Описание показателей и критериев оценивания компетенций

Уровневое развитие компетенции предполагает обязательный уровневый контроль образовательных результатов студента, так как каждый новый уровень должен опираться на определённые результаты предыдущего.

В основе деления процесса формирования компетенции на этапы заложен следующий простой подход: логика развития дисциплины, то есть логика деления дисциплины на разделы. Каждый раздел (этап) представляет собой условный уровень развития компетенции, и степень успешного «восхождения» студента на этот уровень означает сформированность конкретных учебных результатов, поддающихся измерению. Особенность технологии оценивания образовательных результатов заключается в использовании преимущественно качественных инструментов оценки, а сложность оценки заключается в необходимости приведения качественных показателей к количественным критериям. Поэтому в разных инструментах оценивания заложены разные показатели, критерии, шкалы измерения, но конечные результаты измерения выражены в единой системе оценивания компетенции в соответствии с балльно-рейтинговой системой (БРС).

Ниже приведены описания подсистем оценивания компетенции для разных видов инструментов оценки, используемых при обучении дисциплине «Современный менеджмент».

 

Подсистема № 1 оценивания компетенции инструментами интерактивных технологий

 («дискуссия»):

Показатели оценивания:

  1. Умение сравнить практические действия и ситуации с теоретическими положениями основ менеджмента.
  2. Умение установить функциональные связи и зависимости.
  3. Умение находить значимую для выполнения задания информацию.
  4. Аналитико-оценочные, рефлексивные умения.
  5. Участие в групповой работе.

Критерии оценивания по показателям:

отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

Уровень: знать (знание, понимание)

1.1 1.2 1.3 1.4
Владеет теорией и использует в анализе Умеет применять теорию, но допускает неточности Знает или имеет представление о теории, но допускает ошибки   Не знает теории, в том числе понятий по теме задания

Уровень: уметь (понимание, применение)

2.1 2.2 2.3 2.4
Умеет выявлять и объяснять функциональные связи и зависимости Допускает незначительные ошибки в выявлении функциональных связей и зависимостей Испытывает затруднения и/или допускает серьезные ошибки при выявлении функциональных зависимостей Не умеет выявить функциональные связи и зависимости
3.1 3.2 3.3 3.4
Знает и свободно владеет материалом; находит в тексте всю значимую информацию, применяет дополнительную Находит большую часть информации, касающейся задания, применяет дополнительную Испытывает затруднения в нахождении значимой информации из текста. Находит в тексте менее 50% информации, касающейся задания

Уровень: владеть (анализ, синтез, оценивание)

4.1 4.2 4.3 4.4
Осуществляет анализ, оценку, рефлексию; делает обоснованный вывод Неточности в анализе, оценке, обосновании вывода; слабое проявление рефлексии Испытывает затруднение, слабое проявление анализа, оценки, обоснования вывода; отсутствие рефлексии Не проявлены понимание задания и технологии его выполнения; продукт не отвечает требованиям
5.1 5.2 5.3 5.4
Лидер, генератор Активный участник участник Вклад в общую работу отсутствует
10 баллов 7  баллов 4  балла 0 баллов

 

Подсистема № 2 оценивания компетенции инструментами экспертной оценки (инструменты оценивания: «доклад», «творческая работа»)

 

Показатель оценивания/критерий выполнения высокий уровень 3 средний уровень 2 низкий уровень 1 показатель не проявился  0
1 Качество представленной работы        
2 Знание теоретического материала        
3 Ответы на вопросы        
4 Качество презентации работы        
5 Тайм-менеджмент (распределение во времени, своевременность)        
6 Организация работы, слаженность команды        
7 Соблюдение деловой этики        

Суммарный балл:

21-18 17-10 9-7 6-0

Итоговый балл по БРС:

5 4 3 0

Итоговая оценка:

отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.

Подсистема №3 оценивания уровня сформированности компетенции

(инструменты оценивания «собеседование», "деловая игра")

Уровень I: знает (знает, понимает) неуд. удовл. хорошо отлично
Знает и свободно владеет информационным материалом, данными и фактами        
Владеет теорией и использует в теоретическом анализе        
Уровень II: умеет (понимает, применяет)        
Выявляет и объясняет функциональные связи и зависимости        
Осознанно применяет для анилиза или действий системный, процессный или ситуативный подход        
Уровень III: владеет        
Осуществляет анализ, оценку, рефлексию;        
Делает обоснованный вывод        
Итоговая оценка: 0 3 4 5

Отметка «отлично» ставится в том случае, если по четырём из пяти критериев ответ оценивается «отлично» и по одному – на «хорошо».

Отметка «хорошо» – если по четырём критериям – не ниже «хорошо» и по одному «удовлетворительно».

Отметка «удовлетворительно» – если по четырём критериям не ниже «удовлетворительно» и по одному – «неудовлетворительно».

Отметка «неудовлетворительно» – если по двум и более критериям «неудовлетворительно».

Подсистема № 4 оценивания компетенции инструментом инструментом «балльно-рейтинговая система (БРС)» (предмет оценивания: тестирование)

Оценка Не зачтено Зачтено
Набранная сумма баллов (% выполненных заданий) (мах – 100) Менее 60 60-100

 

 

Типовые контрольные задания или иные материалы

 

Собеседование

Тематическое собеседование проводится в диалоговом режиме в ходе практических занятий. Особый удельный вес в формировании компетенций приобретает самостоятельная работа студента (СРС). Управление самостоятельной работой осуществляется преподавателем на основе систематических консультаций, которые проводятся в соответствии с графиком, установленным вузом. В ходе практических занятий со студентами разбираются задания, приближенные как к тестовым (задание №1), так и к анализу конкретной ситуации (задание № 2).

Примеры типовых заданий для проведения собеседования:

Задание 1

Напишите, как называется вид полномочий, о котором идёт речь в каждом пункте:

  1. В случае крупных покупок, превышающих определённую сумму, требуются две подписи для контроля финансовых расходов фирмы. О каком виде полномочий идёт речь? Ответ обоснуйте.

Дополнительно. Приведите пример такого же вида полномочий. Какие достоинства и недостатки могут возникнуть в деловых коммуникациях при использовании данного вида полномочий?

  1. Штабной аппарат фирмы должен стараться и тратить время, убеждая линейных руководителей в ценности своих услуг, предложений и консультаций. При этом линейные менеджеры «Дженерал Моторс» сами решают, обратиться ли за помощью или советом. О каком виде полномочий функциональных руководителей идёт речь?

Дополнительно. Приведите пример такого же вида полномочий. Какие достоинства и недостатки могут возникнуть в деловых коммуникациях при использовании данного вида полномочий?

 

Задание № 2

Прочитайте текст  и ответьте на вопросы.

«Директор завода является центральной фигурой американской промышленной компании и находится среди наиболее высоко оплачиваемых и ценимых руководителей среднего звена. Более того, его ответственность постоянно растет. Казалось бы, обязанности мистера Хоффмана и так значительны: они простираются от закупки сырья до поставок конечных продуктов в строительную и горнодобывающую промышленность. Он наблюдает за безопасностью 950 работников, прибыльностью, надежностью хранения продукта, общим обслуживанием 500 зданий. Президент компании считает высокими шансы мистера Хоффмана на перемещение в высший эшелон управления. Компания отдала в руках мистера Хоффмана всю производственную политику, однако при этом политику распоряжения кошельком оставила за собой. Таким образом, мистер Хоффман оказался не в состоянии нанять нужного ему специалиста, пока руководство компании не разрешило создать новую оплачиваемую должность, что заняло более двух месяцев».

Вопросы к тексту:

1.    Какими полномочиями как правом использовать ресурсы организации обладает мистер Хоффман? Ответ аргументируйте.

2.    Определите пределы полномочий мистера Хоффмана. Приведите положения, на основании которых выполнено задание.

3.    Какой властью как правом действовать и влиять на ситуацию не обладает мистер Хоффман? О недостатке какого вида власти идёт речь?

4.  Выскажите свою позицию по поводу распределения власти и ответственности в данной ситуации.

5. Если эта ситуация станет инцидентом конфликта, то к какому виду относится данный конфликт – конструктивному или деструктивному? Ответ обоснуйте.

 

Доклад, эссе

В заданиях данного типа, помимо логического изложения и аргументации, оценивается умение подтверждать свое мнение примерами, а также литературная обработка ответа на вопрос.

Во введении излагается суть предлагаемой темы, выявляется заложенная в нее проблема. В этой части студенту необходимо четко сформулировать вопрос, на который он будет отвечать по ходу раскрытия темы. Основная часть должна состоять из аргументов, подкрепленных примерами, с помощью которых студент представляет свое видение проблемы. Количество аргументов и примеров ограничивается объёмом работы и, как правило, не превышает трех. При использовании аргументов и примеров из опубликованных работ исследователей и практиков необходима ссылка на источники (текст или электронный источник); в случае обращения студента к собственному или пересказанному опыту необходимо указать название организации и временной период. В заключении излагаются собственные выводы и обобщения, которые вытекают из рассмотрения темы.

 

Примерная тематика эссе, докладов

 

1. Тенденции развития современного управления.

2. Планирование: возможность или препятствие развитию?

3. Проблемы мотивации персонала современной организации.

4. Презентации, виды презентаций, их подготовка и проведение.

5. Модель презентации фирмы (товара, коммерческого предложения).

6. Дискуссионные формы делового общения (спор, полемика, дискуссия) в работе управленца.

7. Организация пространственной среды для эффективной коммуникации: особенности, возможности.

8. Значение и виды обратной связи в деловом общении.

9. Корпоративный имидж и репутация фирмы.

10. Электронная деловая корреспонденция.

11. Презентации товара, услуги в управлении фирмой.

12. Модель лидерства и стиль руководства как фактор формирования организационных коммуникаций.

13. Влияние характеристик группы на организационные отношения.

14. Деловые коммуникации в команде.

15. Моя система тайм-менеджмента.

16. Характеристика деловых коммуникаций в разных типах организационной культуры.

17. Анализ организационных отношений в аспекте уровней организационной культуры.

18. Имидж менеджера: содержание, значение, пути формирования.

19. Виды и формы деловой коммуникации в Интернет.

20. Виды, формы, специфика электронной коммерции.

21. Корпоративные сайты и блоги как средство деловой коммуникации.

22. Тип организационной структуры управления как фактор влияния на деловые коммуникации.

23. Коммуникационная сеть в системе управления.

24. Проблема лояльности персонала организации и возможности организационной культуры в ее решении.

25. Место подразделения по безопасности информации в структуре современной организации и оценка качества его работы (результативность, эффективность и т.п.).

26.  Обучение сотрудников организации правилам обеспечения информационной безопасности работодателя.

27. Контроль сотрудников организации в целях обеспечения её информационной безопасности: стратегический и оперативный контроль, контроль лояльности.

28. Проблема лояльности сотрудников к организации и проблема мотивации сотрудников к выполнению правил защиты информации.

29. Американская модель менеджмента и её научные истоки.

30. Многообразие деловых культур как фактор особенностей менеджмента в Европе. Концепция евроменеджмента.

31. Особенности немецкой модели менеджмента.

32. Французская модель менеджмента.

33. Швейцарская модель менеджмента.

34. Менеджмент в Великобритании. Особенности британской деловой культуры.

35. Скандинавская модель менеджмента.

36. Японская модель менеджмента и возможности использования японской модели менеджмента в других странах.

37. Менеджмент в Корее.

38. Модель китайского менеджмента.

39.  Менеджмент в условиях глобализации.

 

 

Тестовое задание

С помощью  заданий тестового типа проводится контроль и самоконтроль проверяются следующих результатов изучения дисциплины:

· Знание основных понятий дисциплины и базовых понятий, формируемых другими дисциплинами, но включенных в содержание данной дисциплины;

· Знание теоретических основ дисциплины;

· Умение установить причинно-следственные связи; логику процедуры или процесса;

· Умение установить функциональные связи между элементами системы, процессами и подпроцессами;

· Умение установить соответствие между содержательным элементом дисциплины и факторами (механизмами), влияющими на элемент.

 

Примеры тестовых заданий:

ТЗ № 1

Какое определение управления наиболее точно отражает его сущность:

o это специфический вид деятельности человека по согласованию деятельности других людей

o  это реализация полномочий на принятие решений

o это превращение информации от исходной в командную

 

ТЗ №2

Выберите  правильный набор базовых элементов коммуникационного процесса:

o информация, вид носителя, способ передачи, способ получения

o входящая информация, исходящая информация, отправитель, получатель

o отправитель, сообщение, канал, получатель

o отправитель, способ передачи, получатель, способ получения

 

ТЗ № 3

Положительные аспекты делегирования для руководителя:

  • формирование команды
  • повышение в должности
  • оптимизация работы подразделения
  • обучение подчинённых

ТЗ №4

К признакам конфликта относятся:

  • неделимость объекта конфликта;
  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие;
  • отсутствие согласия между людьми;
  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
  • противоречие между людьми;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: