рекомендации соответствуют типовой учебной программе по дисциплине «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 8

От «30» августа 2017

для внутрикафедрального пользования

 

 

ТЕМА: Биомедицинская этика, основные принципы и функции. Моральные качества медицинского работника. Профессиональная этика врача.

ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

Тема изучается в течение 3 часов, практическое занятие состоит из 5 частей: введение, обсуждение вопросов по теме занятия, контроль усвоения темы, самостоятельная работа, заключительная часть занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: Актуальность данной темы диктуется необходимостью осознания правильной стратегии развития медицины. Очевидно, что, несмотря на достижения и успехи медицинских и биотехнологий, никто не может отменить ответственность каждого человека за свое здоровье, важность здорового образа жизни и мыслей в поддержании здоровья и профилактике болезней.

В то же время, поскольку в современной медицинской науке тактические действия преобладают над стратегическими, все актуальнее становится древняя мудрость «лечи умом, а не лекарством». Другим важным аспектом развития медицины является снижение роли общения пациента с врачом, поэтому актуальной становиться другая древняя мудрость «врач и сам лекарство».

Все перечисленное вместе взятое приводит нас к выводу, что стратегия развития медицины должна быть связана в первую очередь с усилением психологического компонента в лечении, то есть с психотерапевтическим воздействием. В связи с этим на первое место выходит этика и психология общения врача с пациентом. В этом общении особенно важным является фактор обучения, а не лечения. То есть врач, если он действует стратегически, должен научить пациента более здоровому отношению к жизни, окружающему миру, самому себе. Очевидно, что научить быть здоровым может только тот врач, который сам здоров, поэтому актуальной является возрождение еще одной древней медицинской истины «врачующий, исцелись сам».

4. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Приобретение студентами теоретических знаний о сущности и специфике биомедицинской этики как особой области нравственных отношений общества в целом и медицинских работников к человеку – его жизни, здоровью, смерти.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: формирование высоко профессиональной, разносторонне развитой и нравственно зрелой личности.

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: приобретение студентами способности к самостоятельному анализу и интерпретации важнейших принципов биомедицинской этики.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ.

Студент должен знать:

• особенности предмета, методов, основных источников и функций биомедицинской этики;

• моральные качества современного медицинского работника;

• моральные ориентиры деятельности врача

• моральную и юридическую свободу врача;

• понятие морального выбора в медицинской практике;

• моральную ответственность врача.

Студент должен уметь:

• характеризовать гуманистическую сущность биомедицинской этики;

• характеризовать взаимосвязь биомедицинской этики с другими науками;

• оценить специфику проявления добра и зла в медицинской практике;

• выделять эмоциональное и рациональное в сострадании

• определять меру ответственности врача.

Студент должен иметь навыки самостоятельного анализа и интерпретации важнейших принципов биомедицинской этики.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.

1. Гиппократова традиция в медицине.

2. Теории ценности в философии.

3. Кантианская этическая теория.

4. Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса.

5. Теория справедливости Дж. Ролза.

6. Либертарианская теория справедливости Р. Нозика.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Профессиональная этика. Медицинская этика: наличие профессиональных моральных норм и ценностей.

2. Особенности проявления Добра и Зла в медицинской практике:

• принцип «не навреди»;

• принцип «делай благо»;

• принцип автономии пациента;

• принцип справедливости.

3. Право пациента на получение правдивой информации.

4. Конфиденциальность и общение с родственниками пациента.

5. Ситуации, при которых медицинский работник вправе передать известную ему информацию третьим лицам. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (Статья 46. Предоставление информации о состоянии здоровья пациента. Врачебная тайна).

6. Информирование о правах пациента и способах их защиты. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (Статья 44. Согласие на оказание медицинской помощи).

7. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (Статья 48. Деятельность комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии).

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

1. Понятия «биоэтика», «биомедицинская этика» включают в качестве своей составной части термин «этика».

«Этика»философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Существуют, стало быть, мир явлений морали и нравственности и наука, его описывающая и изучающая. Это аналогично тому, как мы различаем явления жизни, с одной стороны, и биологию как науку о них, с другой, или явления психики, душевной жизни и науку психологию.

Понятие «биоэтика» ввел В. Поттер в середине ХХ века. Введение в науку данного понятия было необходимо в связи с бурно развивающимися биомедицинскими исследованиями, их достижениями и проблемами.

Необходимо озвучить некоторые из них:

·  трансплантология;

·  опыты на новорожденных с дефектами развития;

·  опыты на эмбрионах людей и животных;

·  биомедицинские исследования на умственно и физически неполноценных людях.

Биоэтика — это учение, которое ориентирует человека на выработку и установление нравственно-понимающего отношения к Жизни и Иному живому, на заботу о правах биоса.

Главный принцип биоэтики — это принцип Благоговения перед жизнью, основанный на формуле А. Швейцера: «Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить».

От понятия биоэтики необходимо перейти к понятию биомедицинская этика.

Предметом биомедицинской этики выступает нравственное отношение общества в целом и медицинских работников, в особенности, к Человеку — его жизни, здоровью, смерти, включая и традиционные установки медицинской этики. Биомедицинская этика должна опираться на те общечеловеческие ценности, которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности, но обретают особый смысл и специфику в профессиональной деятельности врача.

Причины и источники формирования биоэтики

Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Однако рубеж конца ХIХ – начала ХХ века был не менее богат открытиями и достижениями, чем конец века ХХ. Именно со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают принципиально новый характер. Современная медицина получает реальную возможность:

·  «давать» жизнь (искусственное оплодотворение);

·  определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия);

·  отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью, вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека. Стремительный рост деклараций и документов этического характера, принимаемых национальными и международными профессиональными медицинскими ассоциациями, сопровождается формированием медицинского законодательства. При этом «ценности» и «законы» даже в пространстве одного государства не всегда совпадают, обнаруживая ценностное многообразие и различие между такими формами регулирования человеческих отношений, как мораль и право. Вопрос об этическом самосознании врачей-практиков, ученых-исследователей и моральной ответственности пациентов за согласие на принятие той или иной методики лечения приобретает в настоящее время особую важность. Нравственные убеждения людей остаются сегодня одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.

Неоспоримым фактом истории человечества является непосредственная связь нравственных ценностей и религиозных представлений. По Благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Московской Патриархии был создан Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике, объединивший ведущих ученых, известных врачей и богословов. В течение 1998–1999 гг. Совет принял ряд заявлений, выражающих этическое отношение православной общественности к проблемам, которые ставит каждая из новейших биомедицинских технологий. Глубокая озабоченность этими проблемами нашла свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Подход к проблемам биомедицины, определяемый традициями и ценностями православной культуры, — это уникальная, а значит, и ценная, особенно в масштабах мирового сообщества, позиция. Одновременно — это свидетельство верности своему культурно-религиозному типу, что в немалой степени способствует его выживанию и сохранению.

1.3.Содержание и структура биомедицинской этики

Как любая молодая отрасль знания биомедицинская этика нуждается в определении статуса и круга собственных проблем.

1. Что изучает биомедицинская этика?

Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения вообще и взаимоотношения между врачом и пациентом, в частности.

2. Как это изучает биомедицинская этика? (рисунок 1).

Изучение отношений

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: