Методика «закончите предложение»
Помощник начинает произносить слово, предложив пациенту его закончить. Например, родственник говорит: "Сейчас по улице бежит соба...", а пациент заканчивает: "ка". Занятия начинаются с одного слога, а затем усложняются, переходя к нескольким слогам.
Например, предложение:"По небу плывут белые об...", а пациент заканчивает:"лака". При грубом нарушении речи, первые попытки могут напоминать мычание, но при должном старании речь начнет восстанавливаться.
Методика использования пения - это может быть пение с кем-либо или самостоятельное пение.
Проговаривание скороговорок: для тренировки работы губ подходят
скороговорки со звуками «Б» и «П», а для улучшения работы языка лучше использовать скороговорки с акцентом на звуки «Л» и «В». Скороговорки со звуками Б-П:
- «Бык тупогуб, тупогубенький бычок».
- «У быка бела губа была тупа».
- «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я».
Скороговорки со звуками Л-В:
- «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась».
|
|
- «В чистом поле - холм с кулями. Выйду на холм, куль поправлю».
- «Сшит колпак да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по -
колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать».
- «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».
- «Во дворе трава, на траве - дрова, не руби дрова на траве двора".
Методики для восстановления памяти
При проведении занятий, роль родственников пожилых людей, перенесших инсульт, является ведущей, а пациент, в этом случае, является ведомым.
"Пальчиковые игры ".
Игры, где вместе с произношением слов, надо подключить и загибание пальцев (например- "Сорока-воровка").
Чтение стихов, которые можно сопровождать различными движениями пальцев (сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши, щелкать ими и т.д.). Подобные занятия оказывают комплексное воздействие: пациент заучивает стихотворение наизусть (это упражнение для памяти), старается правильно, в соответствии с произносимыми словами, повторять все жесты (это тренирует внимание), а все манипуляции, которые специалист производит с его пальцами (поочередное их сгибание, как "Сороке-воровке", лёгкое поглаживание или растирание), оказывают сильное стимулирующее воздействие на восстановление речи (на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга).
Упражнения, направленные на восстановление интеллектуальных способностей
-«Игра в слова». Игра состоит в перечислении названий предметов на какую-либо одну букву.
|
|
-Игра в "грузить пароход". Родственник и пациент "нагружают пароход" всеми пришедшими на ум предметами, название которых начинается с буквы "А" (или "Т", или "Ю"...). Выигрывает тот, кто "нагрузит свой пароход" большим количеством предметов.
-Игра "в города", начинающиеся с какой-то буквы.
- Занятия, направленные на активизацию памяти человека: воспоминания о детстве, юности, о событиях взрослого периода жизни, события прошедшего дня, чтение стихов и т.п.
- Чтение несложных текстов, написанных крупными буквами (рекомендуются детские сказки), а после прочтения - пересказ прочитанного текста.
Методики для восстановления памяти
(рекомендуются для самостоятельных занятий)
1. Ежедневные вечерние (перед сном) вспоминания о событиях прошедшего дня, по воскресеньям - воспоминания о событиях прошедшей недели, в конце месяца - о событиях этого месяца.
2.Заучивание стихов. Например, поэма Пушкина "Граф Нулин" очень легко читается и легко запоминается. Проведенные исследования показали, что, выученная наизусть пожилым человеком эта поэма, увеличивает объём его памяти на 30 процентов.
3. Упражнение для тренировки зрительной памяти.
Пациент в течение 3-5минут минут рассматривает пейзаж, а затем отвечает на вопросы типа: «Что находится перед пятиэтажным домом?», «Что написано на рекламном щите напротив магазина?» и т.п.
4. Изучение предметов. Пациент должен рассмотреть предмет, обратив внимание на цвет, поверхность, наличие рисунка и т.п., а затем его описать.
Упражнения для восстановления деятельности мышц лица
Упражнения следует выполнять перед зеркалом - это позволит контролировать правильность выполнения упражнений.
Упражнение 1
Ладонь здоровой руки положить на лоб, поднять брови, как при большом удивлении.
Повторить 10 раз.
Упражнение 2
Приподнимание бровей (упражнение укрепляет круговую мышцу глаза, способствует приподниманию века, тренирует височную мышцу).
Повторить упражнение 10-20 раз на каждой стороне.
Упражнение З
Широко открыть глаза («выпучить») и посмотреть 2-3 секунды на любую точку перед собой, затем расслабиться.
Повторить упражнение 10 раз.
Упражнение 4
«Крепко» сомкнуть веки глаз, затем тут же открыть глаза и снова закрыть их. Повторить упражнение 10 раз.
Упражнение 5
Подмигнуть одним глазом, затем другим.
Повторить 10 раз.
Для «слабой» стороны упражнение повторить еще 10 - 20 раз.
Упражнение 6
Улыбнуться поочередно сначала одним уголком рта, а затем - другим. Повторить 10 раз.
Упражнение 7
Медленно перемещать челюсть из одной стороны в другую, задерживая движение в крайних точках на 1 - 2 секунды.
Повторить 10 раз.
Для парализованной стороны повторить упражнение еще 10 - 20 раз.