Технологии управления социальными конфликтами и их ограниченность

Социальные конфликты в философской, социологической, политологической, управленческой и других науках рассматриваются как объективная реальность, универсальное общественное явление. Они охватывают все сферы жизнедеятельности людей, все виды общественных отношений, являясь инструментом решения многих социальных (управленческих, человеческих и иных) проблем на микро-, макро- и мегауровнях. Неразрешенные системные конфликты провоцируют возникновение системного кризиса, и наоборот, кризис порождает множество новых конфликтов. Вместе с тем важен не конфликт или кризис сам по себе, а то, как, в чьих интересах, с помощью каких технологий разрешаются [18, с.60].

В современном глобальном мире, ориентированном на создании единого информационного, организационного, культурного, языкового, финансового, правового пространства для удобства микро-, макро- и мегауправления, кризис, как следствие неразрешенных конфликтов или специально организованного процесса, объективная реальность с тенденциями цикличности. Это отнюдь не случайность, а мощное оружие борьбы, основание переформатирования экономического, финансового и иного устройства мира. Вместе с тем, кризис является следствием проявления объективных законов геополитики. По причине исчерпания собственного потенциала дальнейшее развитие западной и американской цивилизаций без экспансии новых территорий с запасами полезных ископаемых, воды и рынков сбыта невозможно.

С целью недопущения экономической стагнации и регресса глобалистами активно осуществляется политика создания зон «управляемого хаоса» путем свержения действующих неугодных режимов в государствах, богатых углеводородами (Ирак, Ливия, Сирия и др.), а также имеющих выгодное географическое положение для решения геополитических, в том числе военных задач (Украина, др. страны СНГ).

Данная проблема успешно решается путем организации и проведения цветных революций, хорошо отработанных технологиях, основанных, в том числе, на инициировании и умелом использовании деструктивных функций социальных конфликтов и кризисов. Государства и отдельные финансовоидеологические группы с помощью принципов «разделяй и властвуй», «разгребай жар чужими руками» пытаются в контексте системных конфликтов и структурных кризисов решать свои геополитические, финансово-экономические и иные цели. Недопущение подобного рода сценариев, ставящих под вопрос возможность существования не только действующей власти, но и государственности и целостности страны в целом, является первостепенной задачей любого государства. По этой причине актуализируются и вызывают исследовательский интерес проблемы, связанные с управлением социальными конфликтами и социальными кризисами.

События последних десятилетий, связанные с переделом собственности, изменениями общественной формации, социальной структуры общества, институтов управления и власти и т. д., стимулируют разного уровня и вида системные конфликты, спровоцировавшие системный кризис, усугубившийся геополитической ситуацией. Системный кризис общества охватывает все основные сферы жизнедеятельности и при отсутствии адекватных мер, направленных на совершенствование общественных отношений, завершается фундаментальными негативными изменениями или распадом, гибелью социальной системы [18, с.65].

Для того чтобы кризис реализовался не как апокалипсис, а как переход общества к новому, лучшему состоянию, необходима адекватная система государственных мер. При наличии политической воли субъектов управления, политически оправданных управленческих решений, отвечающих потребностям и ожиданиям людей, кризис, несмотря на стагнацию, аномию, турбулентность всех типов общественных отношений, становится не апокалипсисом, а переходом в новое позитивное состояние, активирующее шанс не столько на стабильность, сколько на общественное развитие и на обновление. Это актуализирует проблемы, связанные с исследованием социальных конфликтов и кризисов и разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению ими.

В связи с этим в высших образовательных учреждениях Российской Федерации необходима реализация курса «Управление социальными конфликтами» для менеджеров, имеющего теоретико-методологическую и практическую направленность. Его предметом является рассмотрение основных закономерностей возникновения, развертывания, функционирования разного вида социальных конфликтов в современном российском обществе и определения социальных технологий их предупреждения, разрешения и регулирования. Целью дисциплины «Управление социальными конфликтами» является формирование необходимых компетенций будущих менеджеров. В процессе изучения особенностей управления конфликтными взаимодействиями социальных субъектов на основе системного, генетического, структурного, функционального и деятельностного подходов управленцы должны уметь самостоятельно выявлять, формулировать, анализировать, диагностировать, обобщать и критически оценивать актуальные научные и практические конфликтогенные проблемы; прогнозировать, проектировать, программировать и планировать пути их конструктивного решения [7, с.55].

Концептуальный замысел данной учебной дисциплины состоит в следующем. Социальный конфликт – это объективное, универсальное, типологическое, повторяющееся, нормальное явление и средство совершенствования всех типов социальных отношений, в том числе управленческих отношений.

Сущность социального конфликта как субъективно-объективного, закономерного, типологического, универсального, повторяющегося явления общественной жизни проявляется не столько в возникновении острых трудноразрешимых противоречий (проблем, коллизий, дисбалансов), связанных с неудовлетворением жизнеобеспечивающих потребностей и блокированием ожиданий больших и малых социальных групп, столько в столкновении и способе предупреждения, разрешения и урегулирования. По своей природе конфликт может нести как конструктивные, так и деструктивные функции. Социальный конфликт оценивается как нормальное, объективное, закономерное явление и как средство совершенствования всех типов социальных отношений, в том числе управленческих, пока он не дестабилизирует обстановку, угрожая целостности, безопасности и функциональности социальной системы, и не становится тормозом ее развития [8, c. 20].

Критерием выхода социального конфликта за пределы оптимальности является возникновение обширной конфронтации или системного кризиса. Кризис от греч. krisis – поворотный пункт, исход. В русском языке кризис означает: резкое изменение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, института, сферы жизни или общества в целом; стагнацию, остановку развития; обострение социальной проблемы; острый недостаток, нехватка чего-либо; затруднительное тяжелое положение; ущерб; невозможность продолжения функционирования в рамках прежней модели; кризисную ситуацию; состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые события [2, с.66].

В человеческой истории кризис всегда связан с катаклизмами – голодом, народными волнениями, катастрофами, хаосом, эпидемиями, революциями, войнами. Кризис характеризуется как переломный этап в функционировании любой системы, вследствие воздействия на нее извне или изнутри, требующий от нее качественно нового реагирования. Основная деструктивность кризиса заключается в угрозе разрушения системы.

Социальный кризис – крайнее, дисгармоничное состояние общества, характеризующееся дезорганизацией социальных отношений, нарушением постепенности социального развития, прекращением функционирования восстановительных механизмов всех подсистем общества, резким повышением неравенства между богатыми и бедными, ухудшением уровня жизни большинства граждан. Социальному кризису сопутствуют стагнация, аномия, турбулентность всех систем общества. Стагнация (от лат. stagno – делаю неподвижным) характеризуется: приостановлением развития системы; застоем в экономике, производстве, социальной сфере; отсутствием реальных перспективных планов и программ развития; движением системы по инерции; ощущением безвыходности положения; отсутствием воли к переменам и др. Аномия (от франц. anomie – беззаконие, безнормность, греч. ἀ – отрицательная приставка, νόμος – закон) – понятие, введенное французским социологом Эмилем Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества, введенное в научный оборот для объяснения отклоняющегося поведения.

Социальная аномия понимается как беззаконность, отсутствие норм – ситуация, когда необходимые юридические законы не принимаются или не работают, не выступают как руководство к действию как регламент деятельности, не являются легитимными (законными и поддерживаемые гражданами). Результатами аномии являются: нарушения в ценностно-нормативной системе общества; отсутствие, неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм; неуправляемость общества; всеобщая апатия, разочарованность; рост преступности; массовое тяготение к нетрудовому образу жизни; стремление к реализации экономических, политических и иных целей путем попрания правовых и нравственных норм и др. В ситуации современного системного кризиса человечество вошло в зону аномально высокой турбулентности (хаоса, неупорядоченности) – от лат. turbulentus – бурный, беспорядочный [5, с.115].

Турбулентность в обществе перемалывает аттракторы – совокупность внутренних и внешних условий, способствующих «выбору» самоорганизующейся системой одного из вариантов устойчивого развития; идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своем развитии. Общественная турбулентность характеризуется смещением или деформацией ценностной системы общества и отдельного человека: то, что вчера представлялось важным, вдруг теряет всякую ценность, казавшееся ранее пустяком, данью этикету или банальной гарантированной данностью, вдруг обретает критическую, жизненно важную значимость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: