Цели и задачи научно-исследовательской деятельности
2.1 Основной целью НИД студента магистратуры является развитие способности самостоятельного осуществления научных исследований.
2.2 Руководители практик, в том числе НИР, утверждаются приказами ректора в соответствии с «Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы ВО» (Приказ № 97 от 04.05.2018г). Направление научно-исследовательской деятельности студента магистратуры определяется в соответствии с магистерской программой и непосредственно связано с темой магистерской диссертации. Темы НИР утверждаются приказом ректора не позднее двух месяцев после зачисления на обучение. Ответственность за своевременность выхода в свет вышеуказанных приказов несут руководитель образовательной программы магистратуры и заведующий выпускающей кафедрой.
2.3 Задачи НИД:
- становление профессионального научно-исследовательского мышления студентов магистратуры, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;
|
|
- формирование умений использования современных технологий сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных;
- овладение современными методами исследований;
- формирование умений проектирования содержания и реализации образовательных программ в дальнейшей образовательной и педагогической деятельности;
- овладение инновационными образовательными методиками и технологиями;
- обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления, творческого потенциала и профессионального мастерства;
- формирование способности самостоятельно формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
- формирование умений проведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий.
Место научно-исследовательской деятельности при освоении обучающимися основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы магистратуры
3.1 НИР, НИП и ПДП базируются на знаниях, умениях, навыках, приобретенных после прохождения дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана магистерской подготовки, а также дисциплин по выбору.
3.2 Выпускающая кафедра, на которой реализуется магистерская программа, может определять специальные требования к подготовке студентов магистратуры по научно-исследовательской части программы, которые отражаются в рабочей программе дисциплины или практики в основной образовательной программе.
|
|
К числу специальных требований могут относиться следующие:
– владение современной проблематикой изучаемой отрасли знания;
– знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;
– наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой студентом магистратуры;
– умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией);
– умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и др.
3.3 Более детально все компетенции, в формировании которых участвует научно-исследовательская работа (или практика, связанная с научноисследовательской деятельностью), описываются в рабочей программе практики и проверяются инструментами, описанными в фонде оценочных средств по данному типу практики.
Содержание и формы научно-исследовательской деятельности
4.1 Содержание НИД, как правило, определяется кафедрой, реализующей магистерскую программу в соответствии с целями образовательной программы. НИД (и в ее составе НИР) в семестре может быть организована в следующих формах:
– осуществление научно-исследовательских работ в рамках научноисследовательской работы кафедры (сбор, анализ научно-теоретического материала, сбор эмпирических данных, интерпретация экспериментальных и эмпирических данных);
– выполнение научно-исследовательской работы в рамках грантов, осуществляемых на кафедре;
– научные исследования на предприятиях, на которых осуществляется прохождение практик, связанных с научно-исследовательской деятельностью;
– участие в решении проблем научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой в рамках договоров с образовательными учреждениями, исследовательскими коллективами;
– участие в семинарах, мастер-классах, круглых столах по актуальной проблематике;
– участие в конкурсах научно-исследовательских работ (проектов);
– осуществление исследования, в том числе самостоятельного, по актуальной проблеме в рамках магистерской диссертации;
– рецензирование научных статей;
– разработка и апробация диагностирующих материалов;
– участие в научных, научно-практических конференциях, круглых столах, дискуссиях, диспутах, организуемых кафедрой или университетом;
– подготовка тезисов докладов, научных статей и рефератов, аналитических обзоров и др.
4.2 Перечень форм научно-исследовательской деятельности для студентов магистратуры может быть конкретизирован и дополнен в рабочей программе практики в зависимости от направления и специфики магистерской программы.
Сроки проведения и основные этапы научноисследовательской деятельности
5.1 Научно-исследовательская деятельность, в том числе НИР, студентов магистратуры проходит в установленные учебным планом сроки. НИР может быть концентрированной или встроенной в теоретическое обучение. НИП и ПДП проходят, как правило, перед выходом на государственную итоговую аттестацию
(ГИА).
5.2 Обязательным требованием является разработка и заполнение на каждым обучающимся в течение 1 месяца c момента начала обучения в магистратуре документа «План учебной работы и практики студента магистратуры» (Приложение А). Этот документ разрабатывается и заполняется обучающимся совместно с научным руководителем на ближайший семестр (для очной формы обучения) или год (для заочной формы), оформляется в двух экземплярах, подписывается и хранится один экземпляр на выпускающей кафедре в соответствующем номенклатурном деле, второй — у обучающегося. Тема научно-исследовательской работы должна быть утверждена приказом ректора по выпускающей кафедре, с которым под роспись ознакомляются все студенты магистратуры. Изменение темы магистерской диссертации осуществляется в срок не позднее четырех месяцев до защиты по заявлению обучающегося при согласовании с научным руководителем и руководителем образовательной программы магистратуры, утверждается ректором университета («Положение о магистерской диссертации» приказ №185 от
|
|
19.11.2015).
5.3 При составлении документа «План учебной работы и практики студента магистратуры» (далее План) и заполнении раздела II рекомендуется ориентироваться на мероприятия, указанные в приложениях Б и В. В Плане должны быть отражены рекомендуемые для получения в ходе промежуточной аттестации оценки по дисциплине «Научно-исследовательская работа» мероприятия или виды работ (для тех студентов, у которых в учебном плане эта дисциплина присутствует) и дополнительные, учитываемые при подсчете индивидуального суммарного рейтинга студента магистратуры. Рекомендуемые мероприятия или виды работ описаны для каждого семестра и формы обучения в Приложении Б. Таблица дополнительных баллов, начисляемых за научные достижения студентам магистратуры, размещена в приложении В.
5.4 Зачет по НИР (в соответствии с учебным планом) проводится на заседании кафедры в присутствии научных руководителей студентов магистратуры, руководителя образовательной программы и (или) заведующего выпускающей кафедрой. Каждый аттестуемый студент магистратуры готовит отчет и делает доклад о текущем состоянии, перспективах и выполнении запланированных научных мероприятий или видов работ за отчетный период (для студентов очной формы обучения — за прошедший семестр, для заочной — за год). Подтверждающие документы (статьи, материалы конференций, доклады, презентации и пр.) к моменту отчета должны быть отсканированы и загружены в «Портфолио студента» в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) ДГТУ в соответствующие разделы. Результаты по научно-исследовательской работе размещаются в разделе «НИР в семестре». Научный руководитель студента магистратуры проверяет выполнение всех мероприятий, проставляет баллы для формирования ведомости по дисциплине «НИР» и для подтверждения дополнительных баллов.
|
|
5.5 Согласно «Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы ВО» (Приказ № 97 от 04.05.2018г), все отчеты по практикам (в том числе по НИР) должны быть оформлены по соответствующей форме (см. Приложение Г). Все запланированные мероприятия и виды работ из раздела II Плана перечисляются в разделе «Дневник прохождения практики». В соответствующей графе проставляется оценка руководителя. Отчет студента по данной форме сдается руководителям практики, в случае НИР — научным руководителям, утвержденным приказами ректора. Сканированные копии отчетов по практике с подписями руководителя загружаются в «Портфолио студента» в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) ДГТУ в соответствующие разделы.
5.6 Промежуточную аттестацию по научно-исследовательской и преддипломной практикам проводят руководители практики из числа ППС выпускающей кафедры, назначаемый приказом ректора. Оценка за научно-исследовательскую практику выставляется в семестре, в котором она проводится согласно учебного плана; оценка за преддипломную практику выставляется на последнем семестре обучения (для студентов заочной формы на последнем году).
Зачет по научно-исследовательской практике или преддипломной практике проставляет руководитель практики после предоставления отчета обучающегося и его загрузки в «Портфолио студента» в раздел «Мои проекты» — «Практики». Ведомость на практику становится доступной для заполнения со стороны преподавателя только после загрузки отчета в систему.
5.7 Последний семестр обучения (для заочной формы обучения — год обучения) посвящается завершению работы и написанию магистерской диссертации. В течение этого семестра (для очной и очно-заочной формы обучения) студент магистратуры должен доработать, отредактировать текст первой и второй главы, уточняя теоретико-методологические и методические элементы научной новизны, а также подготовить текст третьей главы диссертации, которая обычно содержит направления и механизмы совершенствования изучаемого объекта. В конце завершающего семестра обучения студенты дорабатывают третью (последнюю) главу магистерской диссертации и, тем самым, завершают написание выпускной квалификационной работы. Результатами прохождения НИР, ПДП и НИП (для студентов, в учебном плане которых они присутствуют) является составление итогового отчета по теме магистерской диссертации. Тематика заданий на научноисследовательскую и преддипломную практики должна соответствовать теме магистерской диссертации. Структура и содержание отчетов по практикам регламентируются соответствующими методическими указаниями, являющихся обязательной составной частью образовательной программы. По итогам прохождения практик руководители указанного вида практики оценивают проведенную работу, принимают и подписывают отчеты и выставляет оценки. Все результаты и отчеты загружаются в «Портфолио студента».
из 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ДГТУ)