В разделе определяются основные направления изучения работы педагогического коллектива, их содержание, указываются виды контроля, сроки, формы подведения итогов, ответственные. В годовом плане работы предусматривают комплексные, тематические, выборочные проверки, которые взаимосвязаны с годовыми и актуальными для конкретной дошкольной организации задачами. Если количество возрастных группзначительное, то проверок может быть больше, но увеличение их количества должно быть обоснованным. Результаты проверок анализируются, обобщаются в справке, обнародуются в ходе педагогического совета или совещании при руководителе. Они становятся основой управленческого решения или решения педагогического совета.
Также в этот раздел вносят мониторинг качества образовательного процесса (если он цельный и единый для ДОО).
Бесспорно, система внутреннего мониторинга и контрольно-аналитическая деятельность в дошкольной организации значительно шире, чем изучение состояния образовательного процесса: административно-хозяйственный контроль, оперативный контроль, контроль учебно-воспитательного процесса в возрастных группах и т.д.
Но целесообразным будет отдельное, дополнительное планирование контроля от годового плана. Более эффективным будет планирование контролирующих мероприятий в виде циклограмм или помесячных планов-графиков.
Оперативный (текущий) контроль.
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал.
Примерные вопросы для оперативного контроля.
Вопросы, требующие постоянного контроля.
- выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
- результаты медицинского осмотра детей;
- проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
- организация питания;
- посещаемость;
- выполнение режима дня;
- выполнение санэпидрежима;
- вопросы преемственности в работе ДОО и школы;
- повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
- работа с молодыми воспитателями, наставничество;
- соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
- работа с неблагополучными семьями;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- техника безопасности;
- сохранность имущества;
- укрепление материальной базы;
- финансово-хозяйственная деятельность.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
- анализ заболеваемости;
- выполнение натуральных норм питания;
- выполнение плана по детодням;
- проведение физкультурных досугов и развлечений;
- состояние документации в группах;
- анализ детских работ;
- выполнение решений педсовета;
- документация и отчетность подотчетных лиц;
- снятие остатков продуктов питания;
- проведение дней методической учебы педагогических кадров;
- уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
- подведение итогов смотров и конкурсов.