| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 42 |

Рис.5.11.1 Трансформатор тока ТЛМ-10
Структура условного обозначения:
ТЛМ-10-Х-0,5/10Р-Х/5 Х:
Т-трансформатор тока;
Л- литая изоляция;
М- малогабаритный;
10- номинальное напряжение, кВ;
Х- конструктивный вариант исполнения (1 или 2);
0,5- номинальный класс точности обмотки для измерения;
Х- номинальный первичный ток, А;
5- номинальный вторичный ток, А;
Х климатическое исполнение и категория размещения (У3,Т3).
Технические характеристики:
| № | Параметр | ТЛМ-10 |
| 1 | Номинальное напряжение, кВ | 10 |
| 2 | Номинальный первичный ток, А | 5-1500 |
| 3 | Номинальный вторичный ток,А | 5 |
| 4 | Класс точности: для измерений для защиты | 0,5 10Р |
| 5 | Ток трехсекундной термической стойкости, кА | 26 |
| 6 | Ток электродинамической стойкости, кА | 100 |
Проверка трансформаторов тока:
· По напряжению установки


·
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 43 |


Где,
– номинальный первичный ток трансформатора тока;
Максимальный рабочий ток:

Номинальный ток должен быть как можно ближе к рабочему току установки, так как недогрузка первичной обмотки приводит к увеличению погрешностей;
· По конструкции и классу точности;
Класс точности для измерений 0,5
· По электродинамической стойкости

Где
- ударный ток к.з по расчету; iдин – ток электродинамической стойкости
· По термической стойкости

Где
– ток трехсекундной термической стойкости;
Далее определим интеграл Джоуля по расчетным значениям тока КЗ:



· По вторичной нагрузке

Где
- вторичная нагрузка трансформатора тока;
- номинальная допустимая нагрузка трансформатора тока в выбранном классе точности.
Рассмотрим подробнее выбор трансформаторов тока по вторичной нагрузке. Индуктивное сопротивление токовых цепей невелико, поэтому
. Вторичная нагрузка состоит из сопротивления приборов, соединительных проводов и переходного сопротивления контактов:

Сопротивление приборов определяется по выражению:

Где
- мощность, потребляемая приборами;
- вторичный номинальный ток прибора.
Сопротивление контактов принимается 0,05 Ом при двух-трех приборах и 0,1 Ом при большем числе приборов. Сопротивление принимаем к уставке трансформатор напряжения типа НАМИ-10-95 в классе точности 0,5 обеспечивают необходимую мощность, потребляемую измерительными приборами.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 44 |
Рис.5.12. Трансформатор напряжения НАМИ-10-95.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 45 |
Выбираем вариант жестких алюминиевых шин и находим рабочий ток с учетом установки более мощного трансформатора:
.
Экономически целесообразнее сечение:

Предварительно выбираем, как указано на рисунке, шины коробчатого сечения 2х1010 мм2 с допустимым длительным током 
3306.6 A < 3500 A.
| Размеры, мм
| Поперечное сечение одной шины, мм
| |||
| a | b | c | r | |
| 100 | 45 | 6 | 8 | 1010 |
| Параметр, ед. изм | Обозначение | Значение |
|
Момент сопротивления, см3 | W x-x | 27 |
| W y-y | 5,9 | |
| W y0-y0 – для двух коробок | 58 | |
| Момент инерции, см4
| J x-x | 135 |
| J y-y | 18,5 | |
| J y0-y0 – для двух коробок | 290 |
· Проверка по термической стойкости
Для шин выполненных из алюминия допустимая температура нагрева при коротком замыкании 200 оС, коэффициент С =90 А*с1/2 / мм2. Исходя из этого определяется минимально допустимое по нагреву сечение:

Где Вк – тепловой импульс при протекании тока короткого замыкания.
71932 * (0,045+0,01) =2,38*106 А2с

| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 46 |
· Проверка по механической прочности
Жесткие шины, укрепленные на изоляторах, представляют собой динамическую колебательную систему, находящуюся под воздействием электродинамических сил и имеющую свои собственные колебания. Если собственные частоты меньше 30 Гц и больше 200 Гц, то механического резонанса не возникает.
При проектировании новых конструкций РУ с жесткими шинами, производится определение частоты колебаний:

Где l- длина пролета между изоляторами;
J- момент инерции поперечного сечения шины относительно оси, перпендикулярной направлению изгибающей силы, см4.
J=J y0 -y0 = 290 cм4;
q- площадь сечения шины, см2,
Если 


В качестве l принимаем 1.7 м, расстояние между фазами а=0.6 м. шины расположены горизонтально, жестко закреплены.
Далее рассчитываем механические напряжения шин.

Где
- напряжение от взаимодействия полос, МПа,
- напряжение от взаимодействия фаз, МПа,
- допустимое механическое напряжение материала шин, МПа,
- разрушающее механическое напряжение, МПа
Марка алюминиевого сплава- АД1Т. По «Электрооборудование станций и подстанций» Рожкова Л.Д., Козулин В.С., выбираю:
| Материал | Марка сплава | , МПа
| , МПа
|
| Алюминиевый сплав | АД31Т | 127 | 89 |
Нахожу напряжение в материале шин от взаимодействия полос:

Где l- расстояние между прокладками, первоначально расстояние между изоляторами,
- момент сопротивления одной шины W= 0,5* W y0 -y0 = 0,5*58=29 см3
12- коэффициент, определяемый способом крепления шин: жестко закреплены на опорах, максимум изгибающего момента находится у опор,
fп- сила взаимодействия между полосами:

Где b- расстояние между полосами, м
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| 47 |

Напряжение в материале шин от взаимодействия фаз:

Где
- момент сопротивления пакета шин
y0-y0
В итоге получаем:
что меньше
=89 МПа. Условие выполнено. Алюминиевые жесткие шины коробчатого сечения марки АД31Т проходят проверку на механическую прочность.






