Тема 4. Социальные действия и взаимодействия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Утверждено

_________________________________

(должность, ученая степень, ученное звание, Ф.И.О.)

___________________________

(дата утверждения)

Рабочая программа дисциплины

 

Социология

 

 

для студентов направления подготовки

Экономика – 080100

Профиль - Коммерция

 

          

 

Квалификации (степени) выпускника – бакалавр

 

Москва – 2011



Цели и задачи освоения дисциплины

         

Основная цель курса состоит в усвоение студентами комплекса знаний, включающих основные понятия социологии, сведения о законах и механизмах формирования социальных структур, институтов, внутригрупповых отношениях и процессах, происходящих в обществе.

Задачи освоения дисциплины:

o ознакомить студентов с методологией анализа социальных явлений и процессов, с основными теоретическими взглядами на их природу и сущность, со специфическими методами исследования;

o развить у студентов навыки самостоятельного анализа социологических проблем, сформировать целостное представление о роли и месте социологии в процессе функционирования и развития общества;

o научить студентов владению методами социологического анализа групп, организаций, институтов и социальных процессов, происходящих в обществе.

 

Место дисциплины в структуре ООП

В структуре ООП«социология» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Для усвоения программы дисциплины необходимо предварительное получение знаний в области основ философии, логики, истории и права.

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

 

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

 

Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной форм обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

II   Номер семестра Номер семестра

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия (всего)

32 32      

в том числе:

    - - -

лекции

16 16 -    

семинары, практические занятия

16 16 -    

лабораторные занятия

- - -    

Индивидуальные занятия (КСР)

4 4      

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

32 32      

в том числе:

    - - -

 

         

Курсовое проектирование (курсовая работа)

- - - - -

Форма промежуточной аттестации

зачет (З), зачет с оценкой (ЗО), экзамен (Э)

З З      

Общая трудоемкость

в часах 72 72      
в зачетных единицах 2 2      

Содержание дисциплины

 5.1. Содержание тем программы учебной дисциплины

Тема 1. Теоретико-методологические основы развития социологии. Объект и предмет социологии.

Возникновение социологии как науки. Позитивизм в социологии. Социология О. Конта. Особенности классического периода развития социологии. Творчество К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма и их вклад в становление социологии как науки. Русская социология, и особенности ее развития. Творчество П. Сорокина. Современный период в развитии социологии и ее перспективы.

Объект исследования общественных наук. Место социологии среди других наук и специфика предмета ее исследования. Структура общества и способы ее изучения. Взгляд на общество с точки зрения структуры и процесса. Научное знание и здравый смысл. Три основных уровня социологии. Связь между теориями среднего уровня и уровнем первичного эмпирического обобщения. Социальные законы, их сущность и проявление. Специфика и механизм действия социальных законов.

 

Тема 2. Культура и социальные нормы.

 Определение понятия «культура». Сферы культуры и общество. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, средства передачи. Специфика отдельных культур, границы культуры. Дифференциация культур. Выделение нормативной культуры. Содержание и происхождение культурной нормы. Привычки, обычаи, нравы, институциональные нормы, законы, табу как виды норм в зависимости от степени социального контроля. Культурные элементы и комплексы.

Субкультуры и контркультуры, особенности взаимодействия в данных культурах. Основные формы проявления культуры в жизни общества: этноцентризм и культурный релятивизм. Происхождение культуры, роль культуры в жизни человека. Способы коммуникации как часть культурной жизни. Язык и развитие культуры. Символические системы коммуникаций как средства распространения культурных образцов. Распространение культуры. Ограничения в распространении культуры. Значение творческих личностей и культурной матрицы в процессе распространения культурных образцов.

 

 Тема 3. Личность как социальная система, субъект и продукт социальных отношений.

Основные подходы к изучению личности. Структуры личности принятые в социологии. Факторы формирующие личность. Биологические факторы. Физическое окружение. Культурные факторы как необходимые компоненты гармоничного развития личности. Процесс социализации личности на основе группового опыта. Содержание процесса социализации. Модальная личность. Авторитарная личность.

Вхождение личности в социальные структуры. Социальные статусы. Принцип статусного распределения. Предписанные и достигаемые статусы Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Социальная роль и система экспектаций. Изменчивость ролей. Процесс обучения социальным ролям. Контроль исполнениея предписанных статусов и ролей. Психологическая напряженность при принятии достигаемых статусов и ролей. Виды ролевых конфликтов и особенности личностного поведения. Способы избегания ролевых конфликтов. Система социальных ролей в обществе и проблема социального порядка.

 

Тема 4. Социальные действия и взаимодействия.

 Природа социального действия. Специфические черты социального действия. Механизм совершения социального действия. Значение социального действия для анализа социальных структур и процессов. Возникновение социального взаимодействия. Виды социальных взаимодействий. Условия продолжения или прекращения социальных взаимодействий.

Понятие о социальном порядке в обществе. Основные виды социального контроля: социализация, групповое давление, принуждение. Ситуации применения того или иного вида социального контроля. Отклонение от социальных норм и применение санкций социального контроля. Девиантное поведение и система социальных норм. Дефекты социальных норм и возможности социальных отклонений. Культурные и психические отклонений. Первичные и вторичные отклонения. Теория «ярлыков». Культурно одобряемые отклонения. Культурно осуждаемые отклонения. Реакция общества на отклоняющееся поведение. Понятие «аномии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: