Комплекс упражнений, выполняемый с участием родственника или иного лица, осуществляющего уход

Методика «закончите предложение»

Помощник начинает произносить слово, предложив пациенту его закончить. Например, родственник говорит: "Сейчас по улице бежит соба...", а пациент заканчивает: "ка". Занятия начинаются с одного слога, а затем усложняются, переходя к нескольким слогам.

Например, предложение:"По небу плывут белые об...", а пациент заканчивает:"лака". При грубом нарушении речи, первые попытки могут напоминать мычание, но при должном старании речь начнет восстанавливаться.

Методика использования пения - это может быть пение с кем-либо или самостоятельное пение.

Проговаривание скороговорок: для тренировки работы губ подходят

скороговорки со звуками «Б» и «П», а для улучшения работы языка лучше использовать скороговорки с акцентом на звуки «Л» и «В». Скороговорки со звуками Б-П:

- «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».

- «У быка бела губа была тупа».

- «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я».

 

Скороговорки со звуками Л-В:

- «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась».

- «В чистом поле - холм с кулями. Выйду на холм, куль поправлю».

- «Сшит колпак да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по -

колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать».

- «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».

- «Во дворе трава, на траве - дрова, не руби дрова на траве двора".

 

Методики для восстановления памяти

При проведении занятий, роль родственников пожилых людей, перенесших инсульт, является ведущей, а пациент, в этом случае, является ведомым.

"Пальчиковые игры ".

Игры, где вместе с произношением слов, надо подключить и загибание пальцев (например- "Сорока-воровка").

Чтение стихов, которые можно сопровождать различными движениями пальцев (сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши, щелкать ими и т.д.). Подобные занятия оказывают комплексное воздействие: пациент заучивает стихотворение наизусть (это упражнение для памяти), старается правильно, в соответствии с произносимыми словами, повторять все жесты (это тренирует внимание), а все манипуляции, которые специалист производит с его пальцами (поочередное их сгибание, как "Сороке-воровке", лёгкое поглаживание или растирание), оказывают сильное стимулирующее воздействие на восстановление речи (на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга).

Упражнения, направленные на восстановление интеллектуальных способностей

-«Игра в слова». Игра состоит в перечислении названий предметов на какую-либо одну букву.

-Игра в "грузить пароход". Родственник и пациент "нагружают пароход" всеми пришедшими на ум предметами, название которых начинается с буквы "А" (или "Т", или "Ю"...). Выигрывает тот, кто "нагрузит свой пароход" большим количеством предметов.

-Игра "в города", начинающиеся с какой-то буквы.

- Занятия, направленные на активизацию памяти человека: воспоминания о детстве, юности, о событиях взрослого периода жизни, события прошедшего дня, чтение стихов и т.п.

- Чтение несложных текстов, написанных крупными буквами (рекомендуются детские сказки), а после прочтения - пересказ прочитанного текста.

 

Методики для восстановления памяти

(рекомендуются для самостоятельных занятий)

1. Ежедневные вечерние (перед сном) вспоминания о событиях прошедшего дня, по воскресеньям - воспоминания о событиях прошедшей недели, в конце месяца - о событиях этого месяца.

 

2.Заучивание стихов. Например, поэма Пушкина "Граф Нулин" очень легко читается и легко запоминается. Проведенные исследования показали, что, выученная наизусть пожилым человеком эта поэма, увеличивает объём его памяти на 30 процентов.

3. Упражнение для тренировки зрительной памяти.

 

Пациент в течение 3-5минут минут рассматривает пейзаж, а затем отвечает на вопросы типа: «Что находится перед пятиэтажным домом?», «Что написано на рекламном щите напротив магазина?» и т.п.

4. Изучение предметов. Пациент должен рассмотреть предмет, обратив внимание на цвет, поверхность, наличие рисунка и т.п., а затем его описать.

Упражнения для восстановления деятельности мышц лица

Упражнения следует выполнять перед зеркалом - это позволит контролировать правильность выполнения упражнений.

Упражнение 1

Ладонь здоровой руки положить на лоб, поднять брови, как при большом удивлении.

Повторить 10 раз.

Упражнение 2

Приподнимание бровей (упражнение укрепляет круговую мышцу глаза, способствует приподниманию века, тренирует височную мышцу).

Повторить упражнение 10-20 раз на каждой стороне.

Упражнение З

Широко открыть глаза («выпучить») и посмотреть 2-3 секунды на любую точку перед собой, затем расслабиться.

Повторить упражнение 10 раз.

Упражнение 4

«Крепко» сомкнуть веки глаз, затем тут же открыть глаза и снова закрыть их. Повторить упражнение 10 раз.

Упражнение 5

Подмигнуть одним глазом, затем другим.

Повторить 10 раз.

Для «слабой» стороны упражнение повторить еще 10 - 20 раз.

Упражнение 6

Улыбнуться поочередно сначала одним уголком рта, а затем - другим. Повторить 10 раз.

Упражнение 7

Медленно перемещать челюсть из одной стороны в другую, задерживая движение в крайних точках на 1 - 2 секунды.

Повторить 10 раз.

Для парализованной стороны повторить упражнение еще 10 - 20 раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: