Проблемы в организации и деятельности районных судов в Мурманской области и пути их решения

 

       Исследовав деятельность районного суда, изучив его историю, организацию, компетенцию и полномочия было выявлено ряд проблем, в первую очередь это связано с тем, что, районный суд имеет очень широкую компетенцию, рассматривая большинство дел как первая, а так же апелляционная инстанция. Существуют проблемы с судебной нагрузкой, с качеством рассмотрения дел, кадровые проблемы, и т.д.

Большая судебная нагрузка в районном суде. Предпосылками данной проблемы является, тот факт, что процессуальным законодательством районному суду отведен огромный перечень дел имеющих совершенно разную материально-правовую природу. Вследствие этого судьи не успевают тщательно ознакомиться с материалами многих дел, находящихся у них в производстве, и принять по ним верное решение. Так же проблема судебной нагрузки сказывается на скорости рассмотрения дела и приводит к затягиванию процесса. На VIII Всероссийском съезде судей неоднократно высказывалось мнение о том, что «оптимизации судебной нагрузки могли бы способствовать такие меры, как передача отдельных категорий дел в компетенцию иных органов, расширение категории дел, подлежащих рассмотрению в особом порядке»[7].

       Решению этой проблемы может помочь развитие медиации в России, с помощью данного института существенно уменьшится нагрузка на первую инстанцию, медиация позволит людям разрешить спор до обращения в суд общей юрисдикции. Так же, снизить нагрузку в районном суде, возможно посредством создания специальных судов, например ювенального, в чью компетенцию можно отнести все дела, в которых затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних. Так же существенному снижению судебной нагрузки послужит введение административных судов, данное предложение можно считать логичным так как с 15 сентября 2015 года вступает в силу кодекс административного судопроизводства. С помощью данных нововведений в районном суде может существенно улучшиться качество рассмотрения дел, а так же увеличиться скорость рассмотрения.

       Неразвитость электронного правосудия. Механизмы реализации электронного правосудия в России предусматриваются в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы, Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020»[8].

На сегодняшний день районные суды оснащены собственными сайтами, на которые выкладываются все постановления, но учитывая современные технические возможности этого не достаточно. В подтверждение данному факту можно провести параллель с арбитражным судом, сайты арбитражных судов оснащены программами, «мой арбитр» и «электронный страж» это существенно упрощает обращение в суд для заявителя. С помощью программы «электронный страж» заявитель или его представитель могут отслеживать не только, то дело, в котором его организация или клиент является одной из сторон, но и любое другое дело в котором участвует любая организация или индивидуальный предприниматель. Это бывает важно юристу для последующего анализа судебных решений по аналогичным категориям дел и видам споров. Так же в отличие от районного суда в арбитражный суд можно подавать документы в электронном виде. В частности, сервис позволяет пользователю подать в суд следующие документы: исковое заявление, апелляционная жалоба, кассационная жалоба, надзорная жалоба, встречный иск, отзыв на иск (жалобу), ходатайство, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, и многие другие процессуальные документы. Данное нововведение существенно облегчит работу представителю или заявителю, а так же разгрузит канцелярию. В первую очередь подача документов в электронном виде станет выходом для людей находящихся в других городах, им не придется отправлять документы по почте, рискуя, что корреспонденция не дойдет до суда.

Судам общей юрисдикции необходимо взять на вооружение те программы, которые используются арбитражными судами РФ, это позволит быстрее и эффективнее справляться с объемом работы, возложенным на аппарат районного суда, а главное сделает более доступным и удобным для граждан подачу заявлений, серьезно сэкономит их время и зачастую нервы. Лицо подающее документы сможет сделать это не выходя из дома, имея лишь компьютер и сканер, для того что бы отсканировать подпись.

Проблема кадрового состава и материального обеспечения работников аппарата суда. В первую очередь данная проблема касается секретарей и помощников судей, данные работники суда не имеют тех полномочий, которыми обладают судьи, председатели судов, их заместители, но при этом они играют определенную роль в отправлении правосудия, так как на них возложено много обязанностей связанных организационно-правовым, информационным, документационным и иным обеспечением деятельности судей. Проблема кадров аппарата суду была отражена в Постановлении всероссийского съезда судей «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития» «Крайне обострилась проблема стабильности кадрового состава аппаратов судов. Недопустимо низким остаётся уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судебной системы. В условиях, когда заработная плата таких же специалистов в других государственных органах и в коммерческих структурах значительно выше, чем в судах, а служебная нагрузка работников аппаратов судов и требования к ним всё возрастают, происходит отток квалифицированных специалистов; выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы. Снижаются возможности формирования системы подготовки резерва кадров для замещения должностей судей». В результате из за невысокой заработной платы большинство выпускников юридических вузов не стремятся попасть на работу в суд, либо получив определенный стаж уходят работать в другие организации, где оплата существенно выше, в следствии из-за этого в районных судах наблюдается кадровый голод, на позиции секретарей и помощников берут почти всех желающих, а не самых достойных. В дальнейшем это сказывается на работе всей судебной системы. Единственным верным решением в данной ситуации является увеличение заработной платы работников суда, что в свою очередь должно положительно отразиться на кадровой составляющей судебной системы. Это в конечном итоге увеличит приток квалифицированных специалистов и приведет к улучшению качества работы суда. К тому же, известно, что большинство судей получают статус после того как долгое время проработают помощниками, по этому улучшение качества кадров на позициях помощников и секретарей в дальнейшем приведет к тому, что суду будет проще формировать кадровый резерв судейского корпуса.

Проблема организации делопроизводства в районных судах. Организация делопроизводства в суде влияет на скорость и качество рассмотрения дел. Поэтому ненадлежащие исполнения должностными лица суда своих обязанностей часто приводит к негативным последствиям. Например, в статье Левочкиной А.В. «Организационно правовые факторы нарушения разумных сроков судопроизводства в районном суде в свете анализа практики ЕСПЧ» говорится, о том что в практике ЕСПЧ неоднократно отмечалась недостаточно эффективная организация процесса извещения участников судопроизводства о месте и времени судебного разбирательства, что служило обстоятельством для признания приемлемыми жалоб в части длительности судебного разбирательства[9]. В подтверждение данному факту Левочкина приводит конкретные дела: В материалах дела ЕСПЧ "Кесьян против России" симптоматично фиксируется "совокупная задержка в судебном разбирательстве приблизительно на 30 месяцев вследствие ненадлежащего уведомления районным судом заявителя и его представителя".

Исследуя и анализируя проблемы районного суда, можно прийти к выводу, что они очень схожи, с теми, которые есть в других органах государственной власти, это и кадровые проблемы, и проблемы технического оснащения, загруженность и многие другие. Их необходимо решать. Нужно усовершенствовать организационную работу суда. В первую очередь в суде общей юрисдикции необходимо ввести систему электронного правосудия, которая уже существует в арбитражных судах РФ. Это позволит быстрее и эффективнее справляться с объемом работы, возложенным на аппарат районного суда, а главное сделает более доступным и удобным для граждан подачу заявлений, и позволит отслеживать процесс через интернет. Так же необходимо увеличить зарплату работникам аппарата суда, что существенно улучшит кадры районного суда, считаю нужным разгрузить районный суд, передав некоторые категории дел иным органам. Так же для улучшения качества работы суда я предлагаю ввести мониторинг деятельности суда, как это делают в других странах. Например, В Финляндии реализован проект «Оценка качества работы судов». Разработаны критерии ее качества, которые включают 40 характеристик. Методами оценки при этом выступает: самооценка, опросы, оценка группой экспертов, статистические данные и заявления самого суда. Социологические опросы имеют несколько видов: расширенные, ограниченные, направленные опросы судебных заседателей, судей, работников суда и представителей средств массовой информации. Респондентами расширенных опросов также становятся адвокаты, прокуроры и стороны процесса. Если в России вести хотя бы социологические опросы участников судопроизводства то это позволит выявить слабые стороны деятельности судей и всей судебной системы, а если на основании результатов данных исследований выплачивать или не выплачивать премии то результат не заставит себя ждать. Данное нововведение существенно повлияет на качество работы суда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог практической работе и проведенному исследованию можно констатировать, что во время прохождения практики мной были закреплены начальные навыки использования законодательства Российской Федерации, получен опыт научной организации деятельности юриста и систематизирован порядок оформлении документов.

В период прохождения практики в Первомайском районном суде города Мурманска, обучающаяся ознакомилась с организацией делопроизводства в суде, работой канцелярии суда, архива, секретаря судебного заседания, специалиста, помощника судьи.

В результате практики и после её прохождения по специальности был оформлен представленный отчет, который содержит: историю возникновения районных судов, их общую характеристику, состав и полномочия, а также организационную деятельность.

Выполненные задания, относящиеся к практике студента, оформлены в приложении к отчету о прохождении практики.

На всем протяжении практики мной велся дневник, в котором описывались наиболее важные события и документы. Были изучены инструкции, положения, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и обязанности работников суда, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность суда.

В целом я считаю, что цель мною достигнута, и в процессе прохождения я закрепила знания, полученные в период теоретического обучения и необходимые для составления данного отчёта, а также приобрела навыки самостоятельной работы по избранному виду юридической деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: