Системный подход к изучению современного общества. Специфические черты общества как единого целого. Общество и социальный порядок. Системные характеристики общества. Суверенитет, воспроизводство социальных структур общества и проблема центральной власти. Общество и культура. Основные виды законной власти и формы ее существования: традиционная власть, рационально-правовая власть, харизматическая власть. Возможности существования незаконной власти. Этносы и общество. Социально-классовая структура как базовая структура современного общества. Особенности социально-классовой структуры и пути ее изучения. Этническая структура общества, основные принципы этногенеза. Профессионально-квалификационная структура как показатель уровня социального развития. Проблемы совершенствования профессионально-квалификационной структуры. Территориально-поселенческая структура и проблема миграции населения. Отношения между центром и периферией в современном обществе.
Тема 11. Социальная мобильность.
|
|
Понятие социальной мобильности. Движение индивидов в различных плоскостях социального поля и мобильность. Возникновение социальной мобильности и ее природа. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Типология социальной мобильности по П. Сорокину. Механизм инфильтрации индивидов в слой с более высоким статусом. Показатель валентности. Характеристики социальной мобильности: скорость и интенсивность. Измерение социальной дистанции. Индекс мобильности. Каналы социальной мобильности. Способы закрепления индивида в слое с более высоким социальным статусом и условия такого закрепления. Значение разрыва социальных связей при быстрой социальной мобильности. Использование социальных институтов при осуществлении вертикальной мобильности. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. Виды миграции. Влияние притяжения, отталкивания и путей миграции на ее характер. Последствия миграции населения на функционирование социальных структур.
Тема 12. Социальные напряженности и конфликты.
Социальные напряженности как следствие социальных и культурных изменений. Влияние культурных изменений на поведение членов социальных групп. Принятие культурных изменений. Проблема сопротивления социальным и культурным изменениям и причины такого сопротивления. Процессы кооперации и конкуренции. Конкурентная борьба. Двойственный характер конкуренции. Положительные и деструктивные стороны процесса конкуренции.
Традиционные представления об обществе и возникновение теории социальных конфликтов. К. Маркс как основоположник теории конфликтов. Значение конфликтов и обоснование их необходимости для развития общества (Г.Зиммель). Современная школа в теории конфликтов (Р.Дарендорф, Л.Козер). Психологические корни возникновения социального конфликта. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта. Идентификация причины и объекта конфликта. Возникновение конфликтной ситуации. Причины и условия, способствующие возникновению конфликтной ситуации. Управление социальным конфликтом: гашение и локализация. Острота и длительность конфликта. Последствия социального конфликта. Интеграция и дезинтеграция в ходе конфликтов. Концепция формирования социальных структур в ходе конфликта.
|
|
Распределение часов по темам и видам учебных занятий
для студентов очной форм обучения
Раздел, тема программы учебной дисциплины (модуля) | Трудоемкость (час.) | ||||
Всего | в том числе по видам учебной работы | ||||
лекции | практические занятия | лабораторные занятия, деловые игры | самостоя-тельная работа студента | ||
Тема 1. Теоретические и методологические основы развития социологии. Объект и предмет социологии | 6 | 1 | 2 | 3 | |
Тема 2. Культура и социальные нормы | 7 | 2 | 2 | 3 | |
Тема 3. Личность как социальная система, субъект и продукт социальных отношений | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Тема 4. Социальные действия и взаимодействия | 6 | 1 | 2 | 3 | |
Тема 5. Социальные отношения | 7 | 2 | 2 | 3 | |
Тема 6. Социальные группы: понятие, типология, формирование | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Тема 7. Социальные организации | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Тема 8. Классы, слои и страты в современном обществе | 6 | 2 | 1 | 3 | |
Тема 9. Социальные институты и институциональные отношения | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Тема 10. Общество как социальная система | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Тема 11. Социальная мобильность | 5 | 1 | 1 | 3 | |
Тема 12. Социальные напряжения и конфликты | 6 | 2 | 1 | 3 | |
68 | 16 | 16 | 36 |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами
№ п.п. | Наименование обеспечивающих (последующих) дисциплин | №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечивающих (последующих) дисциплин |
1 | Политология | 2-6, 3-8,3-9, 4-12, 4-13 |
Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний студентов
Примеры тестовых заданий (контрольных вопросов) для оценки качества освоения дисциплины (модуля)
Тесты:
1. Работа «Тектология. Всеобщая организационная наука» была написана | |
+ | А.Богдановым |
В.Лениным | |
Н.Михайловским | |
А.Герценом | |
2. Христианское политическое учение в Средние века развивал | |
Аристотель | |
Н.Макиавелли | |
+ | Ф.Аквинский |
Д.Локк | |
3. В теории М.Вебера некая мысленная конструкция, создаваемая исследователем в качестве теоретической схемы изучаемого явления – это | |
+ | идеальный тип |
мысленный эталон | |
эмпирический стандарт | |
предметная модель | |
4. Представление о частичной индетерминации явлений социальной жизни и непосредственном, основанном на рефлексии воздействии социальных знаний на общество характерно для ___________ парадигмы в социологии. | |
гуманистической | |
органицистской | |
технологической | |
+ | социал-дарвинистской |