Практический аспект исследования

Индивидуальный проект по литературе

«Что читают мои современники»

 

 

Выполнила: Обучающаяся12 группы М*****а Татьяна
Научный руководитель:  Преподаватель русского языка и литературы Голубева И.К.

 

 

Ковернино

2017 год


Содержание.

 

I. Введение.__________________________________________________3.

II.  Теоретический аспект исследования.

2.1.  История рождения книги._____________________________________5.

2.2.  О пользе чтения. ____________________________________________5.

2.3. Целебное чтение.____________________________________________8.

III.  Практический аспект исследования

3.1. Результаты анкетирования «Любите ли вы читать?».__________ 10.

3.2. Результаты опроса «Что я читаю?»._________________________12.

3.3. Результаты анкетирования библиотекарей. __________________ 13.

3.4.  Пути решения проблемы_________________________________ 15.

IV. Заключение_______________________________________________ 16.

V. Использованная литература._________________________________ 18.

VI. Приложение 1.    Рейтинг самых популярных книг в России в XX веке._____________________________________________________ 19.

VII. Приложение 2. Анкеты._____________________________________22.

 

                                                                                                   

 

 

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

(Ричард Бах)

Введение.

Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

Актуальность исследования. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины XV века, когда великий Иоганн Гуттенберг впервые напечатал Библию.

А Николай Рерих сказал: «Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь, самым древним является искусство книги».

Бытует мнение, что современного ученика, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают, а если и читают то только для того, чтобы не получить двойку.

Возможно, учащиеся  читают, но не в том объеме, что читали их родители в их возрасте, это и понятно - ведь источников информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, все же находит свое место в жизни обучающихся. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение мало рассказывают о пользе чтения и читательской культуре, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, учащиеся действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. 

Меня заинтересовал вопрос, что интересно читать моим сверстникам и

читают ли они вообще,  и что может предложить нынешняя литература современному подростку?

Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников.

Для достижения поставленной цели я поставила  перед собой следующие задачи:

 

1) Собрать материал, подтверждающий большое значение чтения художественной литературы для человека.

2) узнать, любят ли подростки читать; какому жанру отдается наибольшее предпочтение;

3) выяснить, какой любимый автор у моих сверстников; чему можно научиться полезному, читая книги;

4) Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.

5) Представить полученную информацию  в виде презентации.

Время работы над проектом: 6 месяцев.

Продукт: буклет «Что читать моему современнику».

Объект исследования: читатели в возрасте от 16- 18 лет

Предмет исследования: художественная литература

Ведущая идея: доказать, что роль чтения остается по- прежнему актуальной в жизни молодых людей.

Методы работы: анкетирование студентов техникума, экскурсия – посещение библиотек, выбор книг по теме: «Прекрасный мир чтения»,

Обзор ресурсов Интернет, интервьюирование учителей гуманитарного цикла. анализ полученных данных.

Теоретический аспект исследования

История рождения книги

Вглубокой древности, когда человек перестал быть первобытным дикарём, он научился выращивать зерно, разводить скот, строить себе жилища. И тогда ему захотелось расширить связи при общении на больших расстояниях и научиться хранить и передавать знания будущим поколениям. В конце концов, человек научился читать, считать и писать. Тогда-то ему и понадобилась бумага! Для того, чтобы переписывать население больших городов, чтобы считать налоги…

А вместе с письменностью и бумагой пришла книга. Но сначала это были наскальные рисунки в пещерах, потом папирус в Египте, бамбуковые дощечки в Китае, глиняные таблички в Вавилоне. Через многие столетия появились церковные книги средневековья, потом первая в России печатная книга «Апостол», далее первая печатная газета «Куранты» и так до наших дней…

 Книга всегда считалась величайшим шагом в истории человечества. И все относились к книге с уважением… Например, жители блокадного Ленинграда, чтобы хоть как-то согреться морозной зимой, сжигали стулья, столы, шкафы, но берегли книги. После войны люди тоже очень бережно относились к книгам. Одни книги обменивали на другие, читали вдвоём, втроём, а может, даже вчетвером.

Но жизнь не стоит на месте. «Цифровая революция» не обошла стороной и книгу. В настоящее время в Интернете функционируют большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти электронные версии книг самых разнообразных жанров. Сейчас, когда есть Интернет и новейшие технологии, всё стало доступным и возможным. В том числе и книга.

О пользе чтения.

Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

10 причин регулярно читать

1. Чтение книг увеличивает словарный запас.

Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми.

За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3. Чтение добавляет уверенности.

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4. Чтение снижает стресс.

В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5. Чтение развивает память и мышление.

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе.

Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас более творческими.

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон.

Расслабление – далеко не единственный ценный эффект, который производится отличными книгами на читателя. Если верить исследованиям, художественные произведения помогают людям, страдающим бессонницей, забыть о подобных проблемах. Чтение литературы перед сном становится приятной традицией, которая помогает организму быстро настроиться на засыпание. К тому же именно в это время полученная информация лучше всего откладывается в голове.

10. Чтение улучшает концентрацию.

Ритм современной жизни таков, что обитатели 21 века редко получают возможность сосредоточиться на единственном деле. Человек старается распределить внимание между работой, разговорами по телефону, поиском информации в сети и множеством других дел. В итоге практически исчезает способность к правильной концентрации, которая часто оказывается необходимой. При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

Целебное чтение

 

Считается, что книга- лекарство для души. А недавно врачи доказали, что чтение - ещё и мощная оздоровительная процедура. В ведущих клиниках ввели новый метод лечения - библиотерапию.

Учёные из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активизируется зона самоконтроля.

Методика и была создана для реабилитации пациентов со стрессовыми состояниями и различными фобиями. Лечебную книгу при желании может подобрать для себя каждый. Нужно лишь помнить главные принципы библиотерапии: произведение должно быть увлекательным, а чтение - не только доставлять удовольствие, но и заставлять думать.

Желательно, чтобы главный герой попадал в ситуации, сходные с теми, что случались когда-то с вами и переживания о которых тревожат вас до сих пор. Также книга должна или вселять оптимизм и веру в лучшее, или омывать душу, оставляя ощущение светлой грусти.

Классическая литература

Особенности: размеренное повествование даёт ощущение устойчивости. Чужие ошибки заставляют задуматься о своих.

Показания: универсальное средство при стрессах, неврозах, навязчивых состояниях.

Детективы и приключения

Особенности: тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.

Показания: при навязчивых состояниях, психозах.

Научная фантастика, фэнтези

Особенности: расширяет границы возможного, обостряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха свои мысли и желания и допускать их наличие у других.

Показания: при фобиях (страхах). Настоятельно рекомендуется пациентам, живущим «в футляре» и по строгому расписанию.

Поэзия

Особенности: чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.

Показания: при депрессиях. Чтение стихов используется в логопедических занятиях при восстановлении после инсульта.

Сказки и фольклорная литература

Особенности: в лёгкой форме обучает правилам общения, учит наблюдательности.

Показания: при гиперактивности у детей и хроническом непослушании трудных подростков.

Юмористическая литература

Особенности: снимает тревожность, учит бесконфликтной технике общения.

Показания: подросткам - в переходном возрасте, повышает настроение в послеоперационный период.

Философская и духовная литература

Особенности: даёт представление о целостности мира и месте человека в нём.

Показания: при острых стрессах, хронических депрессиях.

 

Практический аспект исследования

 «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают подростки?

Какие же книги предпочитают читать мои сверстники?

I Результаты анкетирования «Любите ли вы читать?»  распределились следующим образом:

1. Любите ли Вы читать?

Да – 24, 44%

Нет -75,55%

2.Что Вы читаете чаще всего?

-художественную литературу – 57%

-газеты, журналы – 28,8%

-ничего- 14,2%

3.Если вы не читаете ничего, то укажите почему?

           - нет времени – 16,6%

           - неинтересно – 33,3%

           -есть развлечения, более приятные -50%

4.Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе, техникуме?

Да – 53%

Нет - 13,3%

Частично – 33,3%

5.Посещаете ли Вы библиотеку?

Да – 71,1%

Нет – 28,8%

6.Покупаете ли Вы художественную литературу?

Да – 6%

Нет – 93,3%

7.Если не покупаете, то почему?

              Дорогое удовольствие – 47,6%

              Непрактично, есть электронные книги, библиотеки – 23,8%

              Неинтересно – 28,5%

8.Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

Да – 6%

Нет – 94%

9.Хотели ли Вы получить в подарок электронную книгу?

 Да -53%

Нет -47%

Вывод: Я провела анкетирование студентов 16- 18 лет и пришла к выводу, что есть такие ребята, которые любят читать. Они охотно берут литературу в библиотеке или читают в интернете. Из опрошенных 100 человек 24 ответили, что любят читать. В основном читают художественную литературу. Большинство опрошенных читают ту литературу, которую изучают по программе в школе, в техникуме. Книги предпочитают не покупать, так как считают это дорогим удовольствием, а берут их в библиотеке или читают на страницах Интернет. Мои сверстники не интересуются новинками литературы в Интернет, но в то же время хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью у читающей публики. На вопрос: «Хотели ли вы получить в подарок электронную книгу?» 53% ответили «Да».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: