Финансовый капитал. Вывоз капитала

План:

 

1. Закономерности возникновения монополистического капитализма.

2. Концентрация производства и централизация капитала.

3. Формы монополистического капитала.

4. Монополия. Антимонопольное законодательство.

5. Концентрация и централизация банковского капитала.

6. Формы сращивания банковского и промышленного капитала.

7. Вывоз капитала.

 

Закономерности возникновения монополистического

                               капитализма

 

Экономический строй буржуазного общества, основанный на крупном машинном производстве, просуществовал как капитализм свободной конкуренции сравнительно недолго: в большинстве капиталистических стран, как уже говорилось, менее 100 лет. На рубеже Х1Х-ХХ веков произошла его смена монополистическим капитализмом.

Бурное развитие производительных сил в конце Х1Х века, связанное с быстрым ростом капиталистических отраслей тяжелой промышленности, огромным железнодорожным строительством, переходом промышленности от века пара к веку электричества, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам Х1Х века предприятий, к развитию капиталистической собственности и появлению ее акционерной формы. Все это проложило дорогу к капиталистической монополии – к той форме капитала, которая и нынче является господствующей в капиталистическом обществе, образует основу империалистической стадии капитализма.

Анализ новой стадии развития капитализма дан В.И.Лениным. Его работа «Империализм, как высшая стадия капитализма» фактически стала продолжением «Капитала» К.Маркса. В ней были обобщены новейшие для того времени явления в развитии капитализма. В.И.Ленин определил и сформулировал основные признаки этой стадии:

«1.Концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни.

2.Слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого «финансового капитала» финансовой олигархии.

3.Вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение.

4.Образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и

5.Закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами. (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.27,с.386-387).

 

  Концентрация производства и централизация капитала.

                        Акционерные общества

 

Тенденция к монопольному господству заложена в самой природе капитала. Но реальные условия для ее практического осуществления сложились лишь к концу Х1Х века на основе достигнутой тогда высокой степени концентрации производства. В свою очередь, последняя получила сильный импульс от ускорения научно-технического прогресса, производственного освоения новых технических открытий и достижений.

О росте концентрации производства на крупных и крупнейших предприятиях можно судить, в частности, по следующим данным. Менее одной сотой доли (0,6 %) всего числа промышленных предприятий (с 1000 и более занятых) в начале 80-х годов сосредотачивали в США 27 % всей наемной рабочей силы и 34 % производства. Аналогичная картина сложилась и в других главных капиталистических странах.

Га определенном этапе высокая степень концентрации производства неминуемо ведет к тому, что основная его доля приходится на ограниченное количество крупных предприятий.

При переходе к монополистическому капитализму преобладающей формой капиталистических единиц становятся акционерные общества. Это предприятия, капитал которых образуется объединением многих индивидуальных капиталов и личных сбережений посредством выпуска акций – ценных бумаг, каждая из которых дает право на получение определенной части дохода акционерного общества (дивиденда) и на участке в управлении им. Капиталистическая собственность принимает здесь ассоциированную (коллективную) форму.

Первые акционерные общества возникли еще в ХУП веке в период первоначального накопления капитала (английская Ост-Индская компания в 1600 г., голландская Ост-Индская компания 1602 г.). Как единичные явления они обнаруживаются еще в эпоху домонополистического капитализма. Но их массовое создание началось в последней трети Х1Х века в отраслях, где требовался значительный размер авансируемого капитала, а его оборот, напротив, был медленным (тяжелая промышленность, строительство железных дорог и т.п.). Ни один капиталист не мог даже с помощью заемных средств организовать в этих отраслях собственное предприятие. Только объединившись в акционерное общество, группа капиталистов получала такую возможность. Акционерные общества, следовательно, явились важнейшей формой централизации индивидуальных капиталов.

В капиталистических странах акционерные общества независимо от их размеров получили название корпораций. В ХХ веке они заняли господствующее положение в экономике развитых капиталистических государств. Так, в 1983 г. в США насчитывалось более 15 млн. предприятий различных видов – от мелких мастерских до гигантских компаний. Среди них корпораций было около 3 млн., т.е. примерно 20м %. На их долю приходилось более 90 % валового дохода всех предприятий страны. Причем и среди самих корпораций дифференциация очень велика: лишь 16 % имели валовой доход свыше 1 млн. долл. Но эти корпорации-«миллионеры» получали 92 % валовых доходов всех корпораций.

 

              Формы монополистического капитала

 

В образовании монополистических союзов решающую роль сыграла централизация капитала в руках крупных корпораций. Первоначально преобладало образование монополистических объединений в рамках одной отрасли (первые два десятилетия ХХ века). В результате возникли отраслевые монополии в виде картелей, синдикатов и трестов. Картели – это соглашения между самостоятельными предприятиями отрасли о ценах, обмене сбыта, доле каждого участника в общем объеме производства, обмене патентами и т.п. Они представляли собой низшую форму монополистических объединений капитала. Синдикаты выражали уже более высокую ступень монополизации. В них предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяли свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции. Высшей формой промышленных монополий начала ХХ века стали тресты, в которых полностью объединяются и сбыт, и производство, и финансы предприятия.

В зависимости от уровня концентрации производства, централизации капитала и других конкретных условий различные формы монополистических союзов капиталистов получили разную степень распространения в отдельных странах. Так, картели заняли ведущее положение в экономике Германии, синдикаты – Франции и России, тресты – США.

С 20-х годов в США, а затем и в других капиталистических странах все большую роль в процессах концентрации и централизации играет вертикальная интеграция, или комбинирование, - объединение в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. Наиболее яркий пример – организация производства в рамках единого технологического процесса (от добычи сырья, его переработки до выпуска готовой продукции и послепродажного обслуживания потребителей). Такого рода монополии-комбинаты возникли в металлургической, химической, автомобильной, пищевой, машиностроительной и ряде других отраслей промышленности.

Вертикальная интеграция является частью общего процесса диверсификации – проникновение капитала данной корпорации в другие отрасли. Начавшись со смежных или близких по технологии отраслей, диверсификация впоследствии распространялась и за их пределы. Создавая благоприятные перемещения капитала из одной отрасли в другую, она повышает устойчивость фирмы во время экономических кризисов, которые, как правило, с разной силой поражают разные отрасли экономики. Диверсификация может осуществляться на базе и концентрации, и централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство за счет собственных накоплений, во втором – приобретает уже существующую там фирму (точнее, ее акции).

На базе диверсификации складываются концерны – крупные многоотраслевые корпорации, которые постепенно становятся ведущей формой промышленных монополий. В их состав входят уже десятки и сотни предприятий, относящихся к разным отраслям и нередко расположенных во многих странах капиталистического мира. Это укрепляет производственные позиции концернов и повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно использовать ресурсы (мощности, научно-технический потенциал, рабочую силу, расходы на рекламу и т.д.). В числе 200 крупнейших фирм США доля многоотраслевых концернов к концу 70-х годов достигла 96 % по сравнению с 51 % в 1969 году и 24 % в 1949 году.

В США и ряде других капиталистических стран процесс перерастания трестов в концерны был ускорен так называемым антитрестовским законодательством, наложившим запрет на стопроцентную монополизацию отрасли одной корпорацией (трестом).

Процесс диверсификации, развернувшийся в 80-е годы, связан с глубокой структурной перестройкой экономики на современном этапе НТР. На первый план вышла централизация капиталов: слияния и поглощения достигли рекордного уровня. В США объем сделок по слияниям и поглощениям увеличился с 12 млрд. долл. в 1975 г. до 200 млрд. долл. в 1985 г.; в Англии – соответственно с 9,5 млрд. ф. ст. до 7,1 млрд. В ФРГ число слияний возросло за это время примерно в два раза. В США в результате слияний и поглощений с 1980 по 1986 гг. из 500 крупнейших промышленных корпораций выбыло 92. Только за 1983-1986 гг. в этой отрасли из рук в руки перешло 12200 фирм и их филиалов с активами около 500 млрд. долл. или 20 % общей стоимости акционерного капитала, зарегистрирована целая серия миллиардных слияний.

Для новой и самой мощной в истории капитализма волны централизации капитала характерны две особенности: во-первых, с помощью этих поглощений и слияний осуществляется перелив капиталов концернов в наукоемкие и перспективные отрасли; во-вторых, слияния и поглощения идут в основном в рамках монополистического сектора, борьба разворачивается прежде всего между монополистическими гигантами. В результате происходит крупномасштабная реорганизация в структуре монополистических концернов.

 

Монополия и антимонопольное законодательство

 

Смена капитализма свободной конкуренции господством монополий вовсе не означает исчезновения конкуренции вообще. Монополия и конкуренция всегда находятся в диалектическом единстве. «В практической жизни, - отмечал К.Маркс, - мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию… Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу».

По сути дела, перед каждым из них возникает альтернатива: либо ориентироваться на развертывание изнурительной конкуренции с другими капиталистами в отрасли, либо идти на согласование с ними важнейших направлений своей производственной и рыночной деятельности. Первая возможность связана с серьезным риском, огромными затратами; вторая более приемлема и реальна. Поэтому понятна объективная обусловленность появления целой системы разного рода союзов, сговоров и соглашений о совместной производственной деятельности и в особенности о единой рыночной стратегии: об уровне цен, дележе рынков сбыта и источников сырья, регулировании условий оплаты труда и т.д.

В условиях капитализма свободной конкуренции подобная альтернатива просто невозможна. При огромном числе самостоятельных предприятий в каждой отрасли и отсутствии явного превосходства одного предприятия над другим законом их осуществления и выживания была конкуренция друг с другом. В рассматриваемый же период возникает не только возможность, но и необходимость согласования выпуска и сбыта продукции ведущими производителями.

В основных отраслях производства обстановка коренным образом изменяется. Свободная конкуренция между десятками и сотнями равноправных капиталистических предприятий уступает место господству немногих крупных и крупнейших предприятий, вступающих друг с другом в различного рода соглашения и союзы. Капитал стал приобретать монополистические черты, а капитализм – превращаться в монополистический капитализм. Образование монополистического капитала, явившись закономерным результатом процесса концентрации производства и централизации капитала, означало не просто количественное расширение господства капиталистических производственных отношений, а их существенное качественное изменение.

С завоеванием монополиями господства, однако, существенно изменяется сам характер конкуренции. Свободная конкуренция раздробленных и ничего не знающих друг о друге капиталистов уходит в прошлое. Решающее же значение приобретает конкуренция между крупными концернами в рамках целых отраслей, национальных хозяйств и даже в масштабе всего мирового капиталистического хозяйства. Гигантские экономические комплексы несравненно глубже, нежели небольшие фирмы прошлого столетия, втянуты в систему национального и международного разделения труда.

Монополии производят приблизительный учет рынков сбыта, источников сырья, ресурсов, капитала и рабочей силы, технических возможностей; используют для этого обширную статистическую информацию, систему отраслевых и микроэкономических моделей. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований и опытных конструкторских разработок (НИОКР), подготовки кадров и т.д. Большинство концернов прибегает не только к краткосрочному, но и к среднесрочному, а в некоторых сферах хозяйственной деятельности - и к долгосрочному (более 5 лет) планированию.

Объектом целенаправленного воздействия при этом оказываются многообразные «стыки» хозяйственных операций, осуществляемых различными подразделениями концерна, соотношения между спросом и предложением, складывающиеся на национальных и мировых рынках. По некоторым подсчетам, от 2/3 до 4/5 всех товаров, поступающих на мировой капиталистический рынок, производится на основе предпринимательских соглашений между производителями и потребителями.

Но в этой своей деятельности монополии неизбежно вступают в отношения конкуренции между собой. Особой остротой отличается в настоящее время борьба на мировом рынке. Например, американские концерны, выпускающие автомобили, электронику и некоторые другие товары, не смогли предотвратить массированного вторжения на «свои» рынки продукции японских фирм. Особенно примечательно, что в последние годы японские компании развернули производство товаров непосредственно на территории США. В свою очередь, американские концерны стремятся резко усилить свои позиции в различных регионах капиталистического мира.

В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов производства и росту цен. С другой стороны, монополизация всегда связана с масштабами производства, что ведет к снижению средних издержек производства и к экономии ресурсов. В целях ограничения производства государство принимает определенные законы. Они направлены с целью предупредить проявления антиконкурентного поведения монополий, эффективного использования больших объемов производства.

Антимонопольное законодательство – законодательство, которое направлено против образования в обществе монопольной власти.

Примеры антимонопольного законодательства:

Антитрестовское законодательство США: Закон Шермана (1890 г.), закон Клейтона (1914 г.), закон Уилерра Л.И. (1938 г.) и др.

Антимонопольное законодательство принято и в других странах.

Антимонопольное законодательство Украины: «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992 г.), «Об антимонопольном комитете Украине» (1993 г.).

 

        Концентрация и централизация банковского капитала

 

В условиях домонополистического капитализма связи банков и промышленных предприятий не отличались высокой устойчивостью: выбор кредитора или заемщика происходил на основе свободной конкуренции. Уровень концентрации денежного капитала в отдельных банках был относительно низок. Ссудный капитал играл скромную роль агента промышленного капитала, его части, хотя и обособившейся.

Изменения, происходящие под влиянием концентрации и централизации в сфере производства капитала, вызвали соответствующие процессы и в банковской деятельности. Крупным корпорациям нужны и крупные кредиторы. Усиливается концентрация банковского капитала. На смену мелким специализированным банкам приходят банковские монополии. Но рост крупных монополий явился одновременно и отражением, и активным фактором концентрации и централизации промышленного капитала. Поглощение и слияние крупных корпораций на практике почти никогда не обходится без участия банков.

С концентрацией денежного капитала в банках коренным образом изменилось и их значение. Они получают возможность в существенной, а зачастую и в решающей степени влиять на хозяйственное развитие промышленных и иных корпораций, превращаются в расчетно-кредитные центры национальных экономик. Банковский кредит играет важную роль в процессе финансирования воспроизводства, то есть образования денежного капитала, необходимого капиталистическому предприятию для непрерывного возобновления производства, а также для его расширения.

Современные банки превращаются в универсальные кредитные комплексы (своего рода «финансовые универмаги»), которые могут вести дела как с корпорациями, так и с индивидуальными клиентами, совершая много миллиардные сделки, оплачивая счета десятков и сотен предприятий, тысяч и тысяч индивидуальных клиентов. Банки финансируют покупки товаров, играя тем самым важную роль в ускорении оборачиваемости материальных запасов. Ныне в деятельности банков получает распространение такая форма, как финансовый лизинг, то есть финансирование банками аренды оборудования (особенно новой дорогостоящей техники). Аккумулируя и распределяя денежный капитал, они способствуют мобильности финансовых ресурсов.

Банковский кредит в корне изменил характер расчетов на рынке потребительских товаров. Прошло и то время, когда банки с презрением относились к кредитованию мелких заемщиков. Теперь это огромный рынок. По потребительскому кредиту уплачиваются самые высокие проценты. В этом отношении он может быть сопоставлен лишь с ипотечным кредитом, то есть кредитом под залог недвижимости. Только на погашение долгов по потребительскому и ипотечному кредиту населения США расходует ежегодно до 23 % своего чистого (за вычетом налогов) годового дохода.

Здесь много нововведений. Получили массовое распространение удобные и на первый взгляд необременительные покупки в кредит с помощью кредитных карточек, в которых участвует 10 тыс. банков. Эти системы охватывают свыше 70 млн. потребителей. Потребительский кредит обернулся для многих семей настоящей кабалой.

В 1970-1980 годы в материальной базе капиталистической кредитной системы наблюдался интенсивный технический прогресс, особенно в виде внедрения новых средств вычислительной техники и связи. Сейчас без использования компьютеров немыслимо функционирование даже сравнительно небольшого по размеру кредитного учреждения. Компьютеризация охватывает широкий круг кредитных операций. Многообразная деятельность кредитной системы способствует повышению эффективности капиталистического производства.

Современная банковская система развитых капиталистических стран состоит из большого числа специализированных финансово-кредитных учреждений: собственно банки (коммерческие, инвестиционные и ипотечные); сберегательные и страховые компании; частные и государственные пенсионные фонды; доверительные фонды; брокерские фирмы и др. В последние десятилетия острая конкуренция между финансово-кредитными учреждениями ведет к определенному размыванию их специализации, к выполнению многими из них все большего числа функций по кредитованию и обслуживанию клиентуры.

Банки играют решающую роль на рынке ценных бумаг. На этом рынке обращаются специфические товары – ценные бумаги, представленные акциями и долговыми обязательствами.

Акции служат средством привлечения денежных капиталов при учреждении новых корпораций, а также используются в качестве дополнительного источника для финансирования капиталовложений.

Курс акций определяется, с одной стороны, тем, что это ценные бумаги, приносящие ее владельцу определенный доход, с другой стороны, что это и право на собственность и управление корпорацией. Согласно этому курсу осуществляются акты купли-продажи акций. Исчисление курса акций проводится из того, что он прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален норме ссудного процента. Если номинальная стоимость акции равна 100 долл., дивиденд на нее определен в 9 долл., а норма ссудного процента – 3, курс данной акции окажется равным 300 долл.

Более сложным и неоднозначным является влияние на курс акций права на собственность. Как показывает капиталистическая практика, рыночный курс акций крупных корпораций при всех его колебаниях обычно выше рассчитанного по дивиденду и проценту.

Капитал, представленный в акциях, облигациях и других ценных бумагах, обращающихся на фондовой бирже, получил название фиктивного. Разница между размерами фиктивного капитала и действительного (реального) капитала составляет учредительскую прибыль. Она стала крупным источником доходов для капиталистов – учредителей корпорации и особенно банков, которые как посредники при эмиссии акций присваивают значительную долю этой прибыли.

Наряду с акциями существуют и другие виды ценных бумаг – долговые обязательства с фиксированным доходом, не дающие право собственности. Среди них – облигации, которые выпускаются капиталистическими фирмами для финансирования вложений в основной капитал.

 

Формы сращивания банковского и промышленного капиталов

 

 Параллельно с повышением роли банков в экономике развиваются новые формы отношений и связей банков, с одной стороны, и промышленных концернов с другой стороны. Помимо собственно кредита и обусловленных им взаимоотношений эти формы связей включают систему участия в капитале, личную унию, управление капиталами по доверенности и т.д. Формы и характер этих связей банков с промышленностью раскрывают суть финансового капитала.

Решающее значение имеет система участия в капитале – владение промышленными и банковскими корпорациями, акциями друг друга. При распределении акций среди тысяч и даже десятков тысяч мелких акционеров для реального контроля над той или иной корпорацией иногда достаточно владеть всего лишь 5-20 % всей выпущенной суммы акций. Многоступенчатая система владения крупными пакетами акций позволяет опутывать сетью финансовой зависимости целые сферы экономики.

В связи с распылением акционерной собственности в США среди миллионов мелких акционеров основными центрами контроля над ней выступают:

1/ директорат соответствующих корпораций, в руки которого многочисленные мелкие акционеры передают так называемое поручительство на голосование;

2/ трастовые отделы крупнейших банков, которые управляют акциями «по доверенности»;

3/ пенсионные фонды корпораций и компании по операциям с ценными бумагами.

В Японии, где массовое владение акциями не получило такого распространения, как в США, основными держателями акций друг друга являются сами крупнейшие корпорации.

Составляющее ядро экономики США 100 крупнейших промышленных, финансовых и иных корпораций централизуют 20 % активов всех корпораций страны. Причем шесть финансовых корпораций – три крупнейших нью-йоркских банка («Морган Гэрэнти Траст», «Сити Бэнк», «Бенкерс Траст»), инвестиционная компания «Кэпитэл групп», страховые компании «Прудиншел Иншуренс» и ТИАА/КРЭФ – контролируют 14 % акций этих 100 крупнейших корпораций.

Развитие системы участия приводит к сращиванию банковских и промышленных корпораций.

Система участия в капитале дополняется личной унией банкиров и промышленников. Она широко распространена. Ее наиболее важной формой являются так называемые пересекающие директораты, когда представители одной корпорации входят в директораты других и в свою очередь предоставляют им места в собственном директорате.

Чрезвычайно важное значение имеет тот факт, что между промышленными корпорациями и кредитными учреждениями существуют устойчивые долговременные деловые связи. Банки и другие кредитные учреждения предоставляют своим постоянным клиентам различные займы на льготных условиях (в частности, не более низкой ставки процента), помогают корпорациям распродавать новые выпуски их ценных бумаг.

Основной формой финансового капитала выступает финансовая группа. Она представляет собой объединение банковских, промышленных и других фирм на базе системы участий, личной унии, долгосрочных финансовых отношений и других форм связей.

В рамках финансовой группы достигаются определенная координация экономической деятельности различных предприятий, перераспределение аккумулированного в банковском звене ссудного капитала, относительная устойчивость накопления капитала – и все это во имя частных интересов монополистов.

Для развития финансовых групп в последнее время характерны две тенденции. Первая – консолидация, стремление к большей организационной оформленности (типична для Японии, Италии, Франции). Вторая – размывание, расширение границ и взаимопроникновение существующих групп (характерна для США, Великобритании).

Первоначально финансовые группы имели семейно-династический характер: Морганы, Рокфеллеры, Дюпоны, Ротшильды и т.д. И в настоящее время есть финансовые группы, в которых потомки основателей прямо или косвенно владеют контрольными пакетами акций ключевых корпораций, входят в советы директоров. Возникают и новые семейные группы. Но основная тенденция состоит все же в том, что финансовые группы «обезличиваются» становятся анонимными.

В настоящее время в США, по различным данным, существуют около 20-30, в Японии – 6, в Германии – 6, в Италии – 4, во Франции – 9 финансовых групп. Они играют важнейшую роль в хозяйственной жизни. Так, например, в США 8 таких групп контролируют активы, равные 1400 млрд. долл., что превышает 20 % активов всех промышленных и финансовых фирм страны.

Господство финансового капитала в экономической и политической жизни страны современного капиталистического общества олицетворяет так называемая финансовая олигархия -–капиталистическая элита, к которой относятся верхушка монополистической буржуазии, а также высшие менеджеры ведущих корпораций. Основные признаки принадлежности к финансовой олигархии – высокий доход, владение крупными пакетами ценных бумаг, а на этой базе – контроль и управление деятельностью компании.

Возрастающую роль в структуре финансовой олигархии играют крупные менеджеры. Отличия менеджера от капиталиста-собственника все более стираются. Это касается как уровня и источников дохода, так и роли в управлении корпорациями. Сегодня президент (высший управляющий) крупного американского банка получает в среднем 300 тыс. долл. ежегодно. В США в середине 80-х годов насчитывалось около 150 менеджеров, имеющих годовой доход свыше 1 млн. долл. Для сравнения скажем, что в 1985 году средний личный доход на душу населения в США равнялся примерно 13,5 тыс. долл.

 

                                  Вывоз капитала

 

Монополистический капитализм немыслим вне определенной системы мирохозяйственных отношений. Переход к монополистическому капитализму в небольшой группе развитых капиталистических государств в конце Х1Х – начале ХХ века ознаменовал завершение образования мирового капиталистического хозяйства. Оно было подготовлено всем предшествующим развитием.

Становление капитализма свободной конкуренции шло как бы по двум основным направлениям: во-первых, по линии развития «вглубь», то есть роста капиталистического производства и национальных рынков в сравнительно немногих экономически развитых странах; во-вторых, по линии развития «вширь», и прежде всего посредством распространения господства горстки буржуазных государств на все новые страны и территории.

С наступлением господства монополий и финансового капитала эти тенденции в неизмеримой степени усилились и укрепились. Главными факторами в развитии мирохозяйственных связей стали вывоз капитала, выход национальных монополий за пределы данной страны, образование международных монополий и экономический раздел мира между ними. Важную роль в этом процессе сыграл и территориальный раздел мира, захват свободных, незанятых земель и превращение их в колонии империалистических держав. В результате сложилось современное мировое капиталистическое хозяйство, основанное на глубоком международном разделении труда. Сформировался, по сути дела, новый мировой    рынок товаров и капитала, сырья и энергии, рабочей силы, научно-технической информации.

Вывоз капитала – один из характерных признаков империализма. Подчеркивая значение этого явления, В.И.Ленин указывал, что вывоз капитала стал типичной чертой международных экономических отношений монополистического капитализма, тогда как для капитализма свободной конкуренции был типичен вывоз товаров. Благодаря монопольному положению в мире немногих богатейших стран в них возник громадный «избыток» капитала, который ищет поприща для прибыльного положения. Конечно, этот избыток – явление относительное. Избыточным капитал становится не потому, что вообще нет сфер для его приложения. Он мог бы быть применен, например, для преодоления бедности и необеспеченности существования значительных слоев населения даже в главных странах капитализма, не говоря уже о развивающихся государствах. Но такие мотивы чужды монополистическому капиталу, преследующему только одну цель: получение монопольной прибыли.

Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательского капитала (вложения в промышленность, сельское хозяйство, торговлю и т.д.) и ссудного капитала (в виде займов). В течение первых десятилетий ХХ века самую высокую норму прибыли приносили вывоз капитала в колонии и полуколонии. «В этих отсталых странах, - писал В.И.Ленин, - прибыль обычно высока, ибо капиталов мало, цена земли сравнительно невелика, заработная плата низка, сырые материалы дешевы».

Вывоз капитала стал главным средством распространения господства финансового капитала на весь мир. Благодаря вывозу капитала началось проникновение монополий ведущих капиталистических держав также в экономику политически независимых стран, что позволило экономически эксплуатировать эти страны даже без их прямого политического закабаливания. При господстве монополий, как неоднократно указывал В.И.Ленин, экономическая «аннексия» вполне осуществима без политической и встречается постоянно. Особенно важное значение имеет вывоз капитала в форме прямых частных инвестиций (вложений капитала в создание за границей собственного производства или покупки контрольного пакета акций местной компании), позволяющих монополиям непосредственно захватывать наиболее важные и прибыльные отрасли экономики зависимых стран.

Вывоз капитала способствовал появлению и другой тенденции – к ускоренному, но зависимому, однобокому развитию капиталистического производства в отсталых странах. Вместе с тем вывоз капитала был и остается важнейшим средством стимулирования вывоза товаров за границу, чем в немалой степени содействовал и содействует расширению капиталистического производства.

После второй мировой войны многие тенденции развития вывоза капитала существенно изменились: большая его доля уже направляется из одних развитых капиталистических стран в другие; значительную роль стал играть экспорт капитала в форме государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

 

 

Тема 13 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРУЕМОГО

                                          КАПИТАЛИЗМА

                                                           План:

 

1. Перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм.

2. Основные формы ГМК.

3. Государственно-монополистическая собственность.

4. Государственно-монополистическое регулирование экономики.

5. Государственное перераспределение национального дохода.

6. Монопольная прибыль и ее источники.

7. Монопольные цены и государство.

 

 

Теорию государственно-монополистического капитализма создал В.И.Ленин. Ему принадлежит и термин: «ГМК». Он установил, что развитие буржуазного общества шло от капиталистической свободной конкуренции к империализму, от монополий к государственно-монополистическому капитализму. ГМК начал складываться параллельно с возникновением империализма.

ГМК – это монополистический капитализм, для которого характерно соединение силы капиталистических монополий с силой буржуазного государства. Это положение характеризует политический смысл этого соединения. Современное расширенное воспроизводство, обеспечение все возрастающей прибыли монополий невозможно без активного вмешательства буржуазного государства в экономику. Современное буржуазное государство представляет собой мощную экономическую силу.

Крупнейшие национальные и межгосударственные монополии, хозяйственная деятельность которых охватывает не только национальный, но и межнациональный рынок, использует государство для вмешательства в процесс капиталистического воспроизводства в своих целях, для усиления своего экономического и политического могущества.

Буржуазное государство концентрирует в себе мощную экономическую силу и как организация господствующего класса капиталистов защищает общие интересы монополистической буржуазии.

В современных условиях возникают новые формы сращивания силы государства с силой монополий. Представители монополистических объединений непосредственно участвуют в работе правительственных органов, все больше переплетаются частные и государственные монополии; те и другие становятся звеньями хозяйственной машины ГМК, создается сложная государственная система регулирования экономики и т.п.

Возникновение этих новых форм переплетения силы государства с силой монополий характеризует продолжающийся процесс перерастания монополистического капитализма в ГМК.

Буржуазные теоретики утверждают, что на смену старому капитализму пришел неокапитализм, который отличается динамичностью и социальной гармонией и якобы государственное воздействие на экономику ведет к искоренению злоупотреблений и недостатков пассивного капитализма. При этом диапазон в определении характера современного капиталистического общества весьма велик: от признания, что это все же капиталистическое общество, до заявления, что оно уже «перешагнуло социализм».

Экономической основой ГМК служит повышение уровня обобществления экономики (монополизация), усиление основного противоречия капитализма – между общественным характером производства и частнокапиталистической формой правления.

В огромной мере этому способствует научно-техническая революция. Она делает необходимым постоянное увеличение размеров применяемого капитала и рост масштабов производства. Неизбежно идет централизация капитала. Но для этого процесса необходимым становится активное участие в этих процессах государства.

Монополии все больше перекладывают на государство функцию создания и расширения инфраструктуры (транспорт, дорожное строительство, электростанции, связь и т.д.), без чего невозможно функционирование современного производства.

На государство возлагаются расходы для поддержания убыточных отраслей производства (судоходство, ж.д. транспорт). Острая конкурентная борьба между монополиями на мировом рынке вызывает необходимость финансирования и поддержки буржуазным государством внешнеэкономической экспансии монополий. С целью повышения конкурентоспособности монополий на внешних рынках государство стремится совершенствовать отраслевую структуру экономики, всемерно стимулируя развитие новейших, наиболее наукоемких производств.

Распад колониальной системы создал новую обстановку. Государства и монополии посредством государственно-монополистических мероприятий стремятся сохранить и упрочить в развивающихся странах новые формы экономического и политического господства.

Целью ГМК является обеспечение монополистическому капиталу все возрастающие прибыли, сохранение господства капитала в развивающихся и зависимых странах, превращении их в сырьевые придатки.

 

                                  Основные формы ГМК

 

Соединение силы монополий с силой буржуазного государства в единый механизм реализуется путем использования монополистическим капиталом буржуазного государства для вмешательства в процесс воспроизводства общественного капитала на всех его фазах: производства, распределения, обмена и потребления.

Исходя из этого можно выделить такие основные направления или формы, которые характерны для развития ГМК в современных условиях.

1.Во всех развитых капиталистических странах растет роль государства как предпринимателя.

2.Государство влияет на отношения распределения не только путем прямого программирования экономического развития принадлежащих ему предприятий, но и косвенным воздействием на всю экономику посредством распределения и перераспределения национального дохода через госбюджет, кредитно-денежную политику, регулирование цен и т.п.

3.Государство обеспечивает привилегированный рынок для монополий, выступая в роли потребителя существенной доли производимого в стране общественного продукта и услуг.

4.Буржуазное государство широко используется представителями монополистического капитала для финансирования и поддержки его экономической экспансии, в том числе и для финансирования и поддержки политики неоколониализма.

5.Правительства буржуазных государств вместе с представителями монополистического капитала своих стран участвуют в создании всевозможных международных союзов и соглашений, а также в развитии капиталистической интеграции как инструмента борьбы за экономический передел мира.

6.Дальнейшее развитие личной унии между представителями монополистических объединений и представителями буржуазных государств.

 

           Государственно-монополистическая собственность

 

Она возникла двумя путями:

а) в результате создания предприятий за счет государственного бюджета;

б) в результате национализации отдельных предприятий и целых отраслей хозяйства. Национализация, как правило, осуществляется путем выкупа предприятий или приобретением части акций монополистических предприятий.

Как правило, буржуазное государство национализирует предприятия, которые находятся на грани банкротства. Это способствует переливу капитала частных монополий из убыточных в прибыльные.

В результате национализации государственная собственность буржуазных государств составляет весомую долю: США – 32,4 %; Германия – 21,7 %; ФРГ – 24,9 %; Япония – 27,1 %; Италия – 36,5 %; Англия – 45,* %.

Государственно-монополистическая собственность тесно переплетается с собственностью частных монополий. Взаимное приобретение акций государством и монополиями позволяет превращаться в предприятия типа смешанного государственно-частного владения.

Государство участвует в инвестиционной деятельности частных монополий в форме субсидий, льготных кредитов, снижения налогов по новым капиталовложениям. Одновременно оно затрачивает крупные суммы на расширение и модернизацию собственных предприятий.

Государство является также крупным продавцом товаров и услуг. Существует также и частная немонополистическая собственность. Однако она существенной роли не играет и усиливается подчинение их монополистическому капиталу.

 

     Государственно-монополистическое регулирование

                                      экономики

 

Важнейшим проявлением ГМК выступает государственное регулирование экономики. Оно может быть прямым и косвенным. Воздействие на экономику со стороны государства осуществляется путем бюджетно-кредитной политики, налоговой политики, субсидированием отдельных монополий и отраслей, влиянием на учетную ставку процента, политикой ускоренной амортизации, снижением подоходного налога на прибыль и т.д.

Так, при формировании расходной части бюджета правительство стимулирует развитие тех или иных монополий или отраслей. Значительное место занимает налоговая политика. Так, правительством Рейгана была разработана экономическая программа, которая, в частности, способствовала снижению налогов на прибыль. Таким образом, в распоряжении монополий остается значительная доля прибыли, которая вкладывается в производство.

Изменение учетной ставки банковского процента может стимулировать или сдерживать инвестиции. Снижение нормы амортизации правительством Рейгана увеличило прибыль монополий, что, в свою очередь, увеличило инвестиции и привело к созданию новых рабочих мест. Государство стоит также на принципах защиты своего капитала во всем мире.

В условиях неустойчивости экономики буржуазное государство широко использует антициклическое регулирование, которое заключается в сдерживании инвестиций в периоды циклических подъемов с целью предотвращения назревающего перепроизводства и в формировании –инвестиций в период кризиса и депрессии, чтобы ограничить, чтобы ограничить падение производства и ускорить выход из кризиса.

В период промышленного подъема государство пытается ослабить их последствия мерами сдерживания роста производства (пример аграрного кризиса).

В период кризисов, спадов осуществляется политика увеличения государственных капиталовложений, закупок и услуг, сокращаются налоги на монополии, стимулируются частные инвестиции с помощью бюджетной политики, снижаются учетные ставки процента с целью увеличения заинтересованности монополий в расширении капитальных вложений.

Высшей формой государственного регулирования капиталистической экономики выступает государственное экономическое программирование. Оно получает широкое распространение на современном этапе.

Государство разрабатывает долгосрочные целевые программы инвестиций, экспорта, импорта, подготовки квалифицированной рабочей силы, проведения научных исследований, регулирования пропорций между отраслями.

Главная направленность этих программ – обеспечение наиболее благоприятных условий деятельности монополий.

Экономические программы по развитию экономики представляют собой сложный механизм согласования интересов частных монополий и государства. Организационной формой этого механизма выступают правительственные контракты, в которых в обмен на предоставление государственных кредитов, субсидий монополии берут на себя определенные обязательства, условия которых выдвигают правительственные органы.

Правительственные программы для государственного сектора являются обязательными, а для монополий они являются индикативными, то есть рекомендациями, пожеланиями в области экономических процессов. Таким образом, монополии имеют свободу действий в проведении своей экономической политики.

Программы экономического развития дают возможность могущественным монополиям извлекать с помощью государства еще большие выгоды: более эффективно использовать капиталовложения, подчинять своим интересам деятельность государственных служб, статистики, прогнозов, передавать рассмотрение экономики в ведение административных учреждений.

Программирование, как и государственное регулирование, не устраняет, а углубляет противоречия империализма. Постоянные столкновения интересов отдельных монополий усиливают стихийный, неупорядоченный характер развития, общую неустойчивость капиталистической экономики.

Социально-экономические противоречия капиталистической экономики ограничивают возможность государственного регулирования и программирования в масштабе всего общества. Однако меры государственного регулирования и программирования не спасают капиталистическую экономику от кризисов, спадов, резкого снижения темпов роста (пример экономического кризиса 1974-1975 гг.).

 

Государственное перераспределение национального дохода

 

Капиталистическое воспроизводство в современных условиях в значительной степени обеспечивается перераспределением национального дохода и огосударствление финансовых средств. Так, государственный бюджет в национальном доходе развитых капиталистических стран составлял до второй мировой войны 20-25 %, а сейчас от 30 до 61 %.

Государство мобилизует денежные ресурсы при посредстве налогов, получает их в кредит путем выпуска государственных займов и банкнот через эмиссионные банки, концентрирует в своих руках денежные сбережения населения, фонды социального страхования.

Государственные субсидии и кредиты значительно увеличивают финансовые средства монополий. Росту финансовых средств способствует предоставление льготных и беспроцентных кредитов. В этих же целях используется фактически стимулирование государством инфляции, которая позволяет осуществлять перемещение средств трудящихся, мелкой и средней буржуазии в руки монополистической буржуазии.

Основная часть инвестиций черпается из прибылей монополий. Собственные средства монополии получают не только в результате эксплуатации трудящихся, но и посредством перераспределения государством в их пользу национального дохода, ограбления трудящихся путем высоких налогов, изъятия через торговую и налоговую систему части прибылей мелких и средних предпринимателей. Милитаризация экономики делает государство крупным потребителем товаров и услуг.

В странах империализма сложился военно-промышленный комплекс. Он представляет собой союз военно-промышленных монополий и государственной бюрократии. Государство обеспечивает ВПК сферу капвложений, финансирует их, снабжает дефицитным сырьем, скупает их товары по завышенным ценам.

Государственные военные заказы – это контракты на громадные суммы и они носят постоянный характер. Государство финансирует и поддерживает внешнеэкономическую экспансию частного монополистического капитала (пример «Джон Дир»).

Этой же цели служит таможенная политика, предоставление таможенных льгот монополиям, вывозящим товары за границу, экспортные премии, правительственная гарантия для инвестиций в другие страны, государственный вывоз капитала для формирования товарного экспорта монополиями и т.д. На международной арене монополии опираются на свое государство.

С начала 60-х годов получила развитие международная государственно-монополистическая интеграция, то есть создаются межгосударственные монополистические экономические блоки ("Общий рынок»).

Роль монополистических союзов предпринимателей все возрастает. Усиливается личная уния. Она проявляется в различных формах: правительственные чиновники имеют важные посты в правлениях компаний, а представители монополий занимают важные посты в государственном аппарате.

 

              Монопольная прибыль и ее источники

 

Основным экономическим законом капитализма на всех его стадиях является производство и присвоение прибавочной стоимости. В связи с превращением монополий в господствующую силу буржуазного государства действие основного экономического закона приобретает такие черты.

1.Прибыль, присваиваемая монополиями, по своей величине больше прибавочной стоимости. Она включает в себя еще следующие элементы:

а) избыток прибавочной стоимости, созданной на предприятиях монополий вследствие того, что производительность труда выше, чем на немонополизированных предприятиях;

б) часть стоимости рабочей силы за счет оплаты труда рабочих по цене ниже товара рабочая сила;

в) часть прибавочной стоимости, производимой на немонополизированных предприятиях, но присваивается через сферу обращения путем продажи своих товаров по высоким ценам и закупки их продукции по искусственно заниженным ценам;

г) стоимость прибавочного и части необходимого продукта мелких товаропроизводителей города и деревни. Это, в первую очередь, относится к стоимости товаров, производимых основной массой крестьян;

д) прибавочной стоимости, создаваемой в странах приложения капитала (в развивающихся странах ниже заработная плата, неэквивалентный обмен).

Кроме сверхприбыли, монополии имеют огромные доходы от различных финансовых операций с фиктивным капиталом.

 

                      Государство и монопольные цены

 

Государство при участии заинтересованных монополий в законодательном порядке определяет цены на многие товары и услуги. При размещении государственных заказов цены устанавливаются на основе договоренности между корпорациями и соответствующими правительственными органами. При этом, как правило, в базисной цене закладываются наивысшие издержки производства, которые характерны для немонополистического сектора.

Во взаимоотношениях между монополиями и государством в области цен существует диктат со стороны монополий.

Высоким ценам на товары монополий содействует и политика государства в области экспорта и импорта товаров. Вывоз товаров является одним из средств ограничивать их предложение на внутреннем рынке. Государство стимулирует демпинг частных монополий, вывоз товаров посредством экспортных премий и выплат специальных субсидий.

В то же время государство через протекционную политику старается не допустить в страну товары других стран с целью ограничить предложение. Государство способствует установлению и поддержанию не только монопольно высоких, но и монопольно низких цен.

Так, товары, производимые на государственных предприятия (уголь, энергия) продаются предприятиям по искусственно заниженным ценам. А убытки государственных предприятий покрывает за счет госбюджета. Единоличные и мелкие предприятия должны приспосабливаться к диктату монополий и их ценовой политике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: