Моральный смысл смерти. Медикализация смерти

ТЕМА: Этические аспекты смерти и умирания.

ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

Тема изучается в течение 3 часов, практическое занятие состоит из 5 частей: введение, обсуждение вопросов по теме занятия, контроль усвоения темы, самостоятельная работа, заключительная часть занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: Отношение человека к смерти является одной из важнейших характеристик его культуры, равно как отношение к смерти, принятое в той или иной группе людей является критерием культуры данного общества.

Поскольку за последнее столетие медицина активно развивает способы реанимации (реаниматология), продления жизни и молодости (геронтология, социальная медицина, трансплантология), очевидно, что новые медицинские технологии активно изменяют отношение к смерти людей. В связи с этим можно утверждать, что медицина активно меняет отношение людей к смерти и современную культуру.

Однако многие ожидания пациентов на сегодняшний день иллюзорны: зачастую продлевается жизнь, а не молодость, пересадка органов приводит к значительному снижению иммунитета и риску умереть от инфекционных заболеваний, болевой синдром купируется с последующей лекарственной зависимостью или вообще не купируется и т.д.

В связи с недееспособность медицины во многих тяжелых случаях все чаще встает вопрос об эвтаназии, как способе прекращения страданий. Таким образом, многие надежды людей на медицину не оправдались и сегодня не менее актуально, чем раньше стоит вопрос об адаптации к мысли о смерти. Ведь без правильного отношения к смерти, как и всегда, человек не может быть свободен и не может обрести смысл жизни.

4. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: формирование у студентов осознанной этической позиции в отношении достижений современной биомедицинской науки в областях, связанных со смертью, умиранием, продлением жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: формирование высоко профессиональной, разносторонне развитой и нравственно зрелой личности.

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

• выяснить отношение к смерти в различные эпохи и в различных культурах и понять значение отношения к смерти для формирования культуры;

• дать современное определение смерти и выделить стадии умирания и критерии смерти;

• выяснить суть эвтаназии, понять различие между активной и пассивной эвтаназией, дать этическую оценку либеральной и консервативной позициям в отношении эвтаназии;

• понять этический смысл стадий адаптации человека к мысли о смерти и их связь с психологической зрелостью человека.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ.

Студент должен знать:

· моральный смысл смерти;

·  историю вопроса медикализации смерти;

·  критерии клинической и биологической смерти;

·  понятие эвтаназии;

·  формы эвтаназии;

·  организацию паллиативной помощи;

·  историю и принципы хосписного движения;

·  этические аспекты лечения хронической боли;

·  этико-деонтологические принципы в онкологии;

·  причины отказа от лечения.

Студент должен уметь:

• оказывать поддержку близким умирающего пациента;

• оказывать психологическую помощь медицинскому персоналу;

• соблюдать специфику общения с онкологическими пациентами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.

1. Дефиниция и клиническое определение смерти.

2. Понятие «биологической смерти»

3. Философские проблемы адекватности определения смерти мозга.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Моральный смысл смерти. Медикализация смерти.

2. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий. Хосписы. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него. Этические дилеммы, связанные с окончанием человеческой жизни.

3. Исторические воззрения на эвтаназию. Эвтаназия: пассивная и активная: за и против. Ассистируемое самоубийство.

4. Самоубийство и проблема моральной ответственности. Либеральная и консервативная позиции в моральной оценке эвтаназии.

5. Правило правдивости в онкологической деонтологии. Деонтологический подход к пациентам, обследуемым в связи с подозрением на злокачественное новообразование, к родственникам пациентов с онкологическими заболеваниями. Причины отказа от лечения.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Моральный смысл смерти. Медикализация смерти.

Право человека на смерть. Наряду с необходимостью морально-этического взвешивания ценности человеческой жизни в ее начальной фазе существует настоятельная потребность в осмыслении ее заключительной фазы — умирания. В связи с этим особенно актуальной становится проблема границы жизни и смерти. Огромное количество философских, юридических, медицинских работ посвящается «праву человека на смерть». Эти новые этические вопросы выдвинуты на первое место благодаря сравнительно молодому направлению в медицине — реаниматологии. Здесь врачи и человечество столкнулись с новой областью объективной реальности: впервые предметом изучения медицины становятся не только болезнь и здоровье, но и сам процесс умирания. Реанимационная практика привела к пересмотру традиционных критериев смерти, к появлению таких понятий, как «клиническая смерть», «смерть мозга», поставивших перед медиками новые этические, философские и правовые проблемы. Если смерть — это умирание, переход одного качества в другое, то «клиническая смерть» — это вид существования, где проходит граница бытия и небытия. Специфическая особенность «клинической смерти» в ее принципиальной обратимости [3].

Меры реанимационной помощи в случаях клинической смерти направлены к тому, чтобы как можно скорее восстановить жизнедеятельность организма. Поэтому так важен временной интервал, характеризующий клиническую смерть: 5–6 минут.

Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание личности. Биологическая и клиническая смерть.

Проблема «смерти мозга».

Отношение человека к смерти человека моделирует всю систему моральных взаимосвязей и взаимозависимостей. Проблема смерти – является одной из основных тем философского, морально-религиозного и биомедицинского размышления. Различие клинической смерти (обратимого этапа умирания) и биологи ческой смерти (необратимого этапа умирания) явилось определяющим для становления реаниматологии – науки, изучающей механизмы умирания и оживления умирающего организма.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого – гибель индивида как обособленной живой системы.

Клиническая смерть – особый вид существования – терминальное состояние, граница бытия и небытия живого; процесс умирания как переход одного качества в другое. Специфическая особенность клинической смерти – ее принципиальная обратимость, поскольку с биологической точки зрения при ней сохраняется еще достаточное количество «элементов жизни», многие функции которых лишь приостановились. Временной интервал, характеризующий клиническую смерть – 5–6 минут (иногда менее) – количественно выраженная мера еще сохраняющейся жизни. Этический императив требует от медиков отношения к клинической смерти как состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи.

Критерии смерти – признаки, определяющие окончательную степень деградации жизненного процесса и объективное наступление смерти. Современные концепции предлагают считать таким критерием смерти человеческого индивида омертвление головного мозга, ибо именно в этом случае утрачивается автономность и индивидуальность личности.

Формирование в 60-70-е годы реаниматологии многие считают признаком революционных изменений в медицине. Это связано с преодолением традиционных критериев человеческой смерти – прекращения дыхания и сердцебиения – и выходом на уровень принятия нового критерия – «смерти мозга». Коренные изменения, вносимые достижениями медицинской науки во временное пространство смерти, оборачиваются ростом этической напряженности врачебной деятельности. Безусловно, комплекс технических средств для поддержания жизни дает возможность предотвратить смерть ряду пациентов, но в то же время для других это «поддержание» оказывается лишь способом продления умирания.

Говоря о коматозных пациентах, профессор Б. Г. Юдин очень метко называет период между состоянием «определенно жив» и «определенно мертв» – «зоной неопределенности». Об этой «зоне» типичны такие суждения врачей: «Человек еще жив, но он без сознания, необходимо дождаться его физической смерти от голода, инфекции», или, что одно и то же, «человек мертв, но он еще дышит, необходимо прекратить дыхание». В границах новых достижений медицины бьющееся сердце и дыхание – не есть признаки жизни. Констатация «смерти мозга» определяет смерть, в границах которой допустима «растительная» (на клеточном уровне) жизнь. Новые медицинские постулаты с большим трудом адаптируются в общественном сознании, для которого очень странно суждение о том, что смерть констатирована, но человек еще дышит. Пытаясь освободить от моральной и юридической ответственности невольных исполнителей «воли зоны» — врачей, культура обращается к принципу эвтаназии – умышленному, безболезненному умерщвлению безнадежно больных людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: