Главные члены предложения – основа предложения

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что?

Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что он такое? Кто он такой? И др.

 

Способы выражения подлежащего.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

  1. Высоко в небе сияло солнце. - сущ.
  2. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

А также другими частями речи в значении имени существительного.

  1. Большие сидели на балконе. – прил.
  2. Присутствующие говорили о науке. – причастие
  3. Десять делится на два. – числит.
  4. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч.
  5. Далече грянуло ура. – междом.
  6. Учиться всегда пригодится. - неопред. форма глаг.

А также:

  1. Фразеологическим оборотомАнютины глазки росли около крыльца. Впереди шли дед с матерью.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:

1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).

2) Какова эмоциональная окраска предложения? (Восклицательное или невосклицательное).

3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).
Далее, если предложение простое:

4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).

5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).

6) Осложненное предложение или неосложненное? (Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)

7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.

8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.


Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.

4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?

5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?

6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?

7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.


Пример синтаксического разбора простого предложения:

В букете были тюльпаны и ирисы




Устный разбор простого предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: тюльпаны и ирисы были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.

Письменный разбор простого предложения.

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.

Домашнее задание:

1. Внимательно изучите лекционный материал

2. Проанализируйте предложения и соотнесите с правильной характеристикой.

1.    Пёс прижимался ко мне, задумчиво вытягивал острую морду, настораживал чуткие уши.
 

А. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.

 

 


2.    По белым призрачным берегам несутся вихри.
В.    Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

 


3. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено.

И вот наступило долгожданное послезавтра. Поезд мчался в неясную даль. Кто не заключал таких условий со своей совестью? Несколько человек оглянулось. Но является сочинительным союзом. Жить – Родине служить! Замедленно падал пятый. Отдыхающие расположились в домиках. Старшие ушли купаться.

 

 

                    



ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Тема: Вводные слова, обращения и междометия.

 

Обособляться могут не только члены предложения. Обращения, вводные слова и вставные конструкции не являются членами предложения. Они осложняют предложение и потому в речи выделяются интонацией, а на письме – знаками препинания.

Без вводных слов нам было бы затруднительно высказывать свое мнение.

  • Что могут выражать вводные слова?
  1. Уверенность. Это такие слова, как безусловно, несомненно, правда, бесспорно, естественно, разумеется, в самом деле, конечно.

Сегодня, бесспорно, будет дождь.

  1. Вводные слова также могут выражать неуверенность.

Это такие слова, как видимо, может быть, кажется, возможно, наверное, пожалуй, очевидно, должно быть и другие.

Сегодня, возможно, будет дождь.

  1. При помощи вводных слов могут выражаться разные чувства говорящего. Чувства выражают такие слова, как к досаде, к счастью, к несчастью, к радости, к удивлению, чего доброго, странное дело и т. д.

Сегодня, чего доброго, будет дождь.

  1. Вводные слова могут выражать и источник сообщения. Это такие слова, как по-моему, говорят, помнится, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд, по словам кого-либо, и т. д.

Сегодня, по словам бабушки, будет дождь.

  1. Вводные слова также применяются для выражения последовательности явлений, связи между ними. Это такие слова, как во-первых, во-вторых, в частности, однако, наконец, значит, стало быть, например и др.

Стало быть, сегодня будет дождь.

  1. Вводные слова могут указывать на способ выражения, оформления мыслей. Это такие слова, как короче говоря, иначе говоря, одним словом, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь и др.

Сегодня будет, так сказать, дождь.

  1. Также вводные слова могут использоваться для привлечения внимания слушателей. Для этого используются такие слова, как видите ли, согласитесь, извините, знаете ли, пожалуйста, позвольте, представьте себе и т. д.

Сегодня, представьте себе, будет дождь.

  1. Вместо вводных слов могут также использоваться вводные предложения. По значению они равны вводным словам или похожи на них.

Мне кажется, я думаю, ей казалось, она говорит – все эти предложения могут быть вводными.

Сегодня, мне кажется, будет дождь.

  • Вводные слова выделяются запятыми.

Наверное, мы будем скучать по детству.

Они, как всегда, будут отдыхать в деревне. В середине предложения вводные слова выделяются с двух сторон.

Погода будет хорошей, а может, великолепной.

Союз «а» от вводных слов не отделяется.

Будьте внимательны! Не путайте вводные слова с членами предложения или союзами!

Рассмотрим три слова: кажется, возможно и однако. Эти слова могут быть вводными, а могут и не быть.

Эта задача кажется очень сложной. Кажется в данном случае – часть составного именного сказуемого.

Кажется, эта задача очень сложная. Кажется – вводное слово. Мы можем убрать его из предложения, и смысл не особенно изменится.

Выполнить это задание вполне возможно. Возможно – часть главного члена в бессоюзном предложении.

Возможно, я смогу выполнить это задание. Возможно – вводное слово, и его можно удалить из предложения.

Мы друзья, однако пишем друг другу редко. Однако – союз. Его можно заменить противительным союзом но.

Однако, как можно так редко писать другу! Однако – вводное слово. Его можно удалить из предложения.

Во многих случаях вводные слова можно удалить из предложения, поскольку они не являются членами предложения.

  • Теперь поговорим о вставных конструкциях. Вставные конструкции содержат дополнительные сведения, поправки, замечания, пояснения к сказанному.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: