Тема 10. Общество как социальная система

Системный подход к изучению современного общества. Специфические черты общества как единого целого. Общество и социальный порядок. Системные характеристики общества. Суверенитет, воспроизводство социальных структур общества и проблема центральной власти. Общество и культура. Основные виды законной власти и формы ее существования: традиционная власть, рационально-правовая власть, харизматическая власть. Возможности существования незаконной власти. Этносы и общество. Социально-классовая структура как базовая структура современного общества. Особенности социально-классовой структуры и пути ее изучения. Этническая структура общества, основные принципы этногенеза. Профессионально-квалификационная структура как показатель уровня социального развития. Проблемы совершенствования профессионально-квалификационной структуры. Территориально-поселенческая структура и проблема миграции населения. Отношения между центром и периферией в современном обществе.

Тема 11. Социальная мобильность.

Понятие социальной мобильности. Движение индивидов в различных плоскостях социального поля и мобильность. Возникновение социальной мобильности и ее природа. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Типология социальной мобильности по П. Сорокину. Механизм инфильтрации индивидов в слой с более высоким статусом. Показатель валентности. Характеристики социальной мобильности: скорость и интенсивность. Измерение социальной дистанции. Индекс мобильности. Каналы социальной мобильности. Способы закрепления индивида в слое с более высоким социальным статусом и условия такого закрепления. Значение разрыва социальных связей при быстрой социальной мобильности. Использование социальных институтов при осуществлении вертикальной мобильности. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. Виды миграции. Влияние притяжения, отталкивания и путей миграции на ее характер. Последствия миграции населения на функционирование социальных структур.

Тема 12. Социальные напряженности и конфликты.

 Социальные напряженности как следствие социальных и культурных изменений. Влияние культурных изменений на поведение членов социальных групп. Принятие культурных изменений. Проблема сопротивления социальным и культурным изменениям и причины такого сопротивления. Процессы кооперации и конкуренции. Конкурентная борьба. Двойственный характер конкуренции. Положительные и деструктивные стороны процесса конкуренции.

     Традиционные представления об обществе и возникновение теории социальных конфликтов. К. Маркс как основоположник теории конфликтов. Значение конфликтов и обоснование их необходимости для развития общества (Г.Зиммель). Современная школа в теории конфликтов (Р.Дарендорф, Л.Козер). Психологические корни возникновения социального конфликта. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта. Идентификация причины и объекта конфликта. Возникновение конфликтной ситуации. Причины и условия, способствующие возникновению конфликтной ситуации. Управление социальным конфликтом: гашение и локализация. Острота и длительность конфликта. Последствия социального конфликта. Интеграция и дезинтеграция в ходе конфликтов. Концепция формирования социальных структур в ходе конфликта.

Распределение часов по темам и видам учебных занятий

 для студентов очной форм обучения

Раздел, тема программы учебной дисциплины (модуля)

Трудоемкость (час.)

Всего

в том числе по видам учебной работы

лекции практические занятия лабораторные занятия, деловые игры самостоя-тельная работа студента
Тема 1. Теоретические и методологические основы развития социологии. Объект и предмет социологии 6 1 2   3
Тема 2. Культура и социальные нормы 7 2 2   3
Тема 3. Личность как социальная система, субъект и продукт социальных отношений 5 1 1   3
Тема 4. Социальные действия и взаимодействия 6 1 2   3
Тема 5. Социальные отношения 7 2 2   3
Тема 6. Социальные группы: понятие, типология, формирование 5 1 1   3
Тема 7. Социальные организации 5 1 1   3
Тема 8. Классы, слои и страты в современном обществе 6 2 1   3
Тема 9. Социальные институты и институциональные отношения 5 1 1   3
Тема 10. Общество как социальная система 5 1 1   3
Тема 11. Социальная мобильность 5 1 1   3
Тема 12. Социальные напряжения и конфликты 6 2 1   3
  68 16 16   36

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами

№ п.п. Наименование обеспечивающих (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечивающих (последующих) дисциплин
1 Политология 2-6, 3-8,3-9, 4-12, 4-13

Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Примеры тестовых заданий (контрольных вопросов) для оценки качества освоения дисциплины (модуля)

Тесты:

1. Работа «Тектология. Всеобщая организационная наука» была написана

+ А.Богдановым
  В.Лениным
  Н.Михайловским
  А.Герценом

2. Христианское политическое учение в Средние века развивал

  Аристотель
  Н.Макиавелли
+ Ф.Аквинский
  Д.Локк

3. В теории М.Вебера некая мысленная конструкция, создаваемая исследователем в качестве теоретической схемы изучаемого явления – это

+ идеальный тип
  мысленный эталон
  эмпирический стандарт
  предметная модель

4. Представление о частичной индетерминации явлений социальной жизни и непосредственном, основанном на рефлексии воздействии социальных знаний на общество характерно для ___________ парадигмы в социологии.

  гуманистической
  органицистской
  технологической
+ социал-дарвинистской

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: