На рис. кривая совокупного спроса АD пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском (горизонтальном) отрезке. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального продукта. Если бы промышленный сектор произвел бoльший объем национального продукта Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь произведенный национальный продукт.
Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, фирмы сократили бы их производство до равновесного уровня Qе (что показано стрелкой, направленной влево). И наоборот, если бы фирмы произвели объем национального продукта в размере Q1, их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем продаж, вызванный совокупным спросом AD, был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство и тогда объем национального продукта увеличился бы до Qе (что показано стрелкой, направленной вправо).
Изменения в равновесии. Предположим, что кривая совокупного спроса AD смещается под воздействием неценовых факторов. Как это повлияет на реальный объем национального производства и уровень цен?
Допустим, что домохозяйства и фирмы решили увеличить свои расходы, т.е. купить бoльший объем продукции при данном уровне цен. Возможно, что потребители стали более оптимистично смотреть на экономическую конъюнктуру и в результате приняли решение тратить большую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожидать, что будущая деловая конъюнктура даст возможность увеличить прибыли от нынешних инвестиций в новое оборудование, поэтому они увеличат свои затраты на инвестиции. Под влиянием этих факторов кривая совокупного спроса смещается вправо. Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика.
На кейнсианском отрезке (рис. ниже), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к существенному увеличению реального объема национального производства (от Q1 до Q2) и занятости без повышения уровня цен (Р1).







