Ситуационные задачи к модулю № 5
«Обмен и функции азотсодержащих соединений»
(повышение рейтинга)
Подготовительный этап
№1
Желудочный сок содержит большое количество соляной кислоты, одна из функций которой — денатурация поступающих с пищей белков. Какое значение имеет денатурация пищевых и бактериальных белков в желудке для их переваривания и защиты организма от патогенных микроорганизмов, поступающих с пищей и водой?
При ответе:
а) представьте схемы строения всех уровней структурной организации белков и дайте определение термину «нативный белок»;
б) укажите связи, которые разрывают протеолитические ферменты в процессе переваривания белков, и их доступность в структуре нативных белков для гидролитического расщепления;
в) объясните влияние низкого значения pH (1,5) желудочного сока на конформацию белков, поступающих с пищей, эффективность их переваривания и гибель микроорганизмов в желудке.
№2
В некоторых африканских странах дети получают однообразную пищу преимущественно растительного происхождения. В результате такого питания у детей часто наблюдаются малокровие, отставание в росте и развитии, светлый цвет кожи, гипоальбуминемия и отеки, сопровождающиеся увеличением живота (заболевание квашиоркор
|
|
— «золотой, красный мальчик»). Объясните молекулярные механизмы возникновения перечисленных симптомов.
Для этого:
а) объясните, какие по составу белки необходимы для полноценного питания, назовите незаменимые компоненты белковой пиши;
б) дайте определение понятию «азотистый баланс» и укажите, каков азотистый баланс у детей при белковом голодании и какой должен быть в норме;
в) перечислите биологически активные вещества, которые синтезируются из аминокислот в организме;
г) укажите пути обмена аминокислот, которые ускоряются и тормозятся при белковом голодании.
№3
Биологическая ценность яичного альбумина составляет 100 условных единиц, тогда как ценность белков кукурузы — 36. Чем обусловлена биологическая ценность яичного альбумина?
Для ответа:
а) назовите группу аминокислот, от которой зависит пищевая ценность белка; перечислите аминокислоты этой группы;
б) напишите формулу пентапептида, состоящего из аминокислот этой группы;
в) назовите эндопептидазы, участвующие в переваривании яичного альбумина и других белков в кишечнике, их проферменты и механизм активации;
г) ответьте на основной вопрос задачи.
№ 4
В желудочном соке больного обнаружен высокий уровень лактата. Предположите причины его появления; укажите, какие заболевания могут вызвать присутствие этого вещества в желудке. Для ответа:
|
|
а) назовите процесс, продуктом которого является лактат, перечислите здоровые и патологические ткани, в которых этот процесс происходит наиболее активно;
б) укажите компоненты и pH желудочного сока в норме;
в) перечислите функции соляной кислоты желудочного сока;
г) назовите фермент, участвующий и переваривании белков в желудке, укажите его активаторы и механизм активации;
д) ответьте на основной вопрос задачи, назовите компоненты желудочного сока, которые нужно определить
дополнительно, чтобы уточнить диагноз.
Метаболизм АМК
(трансаминирование, трансдезаминирование,
Диагностическое значение аминотрансфераз и ГГТ)
№5
Для изучения обмена аминокислот лабораторным мышам ввели аланин, содержащий меченый атом азота (N15) в а-аминогруппе. Проведенные анализы показали, что метка быстро появляется в а-аминогруппах других аминокислот печени (кроме лизина и треонина). Объясните, в ходе каких реакций это происходит.
Для ответа:
а) напишите реакцию превращения Ала, которая наиболее активно происходит в печени, назовите фермент, кофермент:
б) укажите, при каких заболеваниях уровень этого фермента в крови человека повышается;
в) составьте схему переноса меченого атома азота из Ала в другие аминокислоты;
г) предположите, в каких еще веществах может присутствовать меченый атом азота;
д) объясните, почему меченый атом отсутствует в лизине и треонине.
№6
У пациента с подозрением на инфаркт миокарда определяли активность трансаминаз АЛТ и ACT в крови. Активность какой из трансаминаз в наибольшей степени увеличится при такой патологии и почему?
Для ответа:
а) напишите реакции, катализируемые этими ферментами, дайте полное название ферментов по прямой и обратной реакциям, назовите кофермент;
б) укажите активность трансаминаз в крови в норме, нарисуйте график изменения активности этих ферментов при инфаркте миокарда;
в) дайте ответ на основной вопрос задачи;
г) назовите другие ферменты, активность которых определяют в крови для подтверждения указанной патологии;
д) перечислите принципы, лежащие в основе энзимодиагностики.
№ 7
При безжелтушных формах гепатита высокочувствительным тестом является повышение в крови активности фермента γ-глутамилтранспептидазы (γ-ГТ), уровень которой возрастает в 10-15 раз по сравнению с нормой (30-50МЕ/л). Объясните диагностическое значение этого фермента.
Для этого:
а) назовите основные свойства ферментов, определение активности которых в крови больных используется для диагностики заболеваний;
б) назовите систему, в работе которой участвует γ-ГТ, объясните ее роль в организме;
в) приведите примеры других ферментов, определение активности которых можно использовать для диагностики патологии печени.
Обмен аммиака,
токсичность и обезвреживание аммиака
№ 8
У больного гриппом ребенка отмечаются головокружение, тошнота, судорожные припадки. Содержание аммиака в крови составляет 1,0 мг/дл. Известно, что вирус гриппа оказывает повреждающее действие на гепатоциты, в том числе подавляя синтез карбамоилфосфатсинтетазы I. Для объяснения молекулярных механизмов развития указанных симптомов:
а) укажите концентрацию аммиака в сыворотке крови в норме;
б) напишите схему основного процесса обезвреживания аммиака в печени, отметьте реакцию, скорость которой снижается при гриппе;
в) перечислите вещества, которые накапливаются в крови больного;
г) опишите механизмы токсического действия аммиака; укажите, для каких клеток токсическое действие NH3 наиболее опасно;
д) предположите, какую диету можно рекомендовать в данной ситуации.
№ 9
У больного с тяжелой формой вирусного гепатита (поражение до 80% клеток паренхимы печени) наблюдалось снижение концентрации мочевины в сыворотке крови до 1,4 ммоль/л (в норме — 2,5—8,4 ммоль/л), с мочой выделялось 16 r/сут (в норме — 25 г/сут). Объясните возможные причины обнаруженных изменений.
|
|
Для этого:
а) напишите схему синтеза основного конечного продукта азотистого обмена, укажите его локализацию в организме и название процесса;
б) назовите вещества, концентрация которых может увеличиться в крови таких больных;
в) укажите симптомы, которые могут сопровождать повышение их концентрации в крови больного, объясните механизмы токсического действия названных веществ;
г) предположите, какие рекомендации можно дать для снижения проявления указанных симптомов.
№ 10
При обследовании новорожденного в его крови была обнаружена высокая концентрация цитруллина. Объясните, каковы причины повторяющейся рвоты и судорожных притыков, наблюдавшихся у этого ребенка.
Для этого:
а) приведите схему процесса, в котором участвует цитруллин;
б) напишите реакцию, которая блокирована при данной патологии;
в) объясните механизмы развития перечисленных симптомов; укажите, как изменится суточное выделение мочевины при этой патологии;
г) объясните причину улучшения состояния больного при малобелковой диете.
№11
При биохимическом исследовании крови и мочи больного обнаружили, что концентрация мочевины в моче составляет 180 ммоль/сут (в норме — 330-580 ммоль/сут), а в крови — 2,0 ммоль/л (в норме — 3,5-9,0 ммоль/л). Предположите, нарушение какого метаболического пути может вызвать такие изменения показателей крови и мочи.
Для этого:
а) напишите схему этого метаболического пути;
б) перечислите возможные причины и последствия его нарушения;
в) укажите, поражение какого органа приводит к таким изменениям;
г) назовите симптомы, которые могут сопровождать данную патологию, объясните механизмы их развития.
№12
При тяжелых вирусных гепатитах у больных иногда развивается печеночная кома, обусловленная токсическим действием аммиака на клетки мозга. Объясните причины гипераммониемии при заболеваниях данного типа.
|
|
Для этого:
а) назовите источники аммиака в организме;
б) приведите схему процесса, нарушение которого в печени приводит к накоплению аммиака в крови;
в) напишите реакции этого процесса, протекающие с затратой АТФ;
г) покажите на схеме реакции, компенсирующие эти затраты.
№ 13
В 1962 году впервые было описано наследственное заболевание семейная гипераммониемия (передается по аутосомно-рецессивному типу). Это заболевание характеризуется стойким увеличением содержания в крови аммиака и снижением содержания цитруллина. Основные клинические симптомы связаны с поражением центральной нервной системы. Объясните молекулярные механизмы развития симптомов данного заболевания.
Для того:
а) напишите реакцию, которая блокирована при данной патологии;
б) перечислите механизмы токсического действия аммиака на центральную нервную систему;
в) укажите, как изменится суточное выделение мочевины при этой патологии;
г) предположите причины улучшения состояния больных после введения глутаминовой кислоты.
Метаболизм АМК
(глико-, кето-, глико-кетогенные АМК)
№14
На изолированных гепатоцитах исследовали синтез глюкозы из аминокислот. Для этого к культуре клеток добавляли различные аминокислоты и регистрировали скорость образования глюкозы. В контрольном опыте (без добавления аминокислот, но с использованием лактата) скорость глюконеогенеза составляла 0,15 мкмоль глюкозы в минуту. При введении в инкубационную среду аланина, пролина и глутаминовой кислоты скорость увеличивалась до 0,17-0,18 мкмоль/мин, а при добавлении лизина или лейцина не изменялась. Объясните полученные результаты.
Для этого:
а) напишите схемы включения названных аминокислот в глюконеогенез;
б) объясните причину различия скорости процесса при использовании разных аминокислот;
в) назовите, к каким группам по использованию углеродного скелета относятся все перечисленные аминокислоты.
№ 15
У группы добровольцев, голодающих более 2 сут, концентрация глюкозы в крови снизилась до 60 мг/дл (3,33 ммоль/л). После введения глутамата и аспартата было обнаружено, что концентрация глюкозы в их крови увеличилась до 130 мг/дл (7,22 ммоль/л). Каковы причины указанных изменений?
Для объяснения полученных результатов:
а) напишите первую реакцию катаболизма Глу и Асп;
б) назовите, к какой группе аминокислот по судьбе безазотистого остатка относятся Глу и Асп;
в) напишите схему использования безазотистых остатков этих аминокислот при снижении содержания глюкозы в крови.